Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Александр Чачава

Старики-разбойники: зачем Verizon покупает Yahoo!

В лице Verizon на рынке США появляется «большой брат», который по трафику, данным о пользователях и рекламным возможностям на данный момент значительно опережает гигантов Кремниевой долины

Громкая сделка по покупке Yahoo! сотовым оператором Verizon за $4,8 млрд дала почву для многих статей о том, какой Yahoo! была когда-то, какие возможности упустила и какие ошибки совершила Марисса Майер, еще недавно бывшая главной умницей и красавицей Кремниевой долины.

Действительно, еще восемь лет назад Microsoft предлагала фактически за тот же самый бизнес почти в десять раз больше. А сама Yahoo! имела возможность поглотить Google и Facebook, когда они стоили считаные миллиарды. Зато Yahoo! успела купить долю в Alibaba и актив Yahoo! в Японии стоит дороже американского интернет-бизнеса. Вообще, исходя из сравнения стоимости долей Alibaba и Yahoo! в Японии со стоимостью всей Yahoo!, тот самый интернет-бизнес, который был продан Verizon, имел вообще отрицательную стоимость. В принципе убыточный бизнес с падающими показателями так и должен стоить. Так что продажа за $4,8 млрд — явный успех акционеров Yahoo!. Тем более что Марисса Майер еще в начале года фактически выкинула белый флаг, выставив Yahoo! на продажу.

Вероятное увольнение Мариссы с «золотым парашютом» в $50 млн, думаю, несколько скрасит ей горечь поражения. Но меня во всей этой истории больше интересует не взгляд в прошлое, а текущая попытка Verizon изменить ход истории. Тут самое время упомянуть другую эффектную блондинку — на этот раз топ-менеджера Verizon Марни Уолден, затеявшую всю эту историю и имеющую отличные шансы возглавить Verizon в ближайшее время.

Сотовые операторы за последние два десятилетия превратились из суперприбыльных и растущих бизнесов в трубу по перегону контента социальных сетей и мессенджеров. Когда-то производители телефонов мечтали выпускать кобрендовые телефоны с операторами, а теперь полностью зависят от Google. Ведущие сотовые операторы США по-прежнему прибыльны, пользуются поддержкой инвесторов, но будущее им видится весьма мрачным. Facebook и Google постоянно тестируют самые разные способы доставки контента, от спутников и воздушных шаров до peer-to-peer Wi-Fi сетей. Далеко не факт, что рынки будущего connected car (взаимодействующие автомобили), ioT (интернет-вещи) и big data (большие данные) не пройдут мимо сотовых операторов, хотя, казалось бы, они главные бенефициары.

Verizon в лице Марни Уолден создала в своей структуре подразделение, которое бросает вызов рынку, противопоставляя контент поиску, соцсетям и мессенджерам. Напомню, что в Verizon уже входит с прошлого года гигант AOL, в составе которого есть несколько мощных производителей контента вроде Huffington Post или Techcrunch. После слияния 204 млн месячных «уников» Yahoo и 166 млн AOL, даже с учетом пересечений, Verizon станет лидером по аудитории в США, немного впереди Google и далеко впереди Facebook. Это только по контенту, без учета 140 млн владельцев сим-карт.

Yahoo! давно славится неумением эффективно монетизировать свою аудиторию — в отличие от Google, например, но тут на помощь может прийти связка с оператором. Кроме того, не надо забывать, что AOL принадлежит крупнейшая в США рекламная сеть, а Yahoo! — вторая по масштабам. Google Ad Network только на третьем месте. Менеджмент Verizon не признается, какая стратегия стоит за этими покупками, но миллиарды долларов не тратятся просто так. Думаю, в Verizon замахнулись на принципиально более глубокое использование данных оператора для таргетирования, включая местоположение, распорядок дня и многие факторы, о которых мы даже можем не догадываться.

Операторы обладают исключительно подробными данными о своих клиентах, которым бы позавидовали Google и Facebook, только пока не умеют ими пользоваться. А рекламодатели готовы платить «два счетчика» за супертаргетирование. Например, мировой гигант рынка газировок к чемпионату Европы по футболу готовил мобильную рекламную кампанию с очень высокой оплатой за CPA (плата за действие. — РБК), но разработчикам приложений необходимо было разрешение пользователей получать данные с микрофона смартфона. Реклама должна была активироваться только в тот момент, когда пользователь смотрел футбольный матч по телевизору и пользовался приложением.

В лице Verizon на рынке США появляется «большой брат», который по трафику, данным о пользователях и рекламным возможностям на данный момент значительно опережает гигантов Кремниевой долины. Если старичкам в лице Verizon и примкнувшим к ним Yahoo! и AOL удастся создать такую систему супертаргетирования, которая существенно повысит эффективность рекламы, это будет достойный ответ всем молодым гигантам стартап-индустрии. Настоящая реституция. Другое дело, что в вероятность такого поворота трудно поверить, все настолько привыкли к тому, что молодежь всегда побеждает в технологической гонке. Но факт в том, что покупка Yahoo! означает старт очередного витка конкурентной борьбы, я не думаю, что Facebook и Google будут сидеть сложа руки.

На российском рынке, кстати, происходит похожее брожение, естественно, меньшего масштаба. Сотовые операторы всерьез занялись анализом больших данных, но пока не созрели для дорогих покупок интернет-компаний, хотя уже пытаются залезть на их поляну, Yandex ищет источники офлайн-данных, соцсети все глубже проникают в повседневную жизнь. Всем нужно больше данных, чтобы лучше предугадывать потребности пользователей. Это может сделать жизнь обывателя очень удобной и невыносимой одновременно.

Об авторе
Александр Чачава Александр Чачава Управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
В возрасте 77 лет скончался актер из сериала «Интерны» Николай ЛедовскихОбщество, 22:40
Лидер оппозиции в Сирии пообещал распустить все вооруженные группировкиПолитика, 22:15
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:06
От Рима до Москвы: как лев стал символом власти в мировой архитектуреСтиль, 22:03
Мультикомпетенции и резерв: почему бизнес развивает корпуниверситетыТренды, 22:01
В ресторане Manul в ТЦ у Кремля произошло задымлениеОбщество, 21:58
Нижегородская «Газель»: как бизнес использует коммерческий транспортОтрасли, 21:55
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В ресторане на горнолыжном курорте в Грузии нашли тела 12 человекОбщество, 21:47
«Ъ» узнал о перестановках в руководстве «Единой России»Политика, 21:36
Российские пловцы завоевали золото в смешанной эстафете на ЧМСпорт, 21:33
Российские пловцы завоевали золото в смешанной эстафете на ЧМСпорт, 21:33
В обход стереотипов: как женщины строят карьеру в промышленностиТренды, 21:30
Умер режиссер фильма «Гуд бай, Ленин!»Общество, 21:12
Опережающий спрос: инвесторы заинтересовались офисами МосквыНедвижимость, 21:09