Остров невезения: как провалился развлекательный проект на Мальдивах
![Екатерина Иноземцева и Дмитрий Юрченко](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/99/754876794573992.jpg)
«Продается почка предприимчивого предпринимателя», — написал в конце января 2017 года в Facebook бизнесмен Дмитрий Юрченко. Он собрал с клиентов, которых должен был отправить отмечать новый, 2017 год на необитаемый остров на Мальдивах, почти 20 млн руб. предоплаты. Однако поездка в последний момент сорвалась, а собранные средства уже были потрачены.
Теперь Дмитрий Юрченко ищет способ сохранить лицо и почку.
Стартапы и мегапроекты
До финансового кризиса 2008 года выходец из Белоруссии Дмитрий Юрченко работал специалистом по деривативам в инвестиционном банке «Ренессанс Капитал». Но в кризис этот банк был куплен более крупным, начались сокращения, и Дмитрий решил кардинально изменить свою жизнь и стать предпринимателем. Бизнесу он пошел учиться в школу «Сколково».
Во время учебы Дмитрий вместе с однокурсниками инвестировал $10 тыс. в маркетплейс рекламы AdOffer. Но дальше первого прототипа дело не пошло. Следующей попыткой построить бизнес стал стартап «Кнопка жизни». К этому моменту Юрченко, который во время последнего модуля в бизнес-школе съездил в США для знакомства с западным миром стартапов, заинтересовала «мобильная» медицина. Вместе с одногруппниками он протестировал несколько идей, и в итоге они остановились на проекте медицинской сигнализации «Кнопка жизни» — гаджета для экстренного вызова помощи пожилым людям и инвалидам.
Юрченко отнесся к проекту серьезно — вложил в него последние $5 тыс., а после выпуска из «Сколково» вместе с сокурсницей Ириной Деминой решил компанию развивать. Помимо закупки и перепродажи гаджетов из Азии пришлось с нуля писать геолокационный облачный софт и создавать call-центр.
«Кнопка жизни» вызвала интерес у инвесторов — $30 тыс. вложил Дмитрий Казачков, основатель «1С-Рарус», еще $100 тыс. — Виталий Полехин, партнер фонда Venture Angels. В ходе второго раунда, в июле 2012 года, компания «Ринтех», входящая в ГК «АйТи», инвестировала в проект более 35 млн руб. В июне 2014 года еще 45 млн руб. в проект вложил Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Выручка компании в 2016 году, по ее данным, составила около 137 млн руб.
Но Юрченко роль гендиректора «Кнопки жизни» за четыре года наскучила. «Я стартапер, а не операционный директор, — говорит Юрченко. — Есть люди-ахтунги, а есть люди-системы. Человек-ахтунг может с нуля что-то сделать, он ничего не боится, а вот реализовать проект может только «на тройку». Я именно такой».
После сделки с ФРИИ Юрченко ушел из компании, сохранив миноритарную долю в «Кнопке». К тому времени он увлекся самосовершенствованием — много времени уделял подготовке к серии соревнований по триатлону на длинную дистанцию Ironman, стал изучать тему осознанности (в современной психологии означает непрерывное отслеживание текущих переживаний, без концентрации на событиях прошлого или мыслях о будущем).
Конечно, совсем без дела «человек-ахтунг» сидеть не мог. Вскоре с супругой Екатериной Иноземцевой он стал проводить бесплатный «Марафон взаимной осознанности» — онлайн-курс для пар. Однако чаще обращались одинокие женщины, и для них был запущен онлайн-курс «Мужчина моей мечты». В октябре 2014-го основатели впервые сделали его платным — продали на 150 тыс. руб. (средний чек — 3,5 тыс. руб.).
Под брендом BeFit супруги также проводили различные онлайн-курсы на тему бега, гармонии и т.п. Им хотелось окружить себя людьми с похожей системой ценностей. Провели BeFit-лагерь в Таиланде для 50 человек. А по возвращении купили в Москве студию йоги за 1 млн руб. — планировали, что это место станет своего рода штаб-квартирой сообщества. Однако студия приносила одни убытки, и вскоре ее продали «за бесценок».
Тем временем Юрченко увлекся очередным мегапроектом.
Острова и инвесторы
Проект The Ostrov Юрченко начал развивать в 2015 году, когда познакомился с банкиром Сергеем Востриковым, бывшим совладельцем Айманибанка. Востриков годом ранее продал свою долю в банке и часть вырученных средств собирался вложить в покупку острова в Индийском океане. А у Юрченко была, как он говорит, «безумная мечта» — сделать проект наподобие реалити-шоу «Последний герой» на необитаемом острове, с испытаниями и приключениями. В расчете на тех, кому уже надоели пятизвездочные отели. Вострикову идея показалась интересной, но ни у одного из партнеров не было уверенности, что она выстрелит.
Тогда Юрченко решил протестировать проект на жизнеспособность. «Я сделал простой сайт, на котором написал, что стартует новый проект — нечто среднее между телешоу «Последний герой» и «Любовь с первого взгляда» — 25 неженатых мужчин и 25 незамужних женщин на новогодние каникулы едут на необитаемый остров, имея с собой только зубную щетку и плавки-купальники», — вспоминает Юрченко.
Отклик превзошел все ожидания: когда в августе предприниматель объявил о проекте в Facebook, сразу же получил 180 заявок от потенциальных участников, а пятеро из них немедленно заплатили по $7 тыс. за участие в 10-дневном эксперименте. «У нас ничего еще не было, я продал несуществующий проект», — вспоминает Юрченко. Он убедился, что спрос есть.
![Остров невезения: как провалился развлекательный проект на Мальдивах](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/04/754877015209047.jpeg)
Аркадий Гинес, директор по развитию сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip, считает, что идея «приключения вместо скучного отдыха» все более востребована, особенно среди успешных людей, которые уже объездили полмира и побывали на разных континентах. «Их сложно чем-то удивить, и простого отдыха, пусть и с all inclusive в фешенебельном отеле, им мало», — подчеркивает Аркадий.
В октябре к Юрченко и Вострикову присоединился еще один предприниматель — Илья Шумилкин, владелец event-агентства «Счастливые люди». Втроем они полетели на Мальдивы выбирать остров.
Согласно законодательству Мальдивской Республики, выкупить землю они не могли, только арендовать. В итоге заключили договор аренды острова площадью 12 га на 21 год. Сделка обошлась примерно в $1,4 млн, а всего в инфраструктуру было вложено под $3 млн.
Основным инвестором стал Сергей Востриков; партнеры договорились, что он отвечает за инфраструктуру. У Юрченко — 10%, на нем продажи и маркетинг. А Илья Шумилкин обеспечивает развлекательную программу для отдыхающих.
Стройку на острове начали 28 октября 2015-го, а уже через полтора месяца приехали первые клиенты.
Герои и неудачники
Как оказалось, клиентов поджидали проблемы. 50 строителей-бангладешцев практически круглосуточно работали на острове, но все сделать не успели. Нужно было построить бунгало, соорудить водопровод, канализацию, туалеты и душевые, кухню, ресторанную зону, бар, пирс. Все стройматериалы обходились в полтора раза дороже, чем предполагалось, — их приходилось доставлять из Мале, столицы Мальдив, что в 150 км от The Ostrov. Что-то вовсе везли из Шри-Ланки, а ресторанное оборудование и звукотехнику — из Китая. С этим была связана другая проблема.
Из Китая должно было прибыть пять контейнеров с различной утварью и мелким оборудованием — от постельного белья до посуды. Они задержались на три недели. В итоге основной груз прибыл в день заезда гостей. Один контейнер затерялся и прибыл только через месяц. Чтобы было где провести первую ночь, компаньоны срочно и втридорога выкупили у местных военных 50 спальных мешков.
«Спасло нас то, что мы продавали людям историю про выживание в экстремальных условиях. В рекламе мы говорили, что они будут сами строить жилье и разжигать огонь без спичек и зажигалок. Так и получилось», — смеется Юрченко. Участников поделили на «племена», выделили им по десять бангладешцев-помощников и отдали содержимое прибывших контейнеров. Первый конкурс назвали «Кто лучше обустроит свое жилище».
На этом внеплановые приключения не закончились. Уверенные, что в декабре-январе на Мальдивах дождей не бывает, организаторы закупили коконы-гамаки из ротанга. Но на вторую ночь пошел тропический ливень. Хорошо, что был куплен тент, под которым все в итоге и спали. «В тесноте, да не в обиде — за ночь все перезнакомились. Наутро все были уставшие, но довольные», — уверяет Юрченко.
Были еще и перебои с питанием, и с чистотой в туалетах (мужской и вовсе не успели достроить до конца). Однако, судя по отзывам в соцсетях, в целом людям понравилось — они ехали за приключениями и получали их. К тому же на острове работала команда профессиональных инструкторов по различным видам спорта (ныряние с аквалангом, плавание, бег и пр.) и аниматоров, которые создавали позитивную атмосферу. «Некоторые после острова стали лучшими друзьями, а многие строят вместе бизнес и даже семьи», — утверждает Дмитрий. По его словам, на острове образовалось пять пар.
Выручка с первого заезда составила $375 тыс., прибыли не было. Организаторы не учли, что на Мальдивах в новогодний период повышаются цены на все — еду, трансферы, топливо, генераторы.
Второй заезд для 20 человек, на этот раз семейных, организовали сразу после новогоднего, в январе. Его преподносили как возможность убежать от рутины будней, бизнес-проблем, расстаться с сотовым на десять дней, сфокусироваться на семье. В мае 2016-го провели еще один холостяцкий заезд. К этому времени уже доделали туалеты, организовали их уборку, разнообразили меню и смогли сосредоточиться на развлекательной программе. На майском заезде удалось заработать около $10 тыс., хотя вместо запланированных 50 человек приехали только 24.
Еще один тур был запланирован на август, но помешала стихия — в сильный шторм смыло пристань, вывело из строя электрогенераторы, пострадала яхта. На устранение последствий ушло около $150 тыс., которые Юрченко занял у друзей. Дмитрий сделал ставку на очередной новогодний заезд и развернул масштабную рекламную кампанию, расходуя порядка $10 тыс. в месяц. В итоге привлек 38 клиентов, каждый из которых внес предоплату в $7,5 тыс.
Большую часть этих денег Юрченко потратил на обустройство острова. Он был уверен: вот-вот поступит очередной транш от Вострикова. Но у того случился форс-мажор: Центробанк отозвал лицензию у банка «Камский горизонт», 76% которого Востриков выкупил в апреле 2015-го у бизнесмена Рафгата Алтынбаева. И Востриков выделять деньги отказался.
«В довершение всего подорожали авиабилеты, а мы понимали, что, даже если людей туда привезем, в случае любого ЧП мы останемся на острове без еды и поддержки. «Финансовой подушки» не было совсем», — говорит Юрченко. 1 декабря 2016 года партнеры разослали клиентам письма о том, что заезд отменяется, деньги будут возвращены.
Но денег не было. The Ostrov задолжал в общей сложности почти 20 млн руб. клиентам и поставщикам. «Первого декабря, за три недели до заезда, я получила письмо от имени Сергея Вострикова, что заезд не состоится, а разрешением сложившейся ситуации и организацией возврата средств займется Дмитрий Юрченко», — говорит Татьяна Садовничая, внесшая 450 тыс. руб. предоплаты еще в августе. На данный момент она получила обратно 20% от стоимости путевки, остальное Юрченко пообещал выплачивать частями.
Чтобы рассчитаться с клиентами, предприниматель сейчас распродает личное имущество — недавно продал Porsche Panamera. На торги также выставлены яхта, гидроцикл и другие активы The Ostrov. Дмитрий обещает расплатиться со всеми в течение нескольких месяцев.
«В подобных ситуациях у клиентов есть два пути возмещения убытков. Первый — довольно долгий, он занимает год-полтора, — признать компанию, с которой заключался договор, банкротом. В таком случае к солидарной ответственности привлекается директор. На его имущество могут наложить арест, а также запретить выезд за рубеж, — говорит Олег Жуков, партнер юридического бюро TM DEFENCE. — Второй путь — возбудить уголовное дело. Это возможно, если налицо одно из трех условий: деньги клиентов обналичивались, шли не на целевые нужды либо если изначально было невозможно выполнение условий договора, что устанавливается экспертами. Процесс занимает в среднем 9–10 месяцев, и в таком случае к ответственности привлекаются не только соучредители компании, но и те, кто так или иначе содействовал неправомерным действиям».
Договоры с клиентами заключало ООО «Асанка», гендиректором и совладельцем которого является именно Дмитрий Юрченко.
Сергей Востриков от комментариев РБК отказался: «Если я не комментирую СМИ ситуацию с банком, будет странно, если прокомментирую ситуацию с островом».
Шарики и кубики
«Я для себя разделяю компании на бизнес-шарики и бизнес-кубики, — философствует Дмитрий Юрченко. — Бизнес-шарики — это те, которые толкнул, и дальше они катятся сами, развиваются. Это проекты с понятными технологиями и низким порогом входа. А есть бизнес-кубики — чтобы перетащить огромный куб из точки А в точку Б, нужны гигантские усилия». Именно к «кубикам» Юрченко относит «Кнопку жизни» и The Ostrov.
Что делать с бизнес-кубиком? Права на аренду уже более или менее благоустроенного острова можно перепродать, это по крайней мере точно позволит вернуть долги. Можно привлечь нового инвестора. По расчетам Юрченко, нужно от $1,5 млн, чтобы наладить стабильный поток туристов — спрос на фешенебельный, но дикий отдых очевидно есть. «Чего я точно не буду теперь делать, так это пытаться тащить этот проект на маленьких деньгах, организуя туры за счет поступлений от самих отдыхающих», — говорит Юрченко. Без «финансовой подушки» любой форс-мажор вроде шторма или задержки транша ставит этот бизнес на грань выживания.
В ожидании решения неутомимый предприниматель занимается проектом ОЖ («Территория осознанной жизни», бывший BeFit). Этот проект Юрченко считает настоящим «бизнес-шариком». «Мы начинали проводить вебинары про осознанную жизнь еще в 2014-м, потому что нам самим это было интересно и заряжало, — вспоминает Дмитрий. — Но всерьез заниматься инфобизнесом не планировали. Сейчас эта нелюбимая дочка, которой я почти не уделял внимания, внезапно стала приносить деньги».
Онлайн-школа сфокусирована на обучении тому, как стать популярным. В ОЖ тестируют с десяток разных онлайн-курсов — от осознанного бега до осознанного писательства, основатели обещают научить «Правильно питаться» и «Улучшить отношения в паре». Как уверяет Дмитрий, школа, на которую работает команда из десяти человек, в среднем приносит около 1 млн руб. ежемесячной прибыли.