Открытые и уязвимые: как Европа может бороться с терроризмом джихада
Страх и ненависть в Европе
Джихадистские террористы, такие как «Исламское государство» (ИГИЛ) и «Аль-Каида» (запрещены в РФ), обнаружили ахиллесову пяту наших западных сообществ: страх смерти. Поддерживая этот страх за счет нападений и жутких видео, пропагандисты ИГИЛ пробуждают и раздувают этот страх, принуждая доселе разумных людей в открытых обществах забыть реальные цели таких действий террористов.
Ученые по изучению мозга обнаружили, что эмоция — важнейшая составляющая мотивации человеческой деятельности. Это открытие объясняет, почему джихадистский терроризм представляет такую мощную угрозу нашим обществам: страх смерти принуждает нас и наших лидеров иррационально думать, а затем неразумно действовать.
Наука по изучению мозга подтверждает то, что давно показывал опыт: когда мы боимся за наши жизни, эмоции захватывают наши мысли и действия, и нам становится сложно сделать рациональные выводы. Страх активирует более старую, более примитивную часть нашего мозга, в отличие от той части, которая формулирует и поддерживает абстрактные ценности и принципы открытого общества.
Таким образом, открытое общество всегда находилось под риском угроз, которые являются нашим ответом на чувство страха. Поколение, унаследовавшее открытое общество от своих родителей, не сможет понять, что надо сделать для сохранения этого общества, до тех пор пока не поймет, что надо уничтожить страх, искажающий процесс поиска правильных действий. Джихадистский терроризм только последний пример. Предыдущее поколение было подвержено страху ядерной войны, а мое поколение подвергалось страху коммунизма и фашизма.
Цель террора
Конечная цель джихадистских террористов — убедить мусульманскую молодежь во всем мире в том, что никакой альтернативы терроризму не существует. И террористические атаки — способ достичь этой цели, потому что страх перед смертью разбудит и усилит скрытые антимусульманские чувства в Европе и Америке, побуждая немусульманское население рассматривать всех мусульман как потенциальных участников терроризма.
И это именно то, что происходит сегодня. Истеричная антимусульманская реакция на терроризм порождает страх и возмущение среди мусульман, живущих в Европе и Америке. Старшее поколение реагирует со страхом, младшее — с возмущением; результат этого — создание питательной среды для потенциальных террористов. Это обратная связь, рефлекторная реакция.
Как можно остановить и полностью обратить вспять этот процесс? Отказ от ценностей и принципов, лежащих в основе открытых обществ, и внедрение антимусульманского импульса, продиктованного страхом, конечно, не являются ответом на этот вопрос, хотя и трудно сопротивляться искушению пойти таким путем.
Стратегия противостояния
Чтобы справиться с опасностью, созданной джихадистским терроризмом, абстрактные аргументы недостаточны; нам нужна стратегия. Проблема усугубляется тем, что джихадистское движение существует дольше, чем целое поколение. Более того, полное понимание этого процесса может быть невозможным. Но должна быть предпринята попытка понять его.
Первопричина проблемы миграции, представляющей реальную угрозу Европейскому союзу, это война в Сирии. Это корень проблем. Важно признать, что ИГИЛ работает с позиции слабости. Хотя оно и наводит страх на весь мир, его положение на своей территории ухудшается. Совет Безопасности ООН единодушно принял резолюцию против его действий, а лидеры ИГИЛ понимают, что их дни в Ираке и Сирии сочтены.
Конечно, перспективы быстрого разрешения ситуации в Сирии остаются очень сомнительными. Но одна идея является совершенно ясной: сделать то, чего хотят от нас террористы, это вопиющая ошибка. Именно поэтому в 2016 году мы должны вновь подтвердить нашу приверженность принципам открытого общества и не поддаваться антимусульманской кампании, как бы ни было сложно это сделать.
Copyright: Project Syndicate, 2015
www.project-syndicate.org