Бизнес на чемоданах: как заработать на потерянном багаже
Предприниматель Сергей Цыбук предложил Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) оснащать каждую единицу багажа радиочастотными метками (RFID), чтобы отслеживать ее передвижение в реальном времени. Замена стандартных штрих-кодов позволит аэропортам и авиакомпаниям, по оценкам Цыбука, сэкономить больше половины из $2,4 млрд, которые они ежегодно расходуют на розыск багажа. В свой проект Цыбук привлек $202 тыс. инвестиций и договорился с Шереметьево о пилотном запуске системы в 2016 году.
Человек летающий
Несколько лет назад Цыбук проникся бизнес-стратегией «голубого океана»: предпринимателю следует создавать новые рыночные ниши, в которых он окажется вне конкуренции, а не идти в уже существующие, где от конкурентов не протолкнуться («красный океан»). «Нужно направлять силы и знания на проект, который интересен мне, который будет европейского или международного уровня, а еще надо иметь запас времени, чтобы вырасти», — рассуждает Цыбук в интервью РБК. Искать бизнесмен решил там, где есть большие проблемы, а значит, и возможности. Как часто летающий человек, он был знаком с проблемой потери багажа и решил, что это его «голубой океан».
Потеря багажа — большая проблема для авиационной индустрии, признают в IATA. В 2014 году, по данным компании SITA, специализирующейся на разработке IT-решений для транспорта, объем «неправильно управляемого багажа» (mishandled bags) составил 24,1 млн единиц, а потери отрасли — $2,4 млрд, поскольку, по оценкам IATA, средние расходы на поиск и правильную доставку каждой единицы составляют $100. В IATA действует 5-летняя программа, по которой потери багажа должны снизиться на 20% к 2018 году.
Цыбук изучил вопрос и понял, что многие пассажиры зря винят авиакомпании в потере своих сумок. «На самом деле все операции с багажом делает аэропорт, — рассказывает он. — Если багаж правильно загружен в самолет, то он долетит, а если в аэропорту что-то напутали, то, соответственно, потеряется». Багаж загружается, выгружается, перегружается из самолета в самолет иногда не по одному разу, при этом бирка со штрих-кодом, по которому его идентифицируют, повреждается и считывается неправильно. Плюс случаются технические сбои, плюс человеческие ошибки.
Багаж в цифрах
$2,4 млрд составили убытки авиаотрасли от потерь багажа в 2014 году
24,1 млн единиц багажа было потеряно в 2014 году
3,3% потерянных сумок теряются безвозвратно
49% потерь багажа происходят при трансфертах
$10 — себестоимость доставки одной единицы багажа
$100 стоит поиск одной единицы потерянного багажа
48 часов составляет средний срок, в течение которого потерянный багаж доставляется владельцу
Источник: SITA, IATA
Цыбук предлагает вместо стандартных штрих-кодов клеить на багаж RFID-метки. Они позволят отслеживать перемещение багажа в реальном времени. Если багаж отклонится от заданного маршрута (например, сумку отправят вместо рейса в Пекин на рейс в Париж), то через систему антенн сигнал об этом будет послан персоналу аэропорта. Использование радиочастотных технологий, по словам Цыбука, позволит отказаться от визуального контроля за багажом и снизить время его обработки: «По сути, это никак не затрагивает сами операции с багажом, но дает возможность добиться 100% контроля над ними».
13 инвесторов
Свою идею Цыбук описал в концепции, которую в 2013 году отправил в IATA. По его словам, в ассоциации предложение приняли благосклонно и в конце 2013 года подписали с Цыбуком контракт на проектную разработку идеи с возможностью коммерческого внедрения в отрасли. IATA не ответила на запрос РБК.
В 2014 году Цыбук зарегистрировал в Гонконге фирму Longest Chance Ltd, через которую стал реализовывать проект, получивший название «Багаж из рук в руки». Партнером Цыбука стала московская компания «Эрфид», специализирующаяся на решениях в области радиочастотной идентификации. Гендиректор и совладелец «Эрфид» Эльдар Вагапов отказался комментировать РБК свое участие в Longest Chance.
В январе 2015 года Цыбуку удалось привлечь $202 тыс. от 13 частных инвесторов через сообщество Venture Club, они получили 15% Longest Chance. По данным гонконгского реестра, Longest Chance на 75% принадлежит Invido Group (Британские Виргинские острова), 20% — у «Эрфид», 5% — у бизнес-ангела Александра Бородича.
«Я был сильно удивлен, когда узнал, что ничего подобного проекту Longest Chance в мире нет. Я был уверен, что такая платформа уже должна была быть реализована в силу своей востребованности и наличия необходимых технологий на рынке, — рассказал РБК Павел Ковшаров, один из 13 инвесторов проекта. — Этот проект будет востребован при правильной реализации. Основателям стартапа удалось не только собрать необходимый опыт в сфере RFID-технологий, IT и авиаотрасли, но и убедить игроков рынка и прежде всего самого главного игрока на этом рынке — IATA в необходимости такой платформы. Убежден, что проект будет интересен. И после успешного запуска проект привлечет большое внимание, в том числе среди новых инвесторов». Бизнес-ангелу Богдану Яровому, который также проинвестировал в «Багаж из рук в руки», понравилась уверенность Цыбука в том, что проект будет прибыльным в ближайшей перспективе. «Конечно, масштабирование проекта будет капиталоемким, поэтому я бы не стал говорить, что проект быстро выйдет на окупаемость», — сказал он РБК.
Бюро добрых находок
«Багаж из рук в руки» — не первый стартап Сергея Цыбука в поиске потерянных вещей. В 2013 году он зарегистрировал ООО «Полезные решения», которое сделало проект Kupol. Это набор наклеек и бирок, которые крепятся на документы, ключи и вещи. На наклейке-бирке указаны контакт Kupol и вознаграждение, которое будет выплачено тому, кто вернет вещь. Все расходы по доставке потерянной вещи Kupol берет на себя.
«Главными клиентами Kupol являются турфирмы, которые предлагают этот сервис путешествующим в качестве бонуса, — рассказывает Цыбук. — Таким образом они выделяются, повышают лояльность клиентов». Первоначальные инвестиции в проект, по словам Цыбука, составили около €200 тыс. собственных средств. На сегодняшний день пользователями услуг Kupol стали больше 300 тыс. человек. Данные по выручке и прибыли Цыбук не раскрывает. Он говорит, что Kupol сотрудничает, в частности, с Tez Tour. В Tez Tour РБК сообщили, что с сервисом работает агент Tez Tour Oleto.
Основатель венчурного фонда Run Capital Андрей Романенко сомневается в перспективах Kupol. По его мнению, идея сервиса не нова: «Ранее уже запускались подобные проекты — «Связной-Патруль», «Бюро находок» от МТС, — и они уже прекратили свою работу».
Пилот покажет
Полученные от инвесторов деньги Цыбук вложит в пилотный проект — радиочастотный контроль будет установлен за перемещением багажа из Шереметьево в трех направлениях — Таллин, Болонья и Прага. «Главная цель пилота — получение отчета для IATA, — говорит Цыбук. — В нем будет показана эффективность внедрения системы в отрасль, а также дана рекомендация аэропортам и авиакомпаниям по использованию нашего продукта».
В международном аэропорту Шереметьево подтвердили, что проект с Longest Chance есть. «В декабре 2014 года заключено соглашение о сотрудничестве, — сообщил РБК начальник пресс-службы аэропорта Роман Генис. — На данный момент разработано техническое задание на изготовление багажных бирок, интерфейса программы отслеживания багажных бирок, также определяются контрольные точки по отслеживанию багажа в системе обработки багажа в терминале Е». По словам Гениса, внедрение системы запланировано на 2016 год: «Новая технология будет следить за перемещением багажа, начиная от его регистрации и вплоть до погрузки на транспортную ленту в аэропорту по прибытии рейса. Если будет замечено отклонение движения багажа от указанного заранее маршрута, система оповестит персонал специальным сигналом».
В аэропортах Болоньи и Праги также сказали, что участвуют в тестировании «Багаж из рук в руки». «Мы устраиваем тестирование, чтобы отследить движение багажа из Москвы в Болонью, — сообщил РБК операционный директор аэропорта Болоньи Паоло Сгроппо. — В нашем аэропорте будет охвачена зона прилета. Мы хотим проверить качество RFID-системы и довести до совершенства весь цикл трекинга багажа от зоны регистрации так, чтобы ошибок не было совсем». По словам Сгроппо, в аэропорту Болоньи багаж и так теряется редко: 0,4 единицы на 1000. Менеджер по внешним связям аэропорта Праги Марика Яноускова тоже подтвердила участие в пилотном проекте.
Цыбук говорит, что все оборудование будет поставляться в аэропорты бесплатно, как в рамках пилота, так и в дальнейшем: «Мы не хотим продавать систему, собираемся ставить свое оборудование и будем брать деньги за его использование. Аэропорты будут оплачивать услуги по перемещению единицы багажа». Конкретных цифр по экономике проекта Цыбук не раскрывает, говорит только, что использование системы обойдется аэропортам «всего в несколько центов» за единицу багажа.
Понятно, что аэропорт не станет платить за систему отслеживания багажа больше, чем теряет от его пропажи. Представитель Шереметьево затруднился оценить, какие издержки аэропорт несет от потерь багажа. Если исходить из средних показателей по Европе — 9 единиц на 1000 пассажиров, по данным SITA в 2013 году, то в Шереметьево, обслужившем в 2014 году 31,5 млн пассажиров, могло потеряться около 280 тыс. единиц багажа. Исходя из $100 за единицу, расходы на поиск этого багажа, понесенные аэропортом и авиакомпаниями, могли достигнуть $28 млн.
А океан-то красный
Радиочастотные технологии сейчас мало используются в мире для отслеживания багажа, но все-таки Цыбук здесь не первый. Первым аэропортом в мире, который внедрил систему RFID-отслеживания багажа, стал аэропорт Лас-Вегаса. Пилотный проект в нем заработал еще в 2004 году, а в промышленную эксплуатацию система была введена в 2012 году — в третьем, новом, терминале аэропорта. Разработчик системы — голландская компания Vanderlande Industries — признавал, что пришлось столкнуться со множеством сложностей. «Главное, что сдерживает внедрение RFID-технологий — это стоимость оборудования, — сообщил РБК сотрудник Vanderlande Industries, попросивший не называть его имени. — Существующие системы позволяют без проблем доставить 98,5% багажа, стремление довести этот показатель до 100% сталкивается с высокой стоимостью новых технологий». Согласно информации SITA, возможность использования RFID для отслеживания багажа также изучают в аэропортах Далласа и Стамбула.
RFID-технологии внедряют не только аэропорты, но и авиакомпании. В Delta Airlines, например, они применяются для быстрой проверки салона самолета: радиочастотными чипами оснащены спасательные жилеты, кислородные маски и другое оборудование. По словам Эри Хокура, руководителя программы RFID-обслуживания авиакомпании, обычная проверка спасательных жилетов на Boeing 777 может занимать до 12 часов, а с помощью RFID-технологий — всего 35 минут. Использование радиочастотных технологий позволяет экономить время при обслуживании самолетов. «К 2016 году таким образом будут обслуживаться все 800 самолетов Delta Airlines, — сообщил Хокура РБК. — Мы также рассматриваем возможность использование RFID для отслеживания багажа».
В австралийской авиакомпании Qantas внедрили RFID-технологии на рейсах внутри страны еще в 2011 году. Любой пассажир авиакомпании может приобрести за $49 специальный RFID-брелок, с помощью которого можно не только отслеживать местонахождение и статус своего багажа, но и самостоятельно сдавать его через автоматические терминалы. На конец 2014 года такой услугой воспользовались около 100 тыс. клиентов авиакомпании.