Избирательный календарь: что может повлиять на кампанию Владимира Путина
Как ожидается, 15 декабря Совет Федерации объявит официальное начало президентской избирательной кампании. Диспозиция полностью ясна уже сейчас.
Условия игры
На одном конце находится Владимир Путин, поддержанный всеми инструментами государства. Руководителем его избирательного штаба будет, видимо, глава администрации президента (АП) Антон Вайно, возможен также и «народный руководитель штаба», каким в прошлый раз был Станислав Говорухин. Концепцию кампании разрабатывали Сергей Кириенко и привлекаемые им эксперты. Еще в начале 2017 года Кириенко назначил группу советников АП на общественных началах. Все они руководители структур, которые в совокупности, можно сказать, образуют федеральный штаб Путина. Здесь социология и аналитика — ВЦИОМ, ФОМ, Фонд развития гражданского общества, крупнейшие пиар-компании (КРОС, «Михайлов и партнеры»), ВГТРК, «общественность» — ОНФ и Торгово-промышленная палата. В конце ноября Кириенко провел учебу для вице-губернаторов, отвечающих за выборы в регионах. Хотя официально АП опровергает, что имеется установка обеспечить 70% за Путина при 70% явки, но в регионах многие считают, что такая установка есть. Разумеется, она выполнима не везде и является лишь общим ориентиром для желательного результата в целом по стране.
На другом конце находятся все остальные кандидаты. Хотя предварительно многие заявляли о желании участвовать в кампании, шанс попасть в бюллетень есть у Зюганова, Жириновского, Миронова, Явлинского, Собчак и Титова.
Главная проблема для штаба: Путин может получить «неприлично много», как в Туркмении, а этого не хотелось бы. Зюганов и Жириновский уже глубокие пенсионеры. Явлинский, Миронов, Собчак и Титов стартуют с рейтингом менее 1%. Безальтернативность Путина после Крыма создает фон, при котором вся группа кандидатов может получить меньше 15%, а все остальное отойдет Путину.
Второй проблемой является низкая явка крупных городов. Этот фактор заметен уже в течение шести лет. Именно в крупных городах сосредоточен большой контингент «несвязанного» электората — лиц свободных профессий, не связанных корпоративными или клановыми обязательствами. Эти люди недовольны системой выборов и все больше игнорируют их. Однако похоже, что путинский штаб не планирует каких-то чрезвычайных мер повышения явки, кроме обычной мобилизации бюджетников, военных и сотрудников госкорпораций. Это достаточно надежная база для явки. Но, разумеется, для губернаторов «приличные» цифры являются желательными, на них и возложено решение проблемы явки.
Внешний фон
У президентской кампании-2018 — два крупных фактора в качестве фона. Первый — это нарастающий негативный имидж России. Не только не закрыт, но постоянно обрастает новыми подробностями скандал вокруг выборов в США («русские хакеры», контакты штаба Трампа и т.д.), в феврале будет доклад американского Минфина и вслед за тем новый пакет персональных санкций, висит вопрос о международном суде по малайзийскому «Боингу», донбасское урегулирование никуда не движется и т.д.
На первых двух президентских сроках сохранялась общая атмосфера доверия между Россией и Западом и Путину удавалось легко микшировать опасные действия — разгром НТВ, ЮКОСа, скандал вокруг гибели Александра Литвиненко и др. Но в условиях распада доверия после Крыма — «каждое лыко в строку», любой факт выходит на первые полосы мировых медиа и накладывается на уже готовый контекст действий кривой «руки Кремля».
Вторым фактором является Навальный. Под непрерывным давлением он и его окружение провели беспрецедентную в путинской России общественную кампанию в пользу выдвижения на президентский пост. Не позднее 7 января ЦИК должна принять окончательное решение. Однако уже сейчас ясно, что Навальный не будет зарегистрирован. Поэтому в начале декабря он объявил, что будет вести кампанию бойкота выборов. Какой бы характер она ни приняла, это и будет единственной сюжетной интригой всей президентской кампании-2018.
Календарь кампании
Есть несколько ключевых событий, к которым будет приковано внимание в ходе кампании: 100-летие органов ВЧК — КГБ и выступление Путина на расширенной коллегии ФСБ (20 декабря), отказ Навальному в регистрации (начало января), послание Путина Федеральному собранию (январь-февраль, дата не объявлена), Олимпиада-2018 (9–25 февраля), доклад Минфина США и обсуждение новых санкций (февраль), ежегодный марш памяти Немцова (конец февраля — начало марта). Послание Федеральному собранию будет главным документом кампании для всей российской бюрократии, поскольку на основе этого документа и будут вырабатываться долгосрочные поручения всем этажам власти. Заметно, что многие прокремлевские структуры в течение года проводили форумы на тему «образа будущего», и, таким образом, следует ожидать, что «образ будущего» и станет центральной темой путинской избирательной кампании. При этом заметно также, что в последние два года не разрабатывалось никаких новых планов больших реформ, в том числе и отраслевых. Обсуждались только три направления — так называемая цифровизация, судебная реформа, развитие городских агломераций. Конфликт с Западом неизбежно создает мобилизующий слоган кампании Путина что-то в духе «Мы выстоим!». И ядром кампании является ответ на вопрос: как именно и за счет чего выстоим и будем развиваться, игнорируя конфликт.
Для либеральной оппозиции все действия внутри кампании неизбежно стягиваются к «маршу Немцова». Он и является единственной возможной крупной и политически значимой манифестацией несогласия с «четвертым сроком». Но слабость старых либеральных организаций, конфликт штабов Навального и Собчак создают плохие перспективы для этого марша.
Воспроизводство власти
В итоге можно так сформулировать главные особенности президентской кампании-2018.
Инерционность. Кампания проходит со старыми лидерами. Это Зюганов, Жириновский, Миронов, Явлинский. Не произошла ожидаемая смена старых фигур на более молодых выдвиженцев. Кремль не решился впустить Навального на выборы и тем самым дать возможность Путину выиграть выборы с определенной конкурентной интригой. А это означает и стратегический выбор в пользу модели «автократа с бессрочным мандатом от подавляющего большинства».
Отсутствие «нового курса». Подготовка к путинской кампании-2018 в течение года показала, что в отличие от выборов 2008 года (ключевое слово — «модернизация») или 2012-го (ключевое слово — «укрепление суверенитета») у Кремля нет сейчас крупной стратегической идеи на следующий шестилетний срок. Кампания будет простым продолжением основных линий третьего срока.
Недовольство и «стокгольмский синдром». Та часть общества, которая недовольна разными аспектами сложившейся системы, находится под сильным впечатлением от репрессивных мер третьего срока («болотное дело», расширение толкования «экстремизма», показательные дела против Кирилла Серебренникова и Юрия Дмитриева, подавление протеста дальнобойщиков и др.). Весь третий срок власти усиливали систему контроля за протестной активностью. В той части общества, которая хотела бы перемен, усилился пессимизм и нежелание идти на риск, который кажется уже неоправданным (в отличие от 2011–2012 годов). В этой среде распространено убеждение, что после чемпионата мира по футболу начнется новый виток разгрома гражданских организаций.
Более чем когда-либо в постсоветский период нынешние выборы — это просто административный переход из третьего в четвертый срок без всякого шва и интриги. Перенос выборов на 18 марта и призван показать, что с Крыма начался новый отсчет исторического времени, имеется «посткрымское большинство» и оно будет существовать сколь угодно долго, рутинизированно воспроизводя Путина, в каком бы направлении он ни двигался.