«Зеленое» будущее — хорошее будущее»
Через 30 лет наша статья могла бы начинаться так: «Благодаря своей впечатляющей и первозданной природе и своему климатическому многообразию Россия является ведущим туристическим направлением для путешественников со всего мира.
Дальний Восток страны представляет собой одну из богатейших экосистем в мире — при содействии местного и коренного населения, живущего в гармонии с природой, сохраняя ее. Такие области, как Ульяновская и Астраханская, стали хабами возобновляемой энергии; Сахалинская область положила начало системе торговли CO2, принятой впоследствии по всей России, и стала одним из водородных хабов в Азии; Кузбасс из угольного месторождения превратился в регион науки и «зеленой» промышленности; «зеленый» водород течет по трубам «Северного потока-2», снабжающего Европу климатически нейтральной энергией.
Атомные электростанции также вносят свой вклад в этот уравновешенный энергобаланс. Бескрайние леса России играют основную роль в смягчении последствий изменения климата. Страна также экспортирует редкоземельные элементы, незаменимые для строительства ветровых электростанций и электромобилей в Европе и по всему миру. Эти тенденции запустили волну экономического роста, создавая новые «зеленые» рабочие места в науке, промышленности и сфере услуг. Данная модель устойчивого роста прочно интегрировала Россию в декарбонизированную мировую экономику. Москва — отменная площадка для «зеленого» финансирования. Страна становится все более и более важным поставщиком не только устойчивой энергии, но и технологических решений и научных достижений. Эффекты ощутимы повсюду: путем значительного сокращения загрязнения воздуха и воды «зеленая» трансформация повысила качество повседневной жизни не только в Москве, но и по всей стране».
Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Такое описание России как страны, которая не только осознала вызовы изменения климата, но и воспользовалась открывшимися огромными возможностями и приняла смелые политические решения вместе со своими партнерами в Европе и за ее пределами, действительно возможно через 30 лет!
Это будущее начинается сегодня, поскольку основы уже заложены и поскольку Европа и другие регионы мира также находятся в процессе преобразования своих экономических систем и обществ в сторону устойчивого будущего. Принятие Парижского соглашения 12 декабря 2015 года на СОР-21 стало кульминацией более чем 20-летних переговоров по борьбе с изменениями климата. Оно ставит амбициозную коллективную цель — удержать рост средней глобальной температуры на уровне значительно ниже 2°C и продолжать усилия по ее удержанию на уровне 1,5°C. Это динамичное соглашение организовывает постепенное увеличение обязательств стран каждые пять лет и поддерживает развивающиеся страны в выполнении их обязательств. Заявление президента Путина на Российской энергетической неделе о том, что Россия достигнет климатической нейтральности «не позднее 2060 года», является важным шагом. Предстоящая Конференция COP-26 может стать еще одной вехой в наших коллективных усилиях по решению проблемы изменения климата и построению более «зеленого», более процветающего будущего для всех.
Однако борьбу с изменением климата ведут не только международные организации, правительства и государства — бизнес, наука и гражданское общество также вносят свой весомый вклад. Российский бизнес уже находится на передовой линии «зеленой» трансформации. Все больше компаний задают себе цели по экологическим, социальным и управленческим (ESG) критериям и четкие сроки для достижения углеродной нейтральности, пользуясь поддержкой финансовых институтов и ведомств. Они также стремятся поддержать развитие климатических проектов, которые могли бы позволить скомпенсировать их углеродоемкую деятельность. Этим предприятиям, как и везде в мире, нужны четкие правовые нормы и руководящие принципы. Важно, чтобы работа по поддержке «зеленого» финансирования, «зеленых» и климатических проектов, а также по регулированию выбросов CO2 продолжалась.
Огромна и роль российских регионов. Пример Сахалина показывает, как можно не только продвинуть дискурс, но и взять на себя роль первопроходца и добиться прогресса за относительно короткий срок. Многие другие регионы в настоящее время изучают пути разработки своих собственных «зеленых» повесток дня. Им необходимо финансовое и экспертное содействие. Европейские города-побратимы и партнерские регионы могут стать важным способом углубления обмена знаниями в области устойчивого регионального развития. На международном уровне хорошим примером сотрудничества городов является запущенная в 2005 году Инициатива C40 (группа городов-лидеров по проблеме климата) в составе 94 городов (и шесть наблюдателей), представляющих 49 стран, 600 млн жителей, 25% мирового ВВП и 70% выбросов парниковых газов.
Все усилия бизнеса, местных властей и правительств не увенчаются успехом без поддержки граждан, убежденных в неотложности мер по борьбе с изменением климата. В настоящее время динамика «зеленого» развития по всему миру зачастую вытекает из локальных инициатив, в рамках которых население объединяется для поиска решений проблем, с которыми оно сталкивается в своей повседневной жизни. Так и в России. Здесь наука, местный бизнес и образовательные инициативы могут сыграть важную роль в продвижении общественных преобразований, которые влечет за собой зеленая экономика по всей стране.
Международное сотрудничество, обмен знаниями и опытом имеют для этого жизненно важное значение. Когда мы путешествуем по России, когда встречаемся с местными властями, студентами и гражданами, вопросы управления отходами и экономики замкнутого цикла поднимаются в первую очередь. Произошедшие в этом году климатические катастрофы в очередной раз показывают: все мы живем на одной планете. Поэтому мы должны действовать сообща. Многое уже делается в этом направлении. Германия и Франция являются ключевыми партнерами России в этой области. В первой половине 2022 года, когда по принципу ротации Франция станет председателем Совета ЕС, мы надеемся на укрепление диалога между ЕС и Россией по вопросам изменения климата.
Здесь можно было бы опираться на несколько примеров сотрудничества Германии и Франции с Россией в области климата, поскольку обе страны поддерживают Россию в разработке и внедрении наилучших доступных технологий для достижения еще более амбициозных климатических целей. Германо-российский год «Экономика и устойчивое развитие» предлагает разнообразные возможности для двустороннего сотрудничества. Аналогичным образом «Год межрегионального (во французской версии — децентрализованного) сотрудничества между Россией и Францией» нацелен на возобновление сотрудничества, особенно на локальном уровне. К концу года посольство Франции объявит конкурс среди российских городов по устойчивому развитию. Вопросы, касающиеся изменения климата и окружающей среды, в этом году находятся в центре внимания «Трианонского диалога», начатого по инициативе президента Макрона и президента Путина в 2017 году в целях развития отношений между гражданскими обществами наших стран.
Эти франко-российские и германо-российские инициативы сопровождают длинный список двусторонних мероприятий с совместным участием представителей правительств, науки и бизнеса, что демонстрирует, насколько важно сотрудничество в целях декарбонизации мира. Глядя в глаза нашим детям и внукам, мы знаем, что мы обязаны сотрудничать, чтобы у них была планета, на которой они смогут и захотят жить! Мы выступаем единым фронтом.