Дорога на Иерусалим: какой может быть израильская политика Трампа
Накануне нового года американско-израильские отношения пережили серьезное испытание. США — стратегический союзник и традиционный лоббист Израиля в ООН — впервые за последние 30 лет не наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, формулировки которой противоречат интересам Тель-Авива. Речь шла о документе, призывающем Израиль прекратить строительство поселений на оккупированных палестинских территориях. В российской экспертной среде этот шаг объяснили стремлением действующего президента Барака Обамы усложнить внешнеполитические задачи избранному президенту Дональду Трампу. Однако это явное упрощение, которое не отражает объективных причин кризиса в американско-израильских отношениях.
Сделка с Трумэном
Америка признала независимость Израиля решением президента-демократа Гарри Трумэна в 1948 году. Этот факт во многом определил ориентацию значительной части еврейской общины США на Демократическую партию. Тогдашние лидеры еврейских религиозных и общественных организаций считали, что американский президент как верующий протестант был принципиально убежден в необходимости вернуть богоизбранный народ на священную землю. Трумэн действительно с большой симпатией относился к еврейскому народу. Достаточно сказать, что его первым советником и близким другом был Эдди Джекобсон — крупный еврейский общественный деятель и филантроп. Однако причины признания Израиля объяснялись в основном прагматичными расчетами.
При обсуждении еврейского вопроса шло противостояние двух лагерей. Первый лагерь возглавлял госсекретарь Джордж Маршалл, считавший, что признание Израиля испортит отношения США с арабским миром и затруднит доступ к ближневосточной нефти. Вторая точка зрения была представлена Кларком Клиффордом — личным помощником и руководителем предвыборного штаба Трумэна. Клиффорд думал исключительно о внутренних политических дивидендах. Его команда пришла к выводу, что для успеха на президентских выборах необходимо победить в штатах Нью-Йорк и Массачусетс. Для достижения этой цели было важно заполучить голоса католиков и евреев. Клиффорд утверждал, что без поддержки еврейских организаций Трумэн проиграет кампанию республиканцу Томасу Дьюи — герою Америки, прокурору, арестовавшему верхушку мафиозной группировки Чарли Лучано.
В итоге Трумэн склонился к решению о признании Израиля. Однако, чтобы не испортить отношения с монархиями Персидского залива, Белый дом издал специальный указ, в котором отмечалось, что США поддерживают создание «двух государств для двух народов» на основании резолюции ООН от 1947 года. Демократы, используя фактор еврейского электората, удержали за собой Белый дом до 1952 года. Второй срок Трумэна был отмечен активизацией американской политики на Ближнем Востоке, где в качестве основных союзников рассматривались Персия и Саудовская Аравия. При этом демократы не поддерживали Израиль, стремясь дистанцироваться от палестино-еврейского конфликта. Во время ежегодных собраний американско-еврейских организаций лидеры консервативного крыла заявили, что демократам верить нельзя и необходимо поддержать Республиканскую партию. Некоторые организации прислушались к мнению консерваторов, однако большинство подтвердило свою лояльность к демократам.
Два лобби
Консервативные группы объединились в произраильскую лоббистскую группу под названием Американо-израильский комитет по общественным делам (АИКОД). Новая организация считала своей главной целью оказание влияния на ближневосточную политику США. АИКОД не пользовался поддержкой большинства американских евреев, но сумел привлечь на свою сторону влиятельных бизнесменов и политиков-консерваторов. Комитет установил тесные связи с Республиканской партией. Основным фундаментом прочных взаимоотношений стал религиозный консерватизм. Республиканцы говорили, что защита Святой земли и еврейского народа является долгом каждого протестанта, каждого христианина. Таким образом, в США были сформированы две влиятельные группы: еврейская диаспора, поддерживающая демократов, и произраильское христианско-сионистское лобби, ориентированное на республиканцев.
Первая группа американских евреев последовательно поддерживала инициативы демократических администраций по примирению Израиля с арабским миром на основе взаимных уступок. Джимми Картер и Билл Клинтон — президенты от Демократической партии — сокращали американскую помощь Израилю в качестве средства давления на еврейское государство. Именно во время президентства Картера и Клинтона были подписаны Кэмп-Дэвидские договоренности между Израилем и Египтом в 1978 году и заключены соглашения в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины в 1993 году. Однако эти соглашения были крайне непопулярны у арабского мира и израильтян. Ярким свидетельством о неготовности к миру послужили убийства египетского президента Анвара Садата в 1981 году и израильского премьер-министра Ицхака Рабина в 1995 году.
Вторая группа, представленная произраильскими лоббистскими организациями, продолжала усиливать свое влияние на консервативные элиты Америки. Республиканцы рассматривали Израиль как единственное государство — носитель демократических ценностей в окружении враждебных исламских диктаторских режимов. Президенты Рональд Рейган, Джордж Буш — старший и Джордж Буш — младший поддерживали политику Израиля на двустороннем уровне и в рамках международных организаций. При республиканских администрациях США наложили вето на 36 резолюций Совбеза, направленных против интересов Израиля. Буш-младший лично издал указ о необходимости блокирования любых резолюций, призывающих Израиль разрешить экспертам МАГАТЭ провести проверку на наличие ядерного оружия. Влиятельные законодатели консервативного толка последовательно голосовали за увеличение безвозмездной внешней помощи Израилю.
Движения маятника
Барак Обама придерживается традиционной политической линии демократов. Продолжая политику Картера и Клинтона, он урезал некоторые статьи американских ассигнований Тель-Авиву и последовательно заявлял о том, что Израиль должен прекратить все постройки на Западном берегу реки Иордан, вернуться к границам 1967 года и начать диалог с представителями Палестины. При этом Обама действовал жестче своих предшественников-однопартийцев. Картеру приходилось учитывать фактор советского влияния на арабский мир, а эпоха Клинтона пришлась на пик могущества израильского лобби. Нынешняя администрация была менее зависима от внешних и внутренних факторов. США по-прежнему остаются наиболее влиятельным глобальным игроком, являющимся ориентиром для ведущих держав арабского мира: Саудовской Аравии, Катара и Иордании.
При этом за последние восемь лет наблюдался кризис консервативного израильского лобби и усиление продемократических либеральных еврейских групп влияния. Ярким индикатором этих изменений стала серия слушаний в конгрессе по иранскому ядерному соглашению. После подписания соглашения с Ираном республиканцы, обладая большинством в обеих палатах конгресса, заявили о готовности блокировать новый документ. По данным Центра ответственной политики, в рамках кампании по отмене иранской сделки были задействованы 345 лоббистов. Исход противостояния определили голоса конгрессменов-демократов еврейского происхождения — Чарльза Шумера, Адама Шиффа, Барбары Боксер, Сандера Левина и Дианы Файнштейн, поддержавших администрацию Обамы.
Избранный президент республиканец Дональд Трамп назвал политику Обамы антиизраильской и заявил, что с 20 января Израиль может рассчитывать на полную и бескомпромиссную поддержку новой администрации. Трамп долгое время сотрудничал с влиятельными американскими бизнесменами, которые вкладывают большие средства в лоббирование интересов Израиля. Наиболее тесные отношения у нового президента США сложились с миллиардером Шелдоном Адельсоном — уважаемым консерватором, крупным спонсором Американо-израильского комитета по общественным делам и Республиканской партии.
Еще в 1983 году Еврейский национальный фонд (Jewish National Fund) вручил Трампу престижную премию «Дерево жизни» (Tree of Life Award) за большой вклад в укрепление американско-израильских межгосударственных связей. Во время праймериз он неоднократно заявлял, что президент сделает все возможное, чтобы отношения между США и Израилем вернулись на самый высокий доверительный уровень. Вероятнее всего, Трамп, имея поддержку республиканского большинства в конгрессе, попытается аннулировать соглашение с Ираном. Но на этом фронте «слоны» столкнутся с серьезным сопротивлением. Стремясь защитить свое внешнеполитическое наследство, демократы выступят единым фронтом. Сенатор Чарльз Шумер использует свой авторитет и влияние, чтобы внести раскол в стане республиканцев и переманить на свою сторону умеренных консерваторов.
Если отменить сделку не получится, то администрация Белого дома использует другие механизмы по восстановлению доверия Израиля. Скорее всего, будет увеличен объем финансовой помощи, ускорены новые поставки вооружений и состоится перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Кроме того, официальный Вашингтон не будет оказывать сильного давления на израильские власти по вопросу строительства поселений на Западном берегу реки Иордан. Таким образом, в ближайшие четыре года израильское лобби, имея поддержку республиканского Белого дома и конгресса, получит широкие возможности для расширения и укрепления американско-израильских отношений.