Полный охват: что ускоряет цифровизацию страны
Ограничения коронавирусного периода не только не ослабили цифровой сегмент экономики, наоборот: рост продолжается, ведь для «цифры» появляются новые возможности: согласно исследованию РАЭК, экономика Рунета по итогам 2020 года выросла на 22%. Это стало возможным благодаря наличию в России сильного «цифрового контура» — экосистемы компаний, получающих основной доход в различных сферах интернет-экономики. В сложных условиях 2020 года интернет-сервисы позволили гражданам России сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги.
Очевидно, что цифровая трансформация страны — в фокусе внимания властей. Цифровизации касаются минимум пять из 42 инициатив социально-экономического развития, которые представил премьер-министр Михаил Мишустин.
По данным Mediascope, аудитория Рунета сегодня составляет 98,3 млн человек, или 80,3% от населения страны старше 12 лет. И девять из десяти российских пользователей интернета выходят в онлайн каждый день.
Несмотря на постепенное возвращение в офлайн после смягчения коронавирусных ограничений, тренд на «дистант» с нами надолго. Потребление онлайн-услуг будет только расти, а уровень качества жизни будет во многом определяться возможностью доступа к таким услугам.
В связи с этим доступ к высокоскоростному интернету должен быть у всех россиян, в том числе у проживающих в труднодоступных и удаленных районах нашей страны.
Обеспечить население России бесперебойным доступом к Всемирной сети призвана программа по устранению цифрового неравенства, которая реализуется в том числе в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика».
Программа, направленная на обеспечение доступа в интернет в небольших и труднодоступных населенных пунктах страны, реализуется с 2014 года. В 2021-м был дан старт ее второму этапу, по итогам реализации которого доступ к мобильной связи и высокоскоростному интернету получат жители 24 тыс. населенных пунктов численностью 100–500 жителей. В рамках программы также осуществляется подключение к интернету социально значимых объектов — школ, больниц, пожарных частей, объектов культуры, органов власти и местного самоуправления.
В рамках правительственной инициативы «Доступ в интернет» планируется создать условия для беспрепятственной дистанционной работы, обучения и общения россиян. Уже к 2024 году 100% всех новых дорог и новых жилых домов должны быть обеспечены инфраструктурой для доступа в интернет. Покрытие LTE появится на 80% федеральных дорог, а также во всех населенных пунктах, в которых проживают более 2 тыс. человек. При реализации инициативы будет в том числе использовано LTE-оборудование российского производства. Для обеспечения неограниченного дешевого доступа к интернету на всей территории страны к 2030 году планируется развернуть спутниковую группировку, которая позволит охватить наиболее труднодоступные территории, в том числе Северный морской путь.
Рост цифрового потребления отразился и на востребованности государственных цифровых услуг — в 2020 году количество пользователей портала Gosuslugi.ru выросло со 102 млн до 126 млн. В 2020 году в перечень услуг, которые можно получить на портале, был добавлен целый ряд сервисов — по обжалованию штрафов за нарушение ПДД, на получение пособия по безработице и постановке на учет в центре занятости, а также суперсервис «Поступление в вуз онлайн», электронные трудовая книжка, больничные и многие другие.
Цифровые государственные сервисы активно развиваются в регионах. В 2021 году для поддержки перевода региональных муниципальных услуг в электронный вид на портале должен быть запущен облачный конструктор форм для электронных услуг (ОКФ), с помощью которого органы исполнительной власти субъектов РФ смогут разрабатывать интерактивные формы предоставления государственных услуг. С этой же целью Минцифры разработало единую платформу оказания типовых региональных и муниципальных услуг, подключившись к которой региональные органы смогут обрабатывать заявления, поступающие с портала госуслуг, не разрабатывая для этого собственную инфраструктуру.
Новая инициатива правительства «Госуслуги онлайн» направлена на повышение качества и удобства госуслуг. С их переводом в электронный вид для получения услуги не нужно будет приходить в отделение госорганов. Цифровизация поможет и самим госорганам — они смогут эффективно распределить время на обработку запросов граждан, чтобы исключить возникновение пиковых часов потока запросов. К 2024 году в онлайн будут полностью переведены услуги по оформлению справок, социальных льгот и пособий, а также 200 массовых государственных услуг. К 2030 году за счет автоматизации процесса принятия решений 100 госуслуг будут оказываться мгновенно — в момент обращения.
Возможность получения услуги очно будет сохранена: по всем вопросам можно будет обратиться в МФЦ. Уже к 2024 году в МФЦ будут переведены 80% обращений граждан в госорганы, а к 2030 году все обращения граждан будут обрабатываться в МФЦ.
Профиль пользователя на «Госуслугах» также может служить в качестве удобной площадки для взаимодействия граждан и бизнеса. К сервису уже подключены крупные российские банки, страховые компании и микрофинансовые организации. Граждане получили возможность дистанционно предоставлять информацию о себе в эти организации без посещения офиса, просто через личный кабинет. Развивать это направление призвана правительственная инициатива «Цифровой профиль гражданина».
Специалисты, связанные с «цифрой», сегодня на вес золота — как в России, так и в мире. К 2024 году рынку нужно будет до 500 тыс. новых цифровых специалистов в год. В сфере подготовки кадров уже реализуется много проектов: академии и школы повышения квалификации, хакатоны и соревнования, олимпиады, EdTech-проекты, дополнительное образование, платформенная занятость, сервисы трудоустройства в регионах и удаленной работы.
Правительство также предлагает инициативу «Подготовка кадров для ИТ». Предусмотрено предоставление талантливым школьникам 8–11-х классов дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования. К 2030 году планируется достичь показателя 1,2 млн школьников 8–11-х классов, которые прошли такой курс.
В рамках высшего образования предусмотрено формирование «цифровых кафедр» в 100 вузах, на которых студенты смогут получить дополнительную квалификацию по ИТ-профилю. Эти меры позволят сократить разрыв между требованиями работодателей и компетенциями кандидатов. К 2030 году планируется достичь показателя 630 тыс. студентов из 100 вузов, которые получат дополнительную квалификацию по ИТ-профилю.
Не стоит забывать и об отраслевых инициативах в области воспроизводства недостающих ИТ-кадров. Такие проекты, как всероссийский конкурс ИТ-специалистов «Цифровой прорыв», цикл хакатонов и лекций по искусственному интеллекту Hacks-AI и другие, помогают в решении задачи по уменьшению кадрового голода в ИТ-сфере и смежных отраслях.
Меры в сфере ИТ-кадров позволят обеспечить российскую экономику высококлассными цифровыми специалистами до 2025–2030 годов в том самом объеме — около полумиллиона новых специалистов в год, — чтобы быть готовыми к новым вызовам.