Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Все идет по плану: как заработать на виртуальном ремонте

Интернет-маркетолог Олег Кельник придумал новый способ продажи недвижимости — потенциальные клиенты могут надеть VR-очки и увидеть варианты планировки и отделки еще не построенного жилья
Олег Кельник
Олег Кельник (Фото: Митя Ганопольский для РБК)

«Многое в нашей жизни должно быть бесплатным. И все больше компаний предоставляют услуги не за деньги!» — говорит основатель проекта Planoplan Олег Кельник, вытаскивая небольшую коробочку из огромного рюкзака. В Москве он всего на день, дальше — встречи с партнерами в регионах, потом — обратно в Санкт-Петербург, так что набор девайсов у него всегда с собой.

Олег вставляет свой смартфон в коробку — получаются VR-очки, похожие на Google Cardboard. «Вот, например, клиенты наших заказчиков получают эти очки совершенно бесплатно. В них они могут видеть 3D-версии своих будущих квартир. Покупатели в восторге от того, что можно «пожить» в квартире уже сейчас, передвигать там шкафы и красить стены», — говорит Кельник.

В Москву через Хельсинки

Олег Кельник после окончания Санкт-Петербургского политехнического университета в 2000 году занялся интернет-рекламой. Он подрабатывал разработкой сайтов еще студентом, а после выпуска основал агентство, которое назвал в честь себя — Kelnik Studios. Оказалось, что направление предприниматель выбрал верное: поток заказчиков был стабильным. Например, по последним данным СПАРК, в 2015 году выручка ООО «Кельник студиос» превысила 51 млн руб., убыток составил 1,8 млн руб.; выручка ООО «Кельник» — 13 млн руб., прибыль — 4,5 млн руб.

Кельнику всегда хотелось чего-то большего и перспективного, чем низкомаржинальный агентский бизнес. Он стал экспериментировать — пробовал, например, создавать игры для соцсети «ВКонтакте», но каждый раз что-то шло не так.

Ему потребовалось более десяти лет, чтобы найти свою нишу. «Я всего несколько лет назад понял, что только девелоперы способны купить весь спектр наших продуктов — от разработки сайта до 3D-графики и touch-столов, а еще они постоянно возвращаются: сдав один объект, сразу же начинают строить и продвигать другой. Поэтому мы стали работать только со строителями», — говорит Кельник.

В 2012 году Кельник начал разрабатывать онлайн-платформу Planoplan — сервис, который позволил бы людям проектировать дизайн квартиры, не прибегая к услугам профессиональных дизайнеров. «Мы предполагали, что пользоваться сервисом можно будет бесплатно, а зарабатывать мы будем за счет того, что люди будут покупать красивые 3D-картинки спроектированных ими квартир. То есть работать в конструкторе можно сколько угодно, но, чтобы распечатать получившийся результат, нужно заплатить от 100 до 800 руб.», — говорит Кельник. Однако особым спросом эта услуга не пользовалась.

Весной 2013-го предприниматель купил билет на «Аллегро», скоростной поезд до Хельсинки, и отправился открывать офис в столице Финляндии. На регистрацию бизнеса в этой стране ушло около месяца и €4 тыс. Правда, первый контракт на услуги продвижения в интернете удалось подписать лишь в середине 2014-го, несмотря на то что Кельнику казалось, что он все сделал грамотно: нанял местного сотрудника, обучил его техникам продаж и сам постоянно общался с финскими клиентами.

Фото: Митя Ганопольский для РБК

«В Европе рынок вообще очень консервативный. Они готовы пробовать что-то новое, только если видят, что смогут получить дополнительную лояльность от клиентов и зарекомендовать себя инновационной компанией», — делится опытом Кельник. К тому же, узнав, что компания из России, потенциальные заказчики нередко настораживались и долго принимали решение.

Зато здесь наработки сервиса Planoplan оказались востребованы, правда, не покупателями жилья, а застройщиками. «В Финляндии 99% жилья примерно одинакового качества. Там почти нет эконома или luxury — есть единственный формат нормального жилья для людей. Финские застройщики научили нас, что все стандартизировано и сдается с чистовой отделкой. Владелец может выбирать цвет пола и стен или фасады встроенных кухонь. Если он не заявляет о своих «хотелках» вовремя, то получает базовый ремонт со встроенной кухней, шкафами, готовым санузлом и сауной», — рассказывает Олег.

Чтобы адаптировать Planoplan под нужды застройщиков, ушло почти два года и 40 млн руб. Финский застройщик Lujatalo предоставил планы типовых квартир и помогал проектировать варианты дизайна.

В результате получилось IT-решение, которое позволяет клиентам застройщиков в онлайн-режиме обустраивать макет будущего жилья с тысячами переменных: можно выбирать не просто цвет стен и встроенную технику, но и расположение розеток, вид сантехники и многое другое. Девелоперы увеличивают продажи за счет вовлечения клиента в процесс, а покупатель получает то, что он заказывал, потому что бригада девелопера получает четкую спецификацию, которую в программе делал сам клиент.

Предприниматель признается, что заработать те деньги, о которых он мечтал, садясь в «Аллегро», не получилось — годовой оборот финского проекта сейчас не превышает €100 тыс. Слишком маленькая страна и узкая ниша. «Ты начинаешь зарабатывать, если только вошел в пул партнеров компании, которая строит по всей Европе», — говорит Кельник. Зато благодаря общению с финнами он придумал, как увеличить продажи в России.

Сделай сам

Кельник решил продавать услугу конструктора российским девелоперам. После 2014 года спрос на жилье начал падать, а некоторые российские застройщики начали продавать жилье, где клиенты могут выбирать варианты отделки.

Олег пытался приводить те же аргументы, что при работе с финнами: что технология повысит вовлеченность и поможет сэкономить время менеджеров по продажам жилья. Но опять клиентов было мало — сервисом заинтересовалась только московская PSN Group. Предприниматель попробовал зайти с другой стороны — подключил к своему конструктору продавцов сантехники, обоев и мебели, чтобы клиенты могли купить понравившиеся позиции в один клик. Но и на сей раз продажи были штучными.

Решение, как раскрутить Planoplan, появилось только в 2015 году, когда в моду вошла виртуальная реальность, еще недавно казавшаяся игрушкой для гиков. Кельник начал продавать застройщикам виртуальные туры по будущим квартирам, изготовленные с помощью Planoplan. Теперь они могли не просто показывать своим клиентам план-проекты и описания из красочных буклетов, но и провести виртуальный тур в VR-очках по будущей квартире. Потенциальный покупатель может посмотреть в VR-очках разные планировки и варианты отделки, а уже затем приобрести понравившийся образец.

Выяснилось, что застройщики не были готовы покупать шлемы виртуальной реальности за $600–800. Поэтому Кельник предложил показывать туры в недорогих и уступающих по качеству изображения VR-очках со смартфоном. Изначально он заказывал устройство в Китае, а потом команда Planoplan нашла российского производителя — компанию PlanetVR.ru. «И картонная модель российского производства, и пластиковая китайская стоят около 300–400 руб. за штуку. Для застройщика это мелочь, а у клиента есть ощущение, что он попадает в свою квартиру!» — поясняет Кельник. Как правило, VR-очки девелоперы дарят своим клиентам, а их менеджеры по продажам помогают настроить мобильное приложение.

Фото: Митя Ганопольский для РБК

3D-конструкторов в Рунете немало, но виртуальные туры Кельник стал предлагать одним из первых. С предпринимателем начали сотрудничать «Самолет Девелопмент», «СПб Реновация», «Инстройтех», «Трест-36» и другие застройщики, которые предлагают жилье с отделкой. Planoplan берет с девелопера плату за 3D-макеты квартир — в среднем 17,5 тыс. руб. за каждый вариант, продает VR-очки и берет абонентскую плату за пользование облачным сервисом — 1,2 тыс. руб. за каждую планировку в год. Застройщики встраивают макеты на свои сайты, а также проводят VR-туры в офисах продаж и на самих объектах.

«Решение, безусловно, повышает интерес со стороны клиентов, вовлекает их, но не могу сказать, что как-то заметно влияет на рост продаж. Это интересно, но далеко не определяющий фактор для принятия решения о покупке квартиры», — говорит Дарья Севастьянова, менеджер пермской компании «Орсо Групп». А вот Дмитрий Михалев из «СПб Реновация» утверждает, что интерес к их стенду на выставке «Ярмарка недвижимости» сильно вырос именно благодаря VR-очкам Planoplan. «Это помогло собрать более обширную, чем обычно, базу потенциальных клиентов и партнеров», — говорит он.

По-прежнему платформа работает и с обычными пользователями. Здесь клиенты могут сами сформировать на сайте планировку, расставить мебель, раскрасить стены по своему вкусу. Базовый функционал бесплатный, но если пользователь проводит на сайте больше шести часов в день и хочет распечатывать планы квартиры, то надо платить 350 руб. в месяц. Посмотреть результат можно как на сайте, так и в VR-очках.

Если в 2015 году продажи Planoplan, по данным СПАРК, составили 4,4 млн руб. выручки и 642 тыс. руб. прибыли, то в 2016 году достигли 18 млн руб., уверяет Кельник. Только 20% денег приносит работа с физическими лицами. «В основном мы зарабатываем за счет сотрудничества с застройщиками и адаптации решения под них», — признает предприниматель.

По прогнозам Кельника, продажи Planoplan в 2017-м должны вырасти минимум на 50%, а его агентства интернет-рекламы — всего лишь на 15%.

Застройщики и VR

3D-макеты типового жилья делают многие IT-компании, например iCanDesign, Smetus и др. А вот VR-туры, как правило, изготовляются только под заказ для конкретных застройщиков. Отличие Planoplan в том, что компания строит единую автоматизированную экосистему, где застройщик может получить свою 3D-планировку в нужном ему виде (картинка, панорама, VR), и планировки становятся доступны дизайнерам и потенциальным покупателям. «Большинство компаний делают 3D-моделинг и VR вручную. Поэтому стоимость получается адекватной только для дорогого и элитного жилья, а мы ориентируемся на массмаркет», — говорит Олег.

План для Бразилии

В начале 2017 года онлайн-сервис Planoplan перевели еще на восемь языков, кроме русского и английского, сервис начал привлекать клиентов по всему миру. Всего сейчас зарегистрировано более 350 тыс. пользователей, 60% из которых — россияне, остальные — в основном из развивающихся стран. По словам Кельника, особенно много среди них жителей Бразилии, где идет активное строительство однотипных жилых массивов.

«Всем этим пользователям мы даем возможность сделать в своей квартире ремонт из готовых дизайн-шаблонов. А загрузить план своей квартиры может даже домохозяйка. Достаточно ввести замеры квартиры, и в системе появится именно ваша планировка», — говорит предприниматель.

В 2017-м Кельнику удалось наладить отношения и с немецкими застройщиками. Зимой Planoplan подал заявление на участие в CeBIT — крупнейшей IT-выставке в Ганновере. Компания Audi, партнер VR-павильона выставки, заинтересовалась решением русских и проспонсировала их участие. Благодаря этому о компании узнали немецкие производители мебели, а два застройщика заключили контракт на создание для них VR-решения. «Дела там идут не так быстро, как хотелось бы. Например, нам как-то сказали, что мы из «нетипичного региона», немцы с недоверием относятся к русским. Да и сама сфера недвижимости там еще более консервативна, чем в России, и каждый чих требует согласования», — говорит Кельник.

Взгляд со стороны

«Осмотр квартиры в VR сравним с тест-драйвом авто»

​Денис Леушин, генеральный директор агентства недвижимости AllNewHomes

«Я купил VR-очки для использования программы Planoplan. Но пользуемся ими мы нечасто: пока слишком мало застройщиков, кто предоставляет возможность посмотреть их планировки в 3D. Тем не менее я считаю, что за этим будущее: осмотр квартиры в VR сравним с тест-драйвом авто. Можно посмотреть планировку и ощутить себя в ней. На рынке есть клиенты, которые смотрят не только на квадратные метры, но и на функциональность планировки. Так что решение очень интересное».

«Пока 3D-моделирование квартир не помогает девелоперам продавать»

Дмитрий Калаев, директор акселерационных программ ФРИИ

«Последние пару лет я каждый год вижу четыре-пять компаний, которые делают решения по 3D-моделированию квартир и интерьеров, а еще несколько десятков людей приходят с желанием начать это делать.

Пока в большинстве случаев 3D-моделирование квартир не помогает девелоперам продавать. Их же интересует не вовлеченность в процесс продажи и не количество потенциальных покупателей, поставивших приложение, а только количество людей, купивших квартиры. Если количество купивших квартиры при традиционном способе продаж равно количеству купивших квартиры при использовании 3D-моделирования, то в чем экономический смысл для девелопера вкладываться в 3D-модели? Пока я не встретил ни одной компании, которая смогла бы на достоверной выборке показать, что от применения технологии в результатах продаж есть изменения. Если основатели Planoplan действительно умеют увеличивать продажи, то это очень круто».

«Это будет крохотный бизнес»

Александр Журба, управляющий директор и соучредитель фонда Genezis Capital

«Если бы 40 млн руб., вложенных в разработку чудо-софта, предприниматель инвестировал в поиск партнера по стройке, а потом применил бы навыки продвижения и диджитализации, чтобы раскручивать свой собственный строительный бизнес, у него сейчас была бы строительная компания с выручкой в пару сотен миллионов рублей в год и чистой прибылью миллионов 20–25. Пока он не поймет, что деньги зарабатывают на продаже квартир, а не обслуживании IT для тех, кто строит, это будет крохотным бизнесом, где основателю едва хватает на нормальную московскую зарплату».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
В ОАЭ арестовали подозреваемых в убийстве израильского раввинаОбщество, 00:44
Пассажиров загоревшегося Superjet эвакуировали по надувным трапамОбщество, 00:38
СК начал проверку после пожара на прилетевшем в Анталию Sukhoi SuperjetОбщество, 00:14
В Киеве сообщили о работе ПВОПолитика, 00:13
Власти смягчили проект закона о платформенной экономикеТехнологии и медиа, 00:01
Суд в Москве национализировал «Горбушкин двор» и Cherry TowerГород, 00:00
Авиакомпания сообщила, почему Superjet в Турции загорелсяОбщество, 24 ноя, 23:59
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
На каких условиях семьи с детьми могут купить жилье в новостройкеРБК и ПИК, 24 ноя, 23:56
«Азимут» начал готовить резервный борт после пожара на Supejet в ТурцииОбщество, 24 ноя, 23:51
Российские дипломаты выехали к месту пожара российского самолета в ТурцииОбщество, 24 ноя, 23:47
МЮ в первом матче с новым тренером сыграл вничью с любимым клубом ШиранаСпорт, 24 ноя, 23:43
В Турции уточнили число пассажиров в загоревшемся самолете из СочиОбщество, 24 ноя, 23:31
При посадке загоревшегося самолета из Сочи в Анталии был штормОбщество, 24 ноя, 23:31
Новые кадры пожара самолета из Сочи в аэропорту АнталииОбщество, 24 ноя, 23:29