Политика «лукавой цифры»: как выполнялись майские указы
Майским указам президента, которые стали «витринной» социальной программой Владимира Путина на его третий срок, уже пять лет. Одной из целей было обеспечить минимально приемлемый уровень жизни тех, кто составляет социальную и электоральную базу нынешнего режима: например, довести зарплаты учителям, врачам, соцработникам до уровня выше среднего по региону. Пришла пора подводить итоги. И в Кремле 4 мая состоялось совместное заседание Госсовета и комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. В тот же день правительство обнародовало справку о состоянии исполнения поручений, данных в связи с майскими указами. Если говорить языком плакатов 1970-х: «Пятилетке качества — рабочую гарантию!»
Отчет напоминает условие задачи из учебника математики: «Всего в майских указах содержится 218 поручений правительству. Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 180 поручений. Выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени». Логично сформулировать вопрос: «Спрашивается — насколько вырос уровень жизни россиян, если учесть падение рубля, инфляцию, падение реальных доходов, эффект санкций и контрсанкций, ухудшение условий торговли, огосударствление экономики, отсутствие конкуренции и защиты прав собственности, нагромождение регулятивных норм, усложнение налоговой системы и многообразие неналоговых платежей?»
«Постправда» в цифрах
Разумеется, отмониторить эту «поправку на политический ветер» невозможно, потому что решается не содержательная, а счетная задача. К счетным же задачам сводится государственная политика последних лет. С этой точки зрения все хорошо. И главный вывод любой отчетной таблицы по поручениям: «Снято с контроля».
Вот за это начальство и не любят. За мышление пятилетками. За абсолютно советский и даже превзошедший советский культ отчетности и формального контроля. За подгонку цифр и манипулирование методиками — лишь бы показатель был достигнут. Меняется, например, определение высокопроизводительного рабочего места — и немедленно их число увеличивается. К высокотехнологичной экономике эта манипуляция не имеет никакого отношения. Или подвергается изменениям сама структура социальных выплат — и на выходе получается, что зарплата достигла формальных целевых значений, а на руки врач или учитель стал получать меньше. И таких маленьких хитростей очень много. На выходе получается «постправда» в цифрах без фактов, отдаленное эхо Программы КПСС 1961 года.
Выстраивается фальшивый образ будущего в нагромождении цифр и долей процентов, что должно изображать близость руководства страны к людям труда и его предельный прагматизм. Но в этой цифровой щебенке, которую можно насыпать самосвалами, тонут и представления о будущем, и вообще смысл государственной политики.
И это нормально для страны, где, по официальному докладу ФАС о состоянии конкуренции, вклад государства и госкомпаний в ВВП составляет 70%. Это мышление «пятилетками» и воображаемыми достижениями, каждое из которых при внешней прагматичности — утопично. Это государствоцентричная политика: мы вам зададим корм, а потом отчитаемся о том, что вы его получили. Государство само себе поставило формальные задачи, само себя проверило, сосчитало и успокоилось: «электоральное мясо» накормлено, «пушечное мясо» обеспечено довольствием. Значит, власть сохранена, можно и дальше пожинать плоды ресурсного и институционального проклятий.
Ошибка в целеполагании
От государства требуется не раздача денег с параллельным кормлением «нематериальными ценностями» — гордостью за взятие Крыма, ударное строительство осажденной крепости и меткое бомбометание деньгами налогоплательщиков за тысячи километров от российских границ, а создание нормальной среды для функционирования экономики и ее субъектов. Меньше регулирования, соблюдение правил игры, больше частной экономики, защиты от силовиков, контролеров и меньше налогов. Ничего нового со времен Адама Смита не придумано. Вместо этого государство в торжественной обстановке подсовывает всей стране «лукавую цифру», в которую все равно никто не верит или не замечает, и продолжает обманывать само себя.
У заседания Госсовета была четкая повестка, от которой президент рекомендовал не отклоняться: работа МФЦ, оценка качества социальных услуг и расселение граждан из аварийного жилья. Это те зоны, где лучше цифры или где действительно что-то было сделано, как в случае с многофункциональными центрами. Попытки обсудить на заседании собственно исполнение майских указов (например, главой «Справедливой России» Сергеем Мироновым) были пресечены лично главой государства, и это можно понять. Пусть они, эти указы, будут уже формально выполнены, и о них стоит поскорее забыть. Чтобы начать новую предвыборную кампанию с новыми целевыми показателями и гонкой за приз, кто лучше всех оказал социальную помощь, в том числе тем, кто составляет удивительный феномен — «работающие бедные».
Это самый очевидный показатель того, что страна осталась бедной и главный дистрибьютор ресурсов по-прежнему государство. Ему так удобнее и безопаснее: лучше подкармливать электорат с руки, чем дать ему «удочку» и нормальную среду для конкуренции и зарабатывания денег. Но это принципиально иная задача. Во всяком случае на заседании Госсовета она не ставилась.