«Хакер» из Таганрога: как российский стартап попал в акселератор Facebook
Меньше чем за год ежедневная аудитория приложения Myata превысила 100 000 человек«Хакер» из Таганрога
Несмотря на свои 28 лет, Думик – стартапер со стажем. Еще обучаясь на втором курсе в филиале Южного Федерального университета в родном Таганроге, Думик уехал в США по программе Work and Travel. Работая газонокосильщиком, он починил компьютер своему боссу, после чего по району пошла слава о «русском хакере». Через год он работал уже по специальности – разрабатывал программное обеспечение для агентов по недвижимости в американской софтверной компании. Вернувшись в Россию, Думик стал лауреатом Потанинской стипендиальной программы, а после получения диплома Южного федерального университета стал работать в Procter&Gamble. Но в 2011 году один из друзей по университету позвал Думика поучаствовать в создании благотворительного проекта – сервиса 1minute.ru. Пользователь сервиса должен был посмотреть рекламу того или иного бренда, а рекламодатель (среди них были Google и Starbucks) за это переводил деньги выбранному пользователем благотворительному фонду.
Дух «вольного предпринимательства» захватил партнеров, и вместе с еще несколькими программистами они решили создать сервис для проведения интерактивных презентаций с помощью мобильного телефона. Думик был главой проекта, который получил название Penxy, но прошлым летом покинул его. «Четыре основателя – это слишком много», – объясняет он свой выход из Penxy. К тому времени партнеры смогли на гранты Microsoft и ряда американских инвесторов создать работающую версию сервиса, а также привлекли $500 000 на развитие от российского венчурного фонда Prostor Capital.
Оттестировано на «ВКонтакте»
Еще работая над Penxy, Думик переехал в Сан-Франциско, где обратил внимание на набиравшее популярность мобильное приложение Flipboard. Оно позволяет визуализировать информацию из новостных источников, подобранных пользователями, в персональный мобильный «журнал». В то время аудитория Flipboard во всем мире уже перевалила за 50 млн человек, но в топ-листе читающих стран Россия отсутствовала, хотя рост аудитории сети «ВКонтакте» был лавинообразным.
Из-за большого потока информации пользователи не видят в ленте самых интересных постов друзей и новостей из подписок, решил Думик. Он поделился идеей со своим давним другом Артемом Пташником, и вместе они решили сделать приложение, которое бы фильтровало записи сообществ, исходя из предпочтений пользователя, и показывало ленту публикаций в удобном интерфейсе.
Партнеры вложили в разработку приложения около $10 тыс. из собственных сбережений и в августе 2013 года выпустили первую версию для iOS, которая получила название Cocktail News. Она привлекла более 3 тыс. человек, большинство из которых оставалось активными пользователям, несмотря на недочеты в программе. Но название приложения оказалось неудачным – набрать его без ошибок в AppStore было непросто. Так появилась Myata.
Приложение было сделано специально для «ВКонтакте», у сети открытый API (интерфейс программирования приложений), так что разработать приложение для нее в теории может кто угодно. «Мы приветствуем сервисы по персонализации контента и любые другие проекты, которые используют возможности «ВКонтакте» для разработчиков, не вредя при этом пользователям, – говорит представитель соцсети Людмила Кудрявцева. – Такие сервисы дают людям возможности и функции, которых нет в соцсети».
После выпуска второй версии, Myata попала на третью строчку в рейтинге приложений в AppStore, после чего ее аудитория выросла до 120 тысяч человек. В феврале 2014 года разработчики запустили приложение под Android, спустя всего месяц у него было около 50 000 скачиваний. Сейчас у Myata около 1,1 млн пользователей, 70% из которых скачали версию приложения для iOS. Около 10% из них пользуются приложением ежедневно.
Зарабатывает Myata на рекламе, встраиваемой в ленту, причем на одно рекламное объявление приходится 30 информационных постов. Сейчас в списке клиентов приложения около 15 рекламодателей, включая, например, Indesit, Toyota, Pepsi, Cadbury, P&G. В среднем, за одного «приведенного» в свое сообщество пользователя бренды платят от $0,4 до $0,8. Это достаточно дорого, признает Думик: компания ориентируется на работу с крупными брендами. Проект вышел в прибыль весной 2014 года. Выручка стартапа сейчас колеблется от $10 000 до 50 000 в месяц и по итогам года составит около $200 000.
На «трамплине» Facebook
Сейчас Myata для пользователя выглядит как «читалка», которая при прокрутке подгружает новые посты из групп «ВКонтакте». При этом разработчики написали «робота», который обходит более трехсот открытых сообществ в социальной сети и для постов в каждом из них рассчитывает коэффициент «качественности» (учитываются такие параметры, как уникальность контента, наличие рекламной составляющей, количество лайков и комментариев под постом). Алгоритмы приложения также отфильтровывают рекламные посты, уверяет Думик. Скачав приложение, пользователь может выбрать интересующую его тему и читать подборку в своей ленте. Профиль пользователя детализируется автоматически – по тому, какие посты он «разворачивает», и по тому, на каких публикациях «останавливается» в ленте. Таким образом, качество персонализации контента растет с активностью пользователя – причем ничего «лайкать» ему не нужно.
В отличие от Flipboard, в котором пользователь переходит от новости к новости путем «перелистывания» указательным пальцем, в Myata выбирать публикацию можно большим пальцем. «Американские ученые выяснили, что сейчас дети нажимают звонок двери не указательным пальцем, а большим, потому что привыкли играть в приставки, где большая часть действий реализуется именно большими пальцами, – объясняет Думик. – В Myata мы постарались сделать интерфейс максимально удобным для реалий нашего времени». Создатели Myata считают, что в эпоху ускорения потребления контента только так можно заинтересовать читателя. По данным Национального центра биотехнологической информации США, сейчас в среднем человек удерживает внимание на одном объекте лишь в течение 8 секунд. А по данным американского сервиса для журналистов Help A Reporter Out (HARO), этот показатель не превышает 2,8 секунд. Поэтому типичный пользователь Myata – это человек, который скучает в очереди в супермаркете или хочет почитать «что-то интересное» несколько минут перед сном.
Создатели Myata не хотят ограничиваться только персонализацией новостей. «Из-за вала информации пользователь остается в границах собственного социального круга, – объясняет Думик. – Наша система действует в другой концепции: мы даем пользователю подборку материалов из самых разных источников, корректируя ее из того, что читают люди с похожим «профилем».
Такой подход, по всей видимости, понравился разработчикам Facebook, поскольку в июне 2014 года проект Myata был принят в акселератор крупнейшей социальной сети. «В мае я увидел объявление о запуске акселератора Facebook и заполнил заявку на сайте программы, скинув ссылки на приложение, – рассказывает Думик. – Уже в июне получил письмо от организаторов программы о «зачислении» в акселератор». Представитель акселератора FbStart подтвердил РБК эту информацию. Так команда Myata получила доступ к инструментам Facebook (например, лицензии на пользование всеми приложениями) и бюджет на рекламу в соцсети на $40 000. Стартап работает в собственном офисе и получает приглашения на мероприятия в рамках акселератора, а также может обращаться к экспертам-партнерам программы из крупных американских ИТ-компаний и венчурного сообщества.
До конца 2014 года разработчики Myata выпустят мобильное приложение для персонализации постов в Facebook с новой рекомендательной системой. Информация в ленту будет подгружаться не только из сообществ в Facebook, но и из Instagram и Tumblr. Ставка будет сделана на развитие именно англоязычного приложения. «Основатели Myata не стали распыляться, выбрали свою нишу и сконцентрировались на контенте из соцсетей и простоте его подачи, и благодаря этому смогли быстро занять лидирующие позиции среди остальных новостных агрегаторов, – считает основатель digital-агентства Tiger Milk Герман Полещук. – Facebook стал очень громоздким сервисом, и пользоваться им сейчас не всегда удобно, поэтому интеграция в него алгоритма персонализации контента, которую разработали в Myata, может стать очень востребованной среди пользователей Facebook».
По словам Думика, в приложении для Facebook долгое время не будет рекламы, чтобы не «отпугнуть» новых пользователей. Предприниматель не исключает, что доходами компании придется пожертвовать ради роста аудитории, зато в дальнейшем стартап может рассчитывать на продажу сервиса одному из крупных игроков на рынке интернет-медиа или социальной сети. В планах компании к осени 2015 года получить 3 млн пользователей на глобальном рынке, для чего сейчас Myata ведет переговоры о привлечении финансирования от пула американских и российских бизнес-ангелов, живущих в США.