Каштаны с Кавказа: чем будут питаться россияне после введения санкций
Каштаны: «Каштанофф»
Компания больше года занимается розничной продажей жареных каштанов на улицах российских городов. Изначально каштаны привозили из провинции Галисия на северо-западе Испании. Прошлой осенью фирма заключила с местной фабрикой договор на поставки объемом более 20 т. Сейчас у компании около десятка точек продаж в Москве (например, с августа каштаны стали продаваться в Парке Горького), по франшизе компания работает еще в восьми городах, в том числе Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи. Сейчас «Каштанофф» ведет переговоры с Казахстаном и Белоруссией.
За одни новогодние праздники компания продала более 5 т каштанов. В мае ей удалось подписать контракт (на несколько миллионов рублей) на поставку более 100 т каштанов с крупной итальянской фабрикой в Италии. По словам Марии Тимохиной, генерального директора фирмы, у итальянцев есть специальная технология шоковой заморозки, которой каштаны подвергаются сразу после сборки и калибровки.
Это позволяет сохранить все качества продукта в течение года, что делает каштаны всесезонным продуктом. «С этой фабрикой работают большинство европейских продавцов, именно потому что она столь трепетно относится к деталям процесса обработки и хранения, –рассказывает Тимохина. – Представители фабрики согласились на переговоры с нами только после рекомендации наших швейцарских партнеров, с людьми «с улицы» эта фабрика просто не разговаривает, не говоря уже о том, что в Европе с российскими контрагентами работают только на условиях предоплаты в 75–100%». По словам предпринимателя, на переговоры с фабрикой ушло более трех месяцев, и вот теперь, в момент погрузки 10 т, возникла проблема – правительство РФ опубликовало список запрещенных иностранных продуктов, в который попали орехи.
Теперь «Каштанофф» придется договариваться с поставщиками – либо из России, либо из Турции. Это не станет катастрофой для бизнеса, но сильно замедлит темпы его роста. В России каштаны выращиваются на Кавказе, но в регионе нет культуры сбора, а главное – условий для обработки и хранения плодов: оборудование лишь для нескольких производственных линий обойдется в €150–200 тыс., российские предприятия не пойдут на подобные траты.
«Придется заново налаживать контакты и выстраивать отношения с новыми партнерами. Мы хотели, чтобы россияне имели возможность покупать именно европейские каштаны, – говорит Тимохина. – В Европе леса не подвергаются обработке пестицидами и фунгицидами». Импортировать каштаны из Китая компания не собирается – это удар для бренда, хотя это самый простой вариант. «Судите сами – таможня и доставка 1 кг каштанов из Европы обходятся в €6, а китайские каштаны попадают в российские магазины по цене за €700–800 за тонну», – говорит Тимохина.
Кондитерские изделия: Bakery by Men
В пекарне Bakery by Men можно заказать готовые кондитерские изделия из традиционного меню, а можно самим создать в онлайн-магазине свой капкейк или торт, выбрав ингредиенты. Большинство продуктов для пекарни закупались за границей – в России нет подходящих аналогов. Из запрещенных сегодня и незаменимых – финские сливки Valio, французская миндальная пудра и американский сыр «Филадельфия». «Когда пекарня только открывалась, мы прошерстили весь российский рынок в поисках замены, но продуктов подобного качества у нас не производят», – рассказывает Григорий Кочетков, основатель Bakery by Men.
Самый большой удар придется на медовый торт, полностью сделанный на сметане и сливках Valio, чизкейки и капкейки, в которых сыр «Филадельфия», и макаруни с миндальной пудрой. С макаруни придется тяжелее всего, жалуется Кочетков, пудру нужного помола производят только во Франции. Есть и ингредиенты, которые компания привыкла закупать, но сможет безболезненно от них отказаться в пользу отечественных. Это мука (раньше французская) и самые разные кондитерские добавки (глянцевый гель, загуститель и пр.). По словам основателя, запрет на импорт убьет только очень принципиальные компании, которые не готовы отказываться от европейских и американских продуктов: «Мы не паникуем и закрываться не собираемся, будем искать замену в Азии. Раньше мы закупались через дистрибьюторов. У них налаженная сеть поставок, думаю, они уже начали перестраиваться под новые правила».
Уже запрещенные, но еще оставшиеся на складах продукты сильно взлетят в цене, считает он. Их азиатские и российские аналоги по себестоимости дешевле, но конечную стоимость, скорее всего, подтянут под привычную планку. «Если вы покупали литр финских сливок за 400 руб., то сможете платить столько же и за российские, пусть и худшего качества. Это классическая схема российского бизнеса», – говорит Кочетков.
Мороженое: Tutti Frutti
Основное сырье для производителя йогурт-мороженого Tutti Frutti – цельное молоко Parmalat. Хотя у Parmalat есть производство в России, спрос на отечественное молоко в целом возрастет, считает Владимир Райх, управляющий партнер кафе Tutti Frutti Frozen Yogurt в России. По его мнению, это повлечет рост цен на весь ассортимент молока, некоторые заводы могут совсем встать. Фрукты – это 25% товарооборота Tutti Frutti. Большая часть фруктов и ягод в кафе попадает через Голландию. Но здесь есть лазейка, считает Райх: запрет распространяется только на товары, которые произведены в странах, поддерживающих санкции против России.
Импорт же фруктов и ягод из этих стран разрешен. «Например, бразильскую клубнику через Голландию поставить можно, а вот испанскую уже нельзя. Мы можем изменить страну-производителя и сорт голубики или манго, но фрукты из нашего меню не исчезнут, хотя цены неизбежно вырастут», – объясняет он. Издержки сети кафе, по предварительным подсчетам, составят 2–3%, на столько же увеличится себестоимость продукции. Покупателей Tutti Frutti потерять не боится: у конкурентов цены или тоже поползут вверх, или останутся на месте в ущерб качеству.
Сыр: «Сырный сомелье»
Пока пекарни и кафе ищут альтернативных поставщиков, сырный бизнес бьет тревогу. «Я закупаю сыры у поставщиков из Италии, Швейцарии, Франции, Испании, Англии, Голландии и Греции. В полное эмбарго на ввоз сыра из-за границы я не верю. «Сырный» бизнес это поставит в страшное положение», – говорит Александр Крупецков, основатель сырной лавки «Сырный сомелье».
Сейчас в ассортименте лавки нет ни одного российского сорта сыра. Если нужда заставит Крупецкова торговать отечественным сыром, то только редкими видами. «Говорят, они существуют, ходят такие легенды», – шутит бизнесмен: они будут стоить на порядок дороже европейских, которые привозили в Россию вагонами, ведь штучное производство всегда ценится выше – где-то сидит человек, доит три коровы и сам делает домашний сыр. Возможных будущих партнеров он собирается искать на Кавказе и в Красноярском крае.
Рыба: «Фуд сервис»
По данным Норвежского комитета по рыбе, в 2013 году экспорт рыбы и морепродуктов из Норвегии в Россию составил почти 350 млрд руб., в том числе норвежской семги – более 24 млрд руб., форели – 6 млрд руб.
По оценкам Валерия Федорчука, исполнительного директора компании «Фуд Сервис», в России рыбу из Норвегии импортируют как минимум 30 крупных компаний и несколько сотен предприятий малого и среднего бизнеса. В структуре продаж его компании на продукцию из Норвегии, попавшую в санкционный список, приходится около 70% (на 63 млн руб. в год).
Маржинальность бизнеса, по словам Федорчука, не более 10%; к тому же рынок сильно привязан к себестоимости рыбы, которая зависит от объемов вылова. По словам Федорчука, введенные санкции заставят фирму расширять взаимодействие с поставщиками вне стран ЕС. «У нас есть связи и с российскими производителями, также мы привозим в Россию рыбу из Чили – так что, надеемся, нам удастся минимизировать влияние российских санкций на бизнес, быстро увеличив объемы поставок от этих поставщиков».
Фрукты: Alfa Fruit.Gr.
Компания Alfa Fruit.Gr базируется в греческом городе Скидра и импортирует в Россию сезонные фрукты из Греции на более чем 50 млн руб. в год. Руководитель фирмы, Сергей Михачев, признает, что объемы продаж его небольшой фирмы сильно зависят от урожая фруктов в Европе. Сейчас у компании сезон поставок персиков, нектаринов и киви – по этим плодам Греция конкурирует с Испанией, Италией, Турцией и Ираном. Средняя маржинальность импортеров европейских фруктов в Россию – 2–3%, на рынке работают около 3 тыс. крупных и мелких фирм, так что любое падение спроса сильно сказывается на бизнесе, отмечает Михачев. Тем не менее он считает, что его компании удастся найти выход из ситуации. «У нас есть связи с поставщиками из Сербии и Македонии, которые остаются лишь кандидатами в ЕС, – говорит предприниматель. – Мы надеемся, что нам удастся не уронить объемы продаж в этом сезоне».
Продуктовая розница: «Николаев и сыновья»
По оценке Михаила Николаева, управляющего партнера ТД «Николаев и сыновья», более половины продуктов питания в Россию сегодня импортируются. Причем самая большая доля импорта приходится на элитный продовольственный сегмент. Компания Николаевых производит всю продукцию самостоятельно. В Лефкадии (Краснодарский край) у нее собственные поля и сыродельни, поэтому ограничения повлияют на работу компании, скорее, положительно.
А вот своим конкурентам, которые закупали сырье и продукты за границей, Николаев прочит нерадостное будущее. По его мнению, отечественным производителям не удастся в короткие сроки компенсировать объем и уровень качества запрещенной продукции. Единственный выход из сложившейся ситуации он видит в реэкспорте. «Голландские помидоры теперь будут перекупаться, например сербской компанией, и перевозиться в Россию. Но такой путь может привести к удорожанию товара и, возможно, к ухудшению его качества», – заключает Николаев.