Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Михаил Комин

Методичка для диктатора: что позволяет президенту Мадуро сохранять власть

Огромные полномочия, опора на вооруженные группировки и умелое чередование кнута и пряника позволили президенту Венесуэлы навязать оппозиции свои правила игры

Весь мир облетела фотография боевого вертолета, атакующего здание Верховного суда Венесуэлы. Заговорили о новом апогее противостояния между президентом Николасом Мадуро и оппозицией, находящимися в открытом конфликте с момента выборов в парламент в 2015 году. Позже выяснилось, что боевую машину угнал обычный полицейский, не связанный напрямую ни с оппозицией, ни уж тем более с ЦРУ, как утверждают сторонники Мадуро. Видимо, у него просто сдали нервы: политическому кризису не видно конца, ситуация с инфляцией и товарами первой необходимости становится хуже с каждым днем, а главный «поставщик» новых политических конфликтов — именно Верховный суд.

Пики кризиса

Казалось бы, учитывая ту экономическую пропасть, в которой оказалась Венесуэла, и честно выигранные оппозицией еще два года назад выборы в парламент, диктатура наследника Уго Чавеса давно должна была пасть под натиском настоящей «венесуэльской весны». Но Мадуро раз за разом, несмотря на прогнозы политологов и надежды населения, удерживает власть, пережив уже три пика кризиса.

Первый случился в 2013 году, когда Мадуро, с перевесом всего 0,5% голосов, все же одержал победу на президентских выборах, опередив кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса. Венесуэльцы, уже тогда страдавшие от коллапса экономики, вышли на улицы и потребовали пересчета голосов. Национальный избирательный совет и Верховный суд сначала взяли паузу, чтобы успокоить протестующих, но в итоге встали на сторону Мадуро.

Уличные протесты фактически не утихали до второго пика кризиса — выборов в парламент в 2015 году, когда правящая партия потерпела сокрушительное поражение. Оппозиция под руководством Энрике Каприлеса и Хулио Борхеса вынесла на повестку дня вопрос об импичменте. Используя заложенную в Конституции возможность отстранения президента от власти через референдум, они собрали необходимое число подписей и даже почти смогли добиться регистрации референдума в Национальном избирательном совете, в котором лишь один из пяти членов неподконтролен Мадуро лично. Но Верховный суд снова заблокировал эту возможность, похоронив, кажется, последний шанс на относительно мирный выход из политического кризиса. Около 1,2 млн венесуэльцев вышли на улицы с требованием отменить решение суда. Через несколько месяцев его и правда отменили, но время для проведения референдума прошло.

Сумев пересечь экватор своего президентского срока и застраховав себя от досрочного отстранения от власти, Мадуро перешел в атаку, чем спровоцировал третий и пока последний апогей противостояния с оппозицией. Все тот же Верховный суд в марте 2017 года решил, что парламент не может дальше работать, и отозвал его полномочия в свою пользу. В ответ спикер парламента призвал людей снова выйти на улицы, а армию — наконец-то вмешаться и защитить конституционный строй, «подчиняясь приказам совести, а не приказам начальства». Генеральный прокурор Луиза Ортега Диас, до этого занимавшая проправительственную позицию, вдруг выступила по официальному телевидению с поддержкой парламента. За ней последовали двое судей, в меньшей степени, чем остальные, связанные с режимом Мадуро. Почувствовав, что трон под диктатором зашатался, на улицы Каракаса вышли миллионы венесуэльцев. И хотя на этот раз полиция меньше прибегала к насилию, подготовленные Мадуро группировки местных «титушек», называемые «коллективос», вступили в стычки с манифестантами. Несколько десятков человек погибли, в итоге Верховный суд все-таки отменил свое решение, но политический кризис это не разрешило.

Техника выживания

Сегодня Мадуро предпринимает новую атаку на оппозиционный парламент, созвав лояльное себе Учредительное собрание, состоящее «только из рабочего класса, а не из элит», и собираясь с его помощью вынести на референдум новый проект Конституции, отменяющей прямой принцип формирования парламента и отодвигающий президентские выборы дальше 2018 года.

По выживаемости режима Мадуро можно уже писать методички для диктаторов в XXI веке. Политическая наука доказывает, что наибольший вызов для любых автократий — это резкий экономический кризис, в результате которого диктатор и лишается ресурсов для распределения ренты среди приближенных, и теряет общественную поддержку из-за падения уровня жизни. В случае Венесуэлы практически на этот же период выпал транзит власти от одного диктатора к другому, что должно было сделать режим еще более уязвимым. Тем не менее уже три пика политического кризиса Мадуро пережил, и, вероятно, это не предел.

Руководство по выживанию для диктатора на основе венесуэльского опыта может содержать следующий набор правил.

Конституционные сверхполномочия

Во-первых, заложите в Конституцию принцип суперпрезидентской республики. Каркас политических институтов Венесуэлы по Конституции 1999 года таков, что президент может делать почти все, а оппозиция, полностью контролирующая парламент, в состоянии сделать всего две вещи: предложить провести референдум и самораспуститься. Первым правом оппозиция пользуется, но решение о конституционности любого референдума принимает Верховный суд. Теоретически парламент вправе утверждать новый состав Верховного суда и продлевать полномочия генерального прокурора, но Мадуро еще до выборов 2015 года успел провести через лояльную ему тогда Национальную ассамблею собственных кандидатов в судьи.

Сытая армия

Во-вторых, сделайте армию гарантом Конституции и не жалейте на нее денег. Формально венесуэльская армия и силовые структуры занимают нейтралитет в противостоянии президента и парламента. Неформально армейский генералитет и нацгвардия — часть клептократической системы, выстроенной Уго Чавесом и его наследником. Крайне близкий к военным кругам друг Мадуро Диосадо Кабельо и вице-президент Тарек эль-Айссами (правительство США обвиняет его в причастности к наркоторговле) занимаются перераспределением ренты между силовыми элитами.

С момента кризиса денег в Венесуэле стало в разы меньше. Зато Каракас освоил выпуск гособлигаций сверхвысокой доходности, из-за огромных скидок покупаемых даже такими именитыми инвесторами, как Goldman Sachs Group. Стоимость последнего пакета составила $2,8 млрд, и точно далеко не вся эта сумма пойдет на благо простых граждан. Правда, военные среднего и низового уровня страдают от гиперинфляции и нехватки товаров первой необходимости ненамного меньше, чем остальные граждане, и отчасти поэтому полицейский летит на захваченном вертолете бомбить Верховный суд. Но тем не менее армия и силовики венесуэльским правительством финансируются в первую очередь, а учитывая доходность продаваемых гособлигаций — еще и за счет недалекого будущего.

Банды против оппозиции​

Третье правило — создайте специальные группировки для борьбы с протестующими, что позволит не использовать обычную полицию. Конечно, полицейские в Венесуэле разгоняют отдельные митинги с помощью водометов и помповых ружей, но стремятся не переходить к открытому насилию. Всю черную работу за них делают специальные банды «моторизадос», прозванные так за то, что они быстро перемещаются небольшими группами на мотоциклах по улицам и нападают на отдельных активистов, оппозиционеров и простых демонстрантов. Пользуясь безнаказанностью со стороны полиции, такие группировки вступают в дело на пике протестной активности. Протестующие пытаются бороться, но в кратких стычках на городских улицах у них почти нет шансов.

Война на истощение

Четвертое правило — измотайте протест, чередуя кнут и пряник. Выжить в каждом из кризисов Мадуро помогает удачное совмещение уступок оппозиции с последующим наступлением на нее. На пике протестов власть принимает решение, которое, кажется, увеличивает шансы оппозиции на победу. После этого часть протестующих считают, что добились необходимого, и уходят с улиц, но спустя какой-то период Мадуро отыгрывает все уступки назад. С каждым новым пиком противостояния протестующие все меньше верят в возможность своей победы, все больше боятся последующих репрессий или атак «моторизадос». Чем дольше длится противостояние, тем труднее оппозиции убедить граждан совершить «последний рывок» для сокрушения диктатуры. Кроме того, как это ни странно, тотальный дефицит товаров с какого-то момента начал играть на руку Мадуро. Когда твоя ежедневная задача — просто выжить, отстояв в очереди за смесью кукурузной муки несколько часов, все меньше остается времени на кажущийся бессмысленным протест.

Похоже, точка невозврата в венесуэльском противостоянии уже прошла. Мадуро перешел в наступление, навязывая оппозиции свои правила игры. На 30 июля назначен референдум о новой Конституции, уничтожающей и без того невысокую автономность парламента. В ответ оппозиция объявила свой референдум на 16 июля, но шанс, что его результаты как-то повлияют на расстановку сил, ничтожны. Решится ли оппозиция в таком случае на вооруженное отстранение Мадуро от власти — вопрос открытый. Если низовой состав нацгвардии к этому моменту совсем лишится средств на существование, то у оппозиции появится шанс. Но учитывая запасы госактивов, имеющихся в распоряжении Мадуро и пригодных для продажи с дисконтом зарубежным инвесторам, Венесуэла может получить новую Конституцию, а затем и старого президента.

Об авторе
Михаил Комин Михаил Комин политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 22 ноября
EUR ЦБ: 106,08 (+0,27)
Инвестиции, 17:35
Курс доллара на 22 ноября
USD ЦБ: 100,68 (+0,46)
Инвестиции, 17:35
Лондон пообещал вступить в бой с Россией «сегодня вечером», если попросятПолитика, 19:03
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 19:00
Нападение ВСУ на Курскую область. ГлавноеПолитика, 18:47
Как миллиардеры Маск и Рамасвами хотят перекроить госуправление в СШАПолитика, 18:46
Стармер заявил, что поддержка Украины Британией является законнойПолитика, 18:36
Идеолог Brexit назвал глупой веру в победу УкраиныПолитика, 18:25
Вучич заявил, что ни Москва, ни Киев не хотят перемирияПолитика, 18:24
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
США ввели санкции против ГазпромбанкаФинансы, 18:23
Акции «Транснефти» упали на 10% после решения комитета Думы по налогуИнвестиции, 18:22
Молодые сотрудники: что надо знать бизнесу для эффективной работыОтрасли, 18:19
Стратегии инвестирования: долго и короткоРБК и ПСБ, 18:10
Тренд на сохранение: как большие компании удерживают сотрудниковОтрасли, 18:10
Глава IIHF допустил, что Овечкин так и не сможет побить рекорд ГретцкиСпорт, 18:09
Дума одобрила в 1-м чтении проект о возможности скрывать запросы в ЕГРННедвижимость, 18:03