Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Татьяна Клячко

Образование раздора: нужно ли сажать вузы на голодный паек

В высшем образовании много проблем, но они точно проистекают не от того, что вузы жируют на бюджетных деньгах

​Слишком много студентов

В высшем образовании, как в футболе и медицине, разбираются все. Стереотипов множество. Качество высшего образования падает, но кто и как его мерил, неизвестно, все вузы выполняют федеральные образовательные стандарты, а невыполняющих закрывают. Высшее образование не отвечает требованиям рынка труда, но в чем эти требования состоят, никто не знает. Выпускники вузов не работают по полученной специальности — долго про это говорили, и все поверили. Студентов у нас слишком много, а сколько надо? Необходимо готовить специалистов со средним профессиональным образованием, но требующие этого работодатели почему-то предпочитают даже уборщицами брать тех, кто имеет высшее образование. Недавно к этим уже привычным мифам добавилось новое, эпатажное: для того чтобы качество высшего образования выросло, надо снизить его финансирование.

Если в 30-х годах ХХ века по всему миру в университеты шло меньше 15% возрастной когорты, в 1970–1980-е годы — 25–30%, то теперь во многих странах — 70–90%. Так, в США в университеты поступают 82% возрастной когорты, в Финляндии — 94%, в Южной Корее — 96%.

В развивающихся странах тот же тренд. В Китае с 2008 по 2013 год доля поступающих в вузы выросла с 22 до 26%, а общая численность студентов вузов превысила 30 млн человек. В Индии в университеты пока поступают 15% возрастной когорты (прирост за пять лет 2%), но это уже больше 20 млн человек. Студенческий контингент Китая и Индии, обучающийся в университетах как своих стран, так и за границей, суммарно равняется 50 млн, что превышает численность студентов всех стран Европы вместе взятых, включая и иностранных студентов европейских университетов.

В России (РСФСР) в конце 1927 года было 90 вузов, в которых учились 114,2 тыс. студентов. Но уже в 1940 году число вузов возросло до 481, а численность студентов в них составила 478,1 тыс. человек, то есть за 13 лет увеличилась более чем в четыре раза. В 1960-е годы численность студентов в РСФСР достигла 1,5 млн человек, в 1980-е годы уже превысила 3 млн, но к 1990 году несколько сократилась, до 2,8 млн студентов.

В 1996 году, когда принимался закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», законодатель, видя, что численность бюджетных студентов снижается, даже установил для нее минимальный порог в 170 человек на 10 тыс. человек населения России, что тогда равнялось 2,5 млн человек. Быстрый рост студенческих контингентов начался с 1995 года, и даже кризис 1998 года эту поднимающуюся волну не остановил: в 2000 году в 965 вузах Российской Федерации (государственных было 607) обучалось уже 4,7 млн студентов, из них 2,6 млн на бюджетной основе, иными словами, меньше, чем в РСФСР в 1990 году. Пик студенческого контингента в 7,5 млн человек пришелся на 2008 год, который стал годом «великого перелома», — с этого времени численность студентов в силу демографических причин начала стремительно убывать. В 2014 году в российских вузах уже учились 5,2 млн студентов, из них всего 2 млн за счет бюджетных средств.

Именно быстрый рост студенчества в конце 1990-х и 2000-е годы породил представление о том, что высшего образования в России стало «слишком много».

Вместе с тем до 2021 года студенческий контингент будет и дальше снижаться — до 4,1–4,2 млн человек. Потом вектор развернется и начнется небольшой подъем до 4,5–4,6 млн. Таким образом, в 2030 году, по самым оптимистическим оценкам, в российских вузах будет учиться меньше студентов, чем в 2000 году.

Качество образования

Резкий переход к практически всеобщему высшему образованию, естественно, порождает представление о том, что общий его уровень снижается. Наверное, аналогичные шоки все страны переживали, когда совершался переход от начального 4-классного образования к семилетнему или восьмилетнему. Но прошло время, и это стало обыденностью, никому не придет в голову говорить, что семилетка — это плохо, это избыточное образование. Тем более что нет никаких объективных данных о падении качества образования.

Можно, конечно, опираясь на данные по ЕГЭ, утверждать, что более сильные абитуриенты идут в социально-экономическую и гуманитарную сферы, а более слабые — в технические и естественно-научные вузы. Но и это утверждение ограниченно, поскольку в МФТИ (Физтех), МИФИ, Бауманку, питерский Политех, на физфак МГУ поступают сильные ребята, да и баллы ЕГЭ по обществознанию и, скажем, физике сравнивать не совсем корректно. По сравнению с прошлым веком многое поменялось в представлениях о том, какое образование можно считать качественным. Американцы, например, честно говорят, что высшее образование как профессиональное у них теперь начинается с уровня магистратуры.

Рынок труда

В 1990-е и 2000-е годы бюджетное финансирование высшего образования было весьма скудным (в 2000 году — 30 млрд руб., что по валютному курсу равнялось $1 млрд — бюджет одного не очень престижного американского вуза), но сказать, что качество обучения в то время было выше, чем в настоящее время, можно было бы с большой натяжкой.

Еще один аспект качества высшего образования связан с тем, что начиная с 2000 года большая часть российских студентов уча​тся заочно. В настоящее время 54% студентов учатся заочно, очно-заочно и в экстернате, а очно — 46%. Это, кстати, опровергает распространенное мнение, что в вуз юноши поступают только для того, чтобы откосить от армии. Вполне зрелые люди — старше 25 лет (их в 2013 году среди студентов было почти 1,7 млн человек) — учатся и работают, а кто-то еще и получает за свои деньги второе высшее образование, то есть делают это вполне осознанно (заочное образование у нас преимущественно платное, а второе высшее — платное в обязательном порядке). За некачественную услугу люди вряд ли готовы платить.

Более того, российская экономика до последнего времени крайне положительно относилась к работникам с высшим образованием: по данным Росстата, их средняя зарплата в 2013 году была почти в 1,67 раза выше средней зарплаты работников, не имеющих профессионального образования, а окончивших только среднюю школу.

Что касается средней зарплаты тех, кто получил среднее профессиональное образование (СПО), которое, как утверждается, очень нужно нашей экономике, то она лишь на 2–4% была выше средней зарплаты работника, имеющего за плечами только среднюю школу. Неудивительно поэтому, что около 35% выпускников техникумов и училищ среднего профобразования поступают в вузы сразу после выпуска, даже не выходя на рынок труда, а еще примерно 35% делают это в течение пяти лет после окончания учебы.

В 2013 году в России 31,7% занятых имели высшее образование, в США — 54% (полное и неполное). В Москве работников с высшим образованием было 50%, с третичным — 76,9% (включая СПО), в Санкт-Петербурге — 44,6 и 67,4%. Это соответствует структуре занятых в крупнейших городах развитых стран. К сожалению, у нас только два таких города на всю страну: в остальных крупных городах доля занятых, имеющих третичное образование, не превосходит 60%.

Полезные дипломы

В 2013 году (более поздних данных Росстат пока не дает) работали по полученной специальности или близкой к ней 95% выпускников медицинских вузов 2010–2012 годов, 66,5% окончивших педвузы (даже в советское время было меньше), 84,5% получивших специальность «Авиационная и ракетно-космическая техника», 83,5% закончивших вуз по специальности «Информатика и вычислительная техника». В среднем по специальности работало свыше 65% выпускников высших учебных заведений. А вот среди окончивших учебные заведения среднего профессионального образования по специальности работает меньшая доля выпускников — примерно 54,6%.

Что в итоге? Мы учим за бюджетные средства студентов вузов меньше, чем в советское время, выпускники высших учебных заведений работают преимущественно по специальности, работодатели берут на работу работников с высшим образованием, хотя говорят, что хотят со средним профессиональным. В высшем образовании много проблем, но они точно проистекают не от того, что вузы жируют на бюджетных деньгах.

Об авторе
Татьяна Клячко Татьяна Клячко Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 22 ноября
EUR ЦБ: 106,08 (+0,27)
Инвестиции, 17:35
Курс доллара на 22 ноября
USD ЦБ: 100,68 (+0,46)
Инвестиции, 17:35
Эксперты обсудили, как заинтересовать молодежь рабочими специальностямиОтрасли, 19:24
Рост рынка IT-услуг в 2023 году составил 27%Тренды, 19:22
Крылатая ракета Taurus: основные тактико-технические характеристикиБаза знаний, 19:18
Правительство выделило более ₽750 млн на медтехнику для новых регионовПолитика, 19:10
Отчет «Ак Барс Банка» вновь стал лауреатом конкурса годовых отчетов RAEXПресс-релиз, 19:10
Купи слона: как в Индии зарождается рынок слоноподобных роботовОтрасли, 19:07
Лондон пообещал вступить в бой с Россией «сегодня вечером», если попросятПолитика, 19:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 19:00
Нападение ВСУ на Курскую область. ГлавноеПолитика, 18:47
Как миллиардеры Маск и Рамасвами хотят перекроить госуправление в СШАПолитика, 18:46
Стармер заявил, что поддержка Украины Британией является законнойПолитика, 18:36
Идеолог Brexit назвал глупой веру в победу УкраиныПолитика, 18:25
Вучич заявил, что ни Москва, ни Киев не хотят перемирияПолитика, 18:24
США ввели санкции против ГазпромбанкаФинансы, 18:23