Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Александр Чачава

Старики-разбойники: зачем Verizon покупает Yahoo!

В лице Verizon на рынке США появляется «большой брат», который по трафику, данным о пользователях и рекламным возможностям на данный момент значительно опережает гигантов Кремниевой долины

Громкая сделка по покупке Yahoo! сотовым оператором Verizon за $4,8 млрд дала почву для многих статей о том, какой Yahoo! была когда-то, какие возможности упустила и какие ошибки совершила Марисса Майер, еще недавно бывшая главной умницей и красавицей Кремниевой долины.

Действительно, еще восемь лет назад Microsoft предлагала фактически за тот же самый бизнес почти в десять раз больше. А сама Yahoo! имела возможность поглотить Google и Facebook, когда они стоили считаные миллиарды. Зато Yahoo! успела купить долю в Alibaba и актив Yahoo! в Японии стоит дороже американского интернет-бизнеса. Вообще, исходя из сравнения стоимости долей Alibaba и Yahoo! в Японии со стоимостью всей Yahoo!, тот самый интернет-бизнес, который был продан Verizon, имел вообще отрицательную стоимость. В принципе убыточный бизнес с падающими показателями так и должен стоить. Так что продажа за $4,8 млрд — явный успех акционеров Yahoo!. Тем более что Марисса Майер еще в начале года фактически выкинула белый флаг, выставив Yahoo! на продажу.

Вероятное увольнение Мариссы с «золотым парашютом» в $50 млн, думаю, несколько скрасит ей горечь поражения. Но меня во всей этой истории больше интересует не взгляд в прошлое, а текущая попытка Verizon изменить ход истории. Тут самое время упомянуть другую эффектную блондинку — на этот раз топ-менеджера Verizon Марни Уолден, затеявшую всю эту историю и имеющую отличные шансы возглавить Verizon в ближайшее время.

Сотовые операторы за последние два десятилетия превратились из суперприбыльных и растущих бизнесов в трубу по перегону контента социальных сетей и мессенджеров. Когда-то производители телефонов мечтали выпускать кобрендовые телефоны с операторами, а теперь полностью зависят от Google. Ведущие сотовые операторы США по-прежнему прибыльны, пользуются поддержкой инвесторов, но будущее им видится весьма мрачным. Facebook и Google постоянно тестируют самые разные способы доставки контента, от спутников и воздушных шаров до peer-to-peer Wi-Fi сетей. Далеко не факт, что рынки будущего connected car (взаимодействующие автомобили), ioT (интернет-вещи) и big data (большие данные) не пройдут мимо сотовых операторов, хотя, казалось бы, они главные бенефициары.

Verizon в лице Марни Уолден создала в своей структуре подразделение, которое бросает вызов рынку, противопоставляя контент поиску, соцсетям и мессенджерам. Напомню, что в Verizon уже входит с прошлого года гигант AOL, в составе которого есть несколько мощных производителей контента вроде Huffington Post или Techcrunch. После слияния 204 млн месячных «уников» Yahoo и 166 млн AOL, даже с учетом пересечений, Verizon станет лидером по аудитории в США, немного впереди Google и далеко впереди Facebook. Это только по контенту, без учета 140 млн владельцев сим-карт.

Yahoo! давно славится неумением эффективно монетизировать свою аудиторию — в отличие от Google, например, но тут на помощь может прийти связка с оператором. Кроме того, не надо забывать, что AOL принадлежит крупнейшая в США рекламная сеть, а Yahoo! — вторая по масштабам. Google Ad Network только на третьем месте. Менеджмент Verizon не признается, какая стратегия стоит за этими покупками, но миллиарды долларов не тратятся просто так. Думаю, в Verizon замахнулись на принципиально более глубокое использование данных оператора для таргетирования, включая местоположение, распорядок дня и многие факторы, о которых мы даже можем не догадываться.

Операторы обладают исключительно подробными данными о своих клиентах, которым бы позавидовали Google и Facebook, только пока не умеют ими пользоваться. А рекламодатели готовы платить «два счетчика» за супертаргетирование. Например, мировой гигант рынка газировок к чемпионату Европы по футболу готовил мобильную рекламную кампанию с очень высокой оплатой за CPA (плата за действие. — РБК), но разработчикам приложений необходимо было разрешение пользователей получать данные с микрофона смартфона. Реклама должна была активироваться только в тот момент, когда пользователь смотрел футбольный матч по телевизору и пользовался приложением.

В лице Verizon на рынке США появляется «большой брат», который по трафику, данным о пользователях и рекламным возможностям на данный момент значительно опережает гигантов Кремниевой долины. Если старичкам в лице Verizon и примкнувшим к ним Yahoo! и AOL удастся создать такую систему супертаргетирования, которая существенно повысит эффективность рекламы, это будет достойный ответ всем молодым гигантам стартап-индустрии. Настоящая реституция. Другое дело, что в вероятность такого поворота трудно поверить, все настолько привыкли к тому, что молодежь всегда побеждает в технологической гонке. Но факт в том, что покупка Yahoo! означает старт очередного витка конкурентной борьбы, я не думаю, что Facebook и Google будут сидеть сложа руки.

На российском рынке, кстати, происходит похожее брожение, естественно, меньшего масштаба. Сотовые операторы всерьез занялись анализом больших данных, но пока не созрели для дорогих покупок интернет-компаний, хотя уже пытаются залезть на их поляну, Yandex ищет источники офлайн-данных, соцсети все глубже проникают в повседневную жизнь. Всем нужно больше данных, чтобы лучше предугадывать потребности пользователей. Это может сделать жизнь обывателя очень удобной и невыносимой одновременно.

Об авторе
Александр Чачава Александр Чачава Управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 февраля
EUR ЦБ: 94,89 (-0,03)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
Курс доллара на 15 февраля
USD ЦБ: 90,31 (-0,72)
Инвестиции, 14 фев, 17:48
DOGE рассказал о планах США выделить $10 млн на обрезание в МозамбикеПолитика, 15:38
As узнала о плане «Реала» по спасению Беллингема от отстранения на 12 игрСпорт, 15:37
Маск анонсировал новую версию своего ИИ после отказа в покупке OpenAIТехнологии и медиа, 15:22
Сколько стоит взломать ваш бизнес. ТестРБК и Кибериспытание, 15:15
Самсонова победила Павлюченкову на старте турнира WTA 1000 в ДубаеСпорт, 15:12
Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию и отвезли в ТЦКСпорт, 15:08
Кравцов призвал исключить термин «пэтэушник» в начальном профобразованииОбщество, 15:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Стубб назвал Мюнхенскую конференцию «дипломатической какофонией»Политика, 15:01
Глава МИД Польши ответил на призыв Зеленского о единой европейской армииПолитика, 14:42
Таиландская полиция задержала россиянку за продажу электронных сигаретОбщество, 14:36
Лестница абстракции: как говорить, чтобы вас слушали и понималиРБК и Dar, 14:34
Даниил Медведев увидел в деле Синнера возможность торговаться с WADAСпорт, 14:32
В Башкирии в аварии с участием 14 машин пострадал ребенокОбщество, 14:19
Песков заявил, что Трамп может приехать в Россию в любой моментПолитика, 14:06