Темная лошадка: как Максим Белоногов создал в Кургане конкурента Uber
«Я никогда не работал на кого-то, я всегда предпринимал», — говорит сооснователь агрегатора такси «Максим» Максим Белоногов. Будучи школьником старших классов, он перепродавал газеты и подрабатывал на «труповозке» в спецбригаде при больнице скорой помощи, которая забирала тела умерших. Сотрудники периодически уходили в запой, и школьник их подменял.
В 16 лет умерла мама Максима, и он остался круглым сиротой. На пособие по потере кормильца купил компьютер Pentium и принтер. Вместе с однокурсником и будущим партнером Олегом Шлепановым скачивал рефераты в Фидонете, распечатывал и продавал их студентам. Затем торговал телефонами и газовым оборудованием для автомобилей, подрабатывал грузчиком. В 22 года предприниматель женился, у него родилась дочь, и нужно было кормить семью.
Принципы Максима Белоногова
«Я понял: нет плохой работы. Если за работу платят, если она не связана с насилием по отношению к другим или обманом, то значит, ее надо делать».
«Когда работаешь с таким видом из окна [окна офиса в Шадринске выходили на кирпичную стену], хочется сделать что-то большее, чтобы уехать. Отсюда хотелось вырваться, и ностальгии нет. Рад, что получилось, сделать большую компанию и уехать из этого «приятного» во всех отношениях места».
«Первую машину приличную, Toyota Camry, я купил в 2007 году, то есть через четыре года после того, как мы начали работать. [Развитие бизнеса] всегда было в приоритете, любую копейку мы реинвестировали в открытие нового города, рекламу. Не было возможности купаться в деньгах».
«Все шло медленно. Год за годом, шаг за шагом: наверное, если в этой ситуации [совладельца большого бизнеса] оказаться в один день, то в голове что-то сломается».
«С государством я стараюсь меньше контактировать. Если ты предприниматель, надейся только на себя».
«Я живу в Кургане, потому что это удобно. Хожу на работу, мне это до сих пор интересно. Где родился, там и пригодился. Я так думаю».
«Когда говорят о миссии компании, то все это наигранно звучит: «делать людей лучше», еще что-то... Моя философия следующая: мне интересно делать компанию, интересно работать, интересно жить... А еще это позволяет зарабатывать».
«Не надо ничего бояться никогда, надо брать и делать. Какая разница, что произойдет, если упереться, всегда найдется выход».
Первый серьезный бизнес Максим Белоногов создал в Шадринске — небольшом городке в 140 км от Кургана. Но не с первой, а со второй попытки, рассказывает он в интервью РБК. Сначала предприниматель вместе с Олегом Шлепановым арендовал офис, поставил передатчик, приобрел франшизу компании «Мобил Телеком» и начал заниматься пейджингом. Этот бизнес умер быстро и неожиданно, когда на рынок мобильной связи вышли операторы сотовой связи. На тот момент у Белоногова работали восемь операторов, и он решил организовать службу такси. Взял у знакомого таксиста радиостанцию, антенну, установил оборудование и попробовал найти таксистов. Предприниматели арендовали многоканальный номер телефона — в час пик до них можно было дозвониться, а до конкурентов не всегда. «Водители стали сами подтягиваться, так как знали, что будут иметь работу», — вспоминает Белоногов.
Когда стало понятно, что бизнес-модель работает, предприниматели стали расширятся в соседних городах — Курган, Тюмень, Челябинск и т.д. «В Тюмени мы получили такие большие деньги, которых никогда не видели в Шадринске. А в Кургане могли только мечтать. Мы увидели прогрессию», — вспоминает Белоногов.
Рынок таксомоторных перевозок России
По данным аналитического центра при правительстве России, объем рынка такси в России в последние пару лет увеличивался на 14,2% ежегодно и по итогам 2017 года составил 575 млрд руб. Крупнейшим игроком рынка с долей 12,3% авторы исследования назвали группу компаний «Везёт» — она была создана после объединения сервисов заказа такси Fasten Russia (работает под брендами «Сатурн» и RedTaxi) и «Везёт» (бренды RuTaxi, «Лидер», «Везёт»). Суммарная доля объединенной компании «Яндекс.Такси» и Uber по итогам 2017 года составила 10,4% рынка. «Максим» на третьем месте с 7,6% рынка, а у Gett 2,5%. В целом агрегаторы занимают 32,8% рынка такси в России, оставшаяся доля приходится на традиционный рынок офлайн-заказа.
Главное отличие «Максима» от других многочисленных диспетчерских такси в том, что партнеры быстро поняли — нужно автоматизировать бизнес и идти в интернет. Первое время заказы записывали в тетрадку, а расстояния прикидывали на глазок, рассказывал Белоногов в интервью «Секрету фирмы», но вскоре партнеры наняли первых программистов. Мобильное приложение для таксистов появилось еще в 2007 году (до этого они пользовались рациями), затем его адаптировали для клиентов (для сравнения: компания Uber была основана в 2009 году, сервис «Яндекс.Такси» появился в 2011 году). Приложение не пользовалось особым спросом, но партнеры продолжали инвестировать в технологии. «Мы — ИТ-компания», — подчеркивает Белоногов при любом удобном случае.
Географическая экспансия, мобильное приложение и автоматизация бизнес-процессов позволили «Максиму» стать одним из лидеров рынка в России. Сейчас, по данным представителя «Максима» Павла Стенникова, в компании Белоногова и Шлепанова (у каждого из партнеров по 50%) трудится более 6 тыс. человек, сервис работает в 264 городах России и 326 городах Украины, Болгарии, Грузии и других стран. По оценке РБК, годовой оборот компании в 2016 году составил 6 млрд руб. По словам Белоногова, ежедневно 500 тыс. водителей, подключенных к системе, осуществляют около 1 млн поездок.
Зимой 2016 года, когда с Ирана начинали снимать экономические санкции, Белоногов решил выходить на иностранный рынок и не ошибся. Представитель «Максима» уточняет, что сейчас иранский рынок — второй по выручке после российского. В Иране к сервису такси подключились водители из 25 городов, в десяти из которых живут больше миллиона человек. «Конкуренции почти нет. Мы просто заходим и берем этот рынок», — говорит Стенников. Недавно «Максим» начал работать в Италии, а в 2018 году запустит бизнес в Индонезии и Чили.
Сам Белоногов много путешествует, но не планирует уезжать из России. Он живет и работает в Кургане, где находится центральный офис компании. Два года назад Белоногов при помощи екатеринбургского инженера Алексея Макарова построил машину-вездеход «Бурлак». А в марте 2016 года были проведены первые испытания — вездеход проехал от города Ивделя в Свердловской области вдоль Уральского хребта до Карского моря.
Взгляд со стороны
«Ребята построили Uber раньше Uber»
Михаил Виноградов, основатель компании «Таксилет»
«Мы, владельцы традиционных такси (с автобазами, ремзонами и миллионными лизингами), недооценили их — «Максима», «Везёт» и других агрегаторов. Нам казалось, что это какие-то дилетанты: у них и машин-то своих не было. Пареньки какие-то из Шадринска. Они бесконтрольно передавали заказы частникам, сбивали цены, обходили законы и правила. Мы смотрели на них надменно из-за своих материально-технических баз. Нам казалось, что иметь двадцать подержанных Hyundai надежнее, чем обладать ИT-инфраструктурой. А ведь эти ребята построили Uber раньше Uber. «Максим» был уже в тридцати городах, когда Uber еще не появился.
Минусы, несомненно, тоже есть. Главный из них — невозможность уследить за чужими машинами и незнакомыми водителями, по сути, чужими людьми, неспособность нести ответственность. Если вы опоздали на самолет из-за классического такси — вам компенсируют убытки, но если из-за диспетчерской — никогда».
Поделиться впечатлениями о фильме вы можете в форме обратной связи.