Боярский Михаил Сергеевич
Mikhail Boyarsky
Биография
Михаил Сергеевич Боярский — актер театра и кино, музыкант
- Детство, семья и образование
- Актерская карьера
- Музыкальная карьера
- Личная жизнь
- Общественная позиция
- Награды и звания
- Телевидение
- Роли в театре
- Дискография
- Лучшие песни
Детство, семья и образование
Михаил Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде в семье актеров Сергея Александровича Боярского (1916–1976) и Екатерины Михайловны Мелентьевой (1920–1992).
«Отец и дядя работали в Комиссаржевке, мама — в Театре комедии Акимова. Тетя Лида, моя крестная — в Пушкинском, дядя Леша — в Театре Эстрады. Сводный брат Сашка Боярский — в Риге, в Театре русской драмы. Катя, двоюродная сестра, окончила театроведческий факультет, переводит пьесы», — рассказывал Боярский о своей семье[1]. Дед артиста был архиереем, в 1937 году его расстреляли, бабушка преподавала в духовной семинарии[2].
У Боярского был старший брат Александр. Он также был актером, начинал свою карьеру в Театре имени Ленсовета, затем служил в Александринском театре и Театре русской драмы в Риге[3]. В 1980 году Александра Боярского не стало.
В десять лет Боярский впервые в жизни снялся в кино — в короткометражке «Спички детям не игрушки» — вместе с дядей Николаем Боярским[4]. Однако родители хотели, чтобы он стал музыкантом[5], и отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу фортепиано. Несмотря на это, после окончания школы Боярский решил пойти в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Л.Ф.Макарьева). На третьем курсе театрального института он начал играть в составе рок-группы «Кочевники»[6].
В 1972 году Боярский окончил институт и начал работать в Театре имени Ленсовета.
В 1974-м, в возрасте 25 лет, актера призвали в армию. Там он играл на барабанах в музыкальном взводе 14-го отдельного пулеметно-артиллерийского полка, дислоцированного под Ленинградом, в поселке Черная Речка[7].
Актерская карьера
В состав труппы Театра имени Ленсовета Боярский попал после прослушивания у главного режиссера и художественного руководителя Игоря Владимирова. Его актерская карьера началась с массовки в спектакле «Преступление и наказание»[8].
Первыми большими ролями в театре для Боярского стали Луис («Дульсинея Тобосская»), Певец («Люди и страсти»), Педро («Интервью в Буэнос-Айресе»).
Однако известность принесли актеру роли в кино. В 1974 году Боярский получил роль итальянца в картине «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе. В том же году он появился в картине Василия Паскару «Мосты» (молдаванин Гицу). А в 1975-м на экраны вышла лента Виталия Мельникова «Старший сын», где Боярский исполнил роль Семена по кличке Сильва[8].
Поворотным моментом в биографии актера стал телефильм «Три мушкетера» (1978). Изначально Боярского звали в фильм на роль Рошфора. На роль д'Артаньяна претендовали другие артисты — как рассказывал Боярский, в числе кандидатов был и Владимир Высоцкий: «Сначала меня приглашали на роль Рошфора, потом на роль Арамиса или Атоса, а в конечном итоге я приехал на пробы д`Артаньяна. Хотя вначале, между прочим, у нашего режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича была идея снимать в главной роли Владимира Высоцкого. Высоцкий отказался, поэтому оказались нарушены все возрастные параметры и режиссеру срочно пришлось подыскивать других артистов так, чтобы они подходили друг другу по возрасту. Вот я как раз и попал в тот момент, когда шел поиск. И оказался самым младшим»[9].
Впрочем, сам Юнгвальд-Хилькевич опровергал интерес к кандидатуре Высоцкого[10]. По его словам, на роль самого знаменитого из мушкетеров изначально был утвержден Александр Абдулов. Все изменила случайная встреча режиссера с Боярским в съемочном павильоне, когда тот шел на съемку программы «Кинопанорама»: «Он произвел на меня очень сильное впечатление своей внешностью. Я собирался снимать Боярского в роли Рошфора, но когда Миша вошел в костюме в съемочный павильон Одесской киностудии, всем стало ясно, что д’Артаньян — это он».
Помимо всесоюзной известности, роль д'Артаньяна положила начало и музыкальной карьере Боярского. В фильме он как сольно, так и вместе с остальными артистами исполнил многие композиции, впоследствии ставшие хитами: «Песня мушкетеров», «Дуэт Констанции и д’Артаньяна», «Пуркуа па», «Баллада о дружбе».
Роль д'Артаньяна стала главной в карьере Боярского, сформировав его сценический образ. Именно после этого фильма неизменным атрибутом артиста стала широкополая шляпа. «Я очень часто появлялся в картинах во всевозможных шляпах — треуголках, с перьями, без перьев... И когда во время концерта я пытался спеть романтические песни из этих фильмов, то какая-то атрибутика, киношная деталь всегда была мне нужна. Со шпагой неудобно гитару держать, в перчатках неудобно на ней играть, плащ тоже не всегда к месту, а вот шляпа оказалась самой уместной», — рассказывал Боярский[11].
Всего в списке актерских работ Боярского около сотни фильмов. В 1992 году он снялся в сиквеле «Трех мушкетеров»: мини-сериале «Мушкетеры: двадцать лет спустя». Во время съемок актер неудачно упал с лошади при выполнении трюка, из-за чего пришлось дальше играть роль в гипсе, пряча сломанную руку. Несмотря на это, Боярский в нескольких сценах даже заменял режиссера, когда Юнгвальд-Хилькевич вынужденно отсутствовал[12]. В 1993 году было снято еще одно продолжение — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». При съемках этого фильма Боярский частично занимался и сценарием. «Единственное, в чем мы не нашли общего языка, так это в том, каким должен быть финал. Боярский настаивал на трагическом, чтобы мушкетеры гибли. Но для меня было важно, чтобы в сознании зрителя мушкетеры всегда оставались живыми. Я уверен: любая экранизация, где они погибнут, потерпит в прокате провал. Потому что литература — это одно, а фильм — другое», — рассказывал Юнгвальд-Хилькевич[13].
В 1987 году Боярский снялся в фильме «Гардемарины, вперед!», где сыграл шевалье де Брильи. В этой картине он исполнил песню «Ланфрен-ланфра» («Голубка»), которая стала еще одним хитом. Автором текста был поэт Юрий Ряшенцев, который работал и над песнями из «Трех мушкетеров». Изначально у шевалье де Брильи не было своих композиций в фильме, однако Боярский сам настоял, что вокальная партия ему необходима[14].
Параллельно со съемками в кино Боярский продолжал играть в театре. Покинув Театр имени Ленсовета в 1986 году, он некоторое время играл Ривареса в рок-мюзикле Александра Колкера «Овод» в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. А в 1988 году сам открыл и возглавил театр «Бенефис» в Санкт-Петербурге. Спектакль «Интимная жизнь» в 1997 году получил приз на международном фестивале «Зимний Авиньон». Боярский оставил пост руководителя «Бенефиса» в 2007-м, в том же году учреждение ликвидировали по решению комитета по культуре Петербурга. Это было связано с аварийным состоянием здания[15]. Затем в 2009 году Боярский вернулся в Театр им. Ленсовета.
В октябре 2018 года Боярский появился в документальном проекте «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры сорок лет спустя», который посвящен созданию лент Юнгвальд-Хилькевича. В 2020 году в Центральном доме кино состоялась премьера фильма.
В минувшем марте 73-летний Боярский сообщил, что планирует завершить театральную карьеру по состоянию здоровья. Он связал это с последствиями перенесенного COVID-19. Позднее актер уточнил, что продолжит играть в спектаклях, но намерен «уступить место более молодым артистам«[16].
Музыкальная карьера
Боярский записал несколько сотен музыкальных композиций как при съемках на экране, так и в качестве самостоятельных произведений. Впервые с телеэкрана артист запел в 1975 году в ленте «Новогодние приключения Маши и Вити», где появился в образе дикого кота Матвея и исполнил несколько композиций Геннадия Гладкова.
После успеха «Трех мушкетеров» Боярский стал не только популярным актером, но и певцом. 1 января 1979 года в новогоднем «Голубом огоньке» он спел вместе с начинающей исполнительницей Ольгой Зарубиной песню «Так не должно быть» на стихи поэта Леонида Дербенёва и музыку Давида Тухманова. В 1980-х его пластинки начала издавать фирма «Мелодия». В 1986 году у него выходит не имеющий отношения к кино альбом «Дискоклуб-16» с песнями авторства Вячеслава Добрынина и Леонида Дербенёва. Некоторые песни из этого альбома стали шлягерами, например «Рыжий конь».
В конце 1980-х еще одним хитом артиста стала песня «Зеленоглазое такси» на музыку Олега Кваши и стихи Валерия Панфилова. Изначально эту песню исполнял сам композитор, но в 1988 году фирма «Мелодия» решила выпустить сборник, где его песни звучали бы в исполнении известных артистов. «Зеленоглазое такси» досталось Боярскому[17].
В 1990-е Боярский вместе с Владимиром Ермолиным собрал группу «Сильвер», которая исполняла музыкальные композиции, вдохновленные The Beatles[18].
С 1994 года артист работал с петербургским композитором и поэтом Виктором Мальцевым. В течение нескольких лет он вел программы «Домино» Михаила Боярского» (1994–1996) и «Боярский двор» (1997–1998), где Мальцев был сценаристом. Боярский записал около 20 собственных песен, которые вошли в альбомы «Дорога домой» и «Графский переулок».
Всего же Боярский записал несколько сотен песен, в том числе дуэтом с другими эстрадными артистами — Ларисой Долиной, Ириной Понаровской, Олегом Газмановым. Некоторые песни он написал сам, например «Есть счастье, есть!!!» [19].
Личная жизнь
Михаил Боярский женат, имеет двоих детей[20].
В 1977 году актер женился на актрисе Театра им. Ленсовета Ларисе Луппиан (с 2019 года работает художественным руководителем театра), с которой вместе учился в ЛГИТМиКе, хоть и на разных курсах. «Сначала мы просто дружили, он приходил с приятелями в мою комнату в коммуналке попеть под гитару, поесть, поговорить. Я его побаивалась — отпугивал своей стихийностью, я же человек порядка. Когда Миша поступил к нам в театр и мы стали вместе репетировать, только тогда передо мной открылся остроумный, серьезный, глубокий человек, которого полюбила. Несмотря на наш разный темперамент, по сути мы очень похожи», — рассказывала она[21]. В 1985 году пара оформила развод, но продолжила жить вместе. В 2009-м они вновь расписались[22].
В 1980 году у супругов родился сын Сергей. Как и отец, он учился в музыкальной школе при Санкт-Петербургской консерватории. Однако артистом так и не стал, хотя и снялся в двух фильмах, в том числе в «Мушкетеры: двадцать лет спустя» (Карл II в детстве) [23]. Сергей занимался бизнесом, в 2012 году стал советником губернатора Санкт-Петербурга[24], а в 2016-м — депутатом Государственной думы (от «Единой России»). В 2021 году был избран в новый созыв нижней палаты парламента.
В 1985 году у Боярского родилась дочь Елизавета. Она пошла по стопам отца и окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, а с 2006 года дебютировала на сцене Малого драматического театра в Санкт-Петербурге. Елизавета снялась более чем в 70 фильмах («Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Анна Каренина», «Первый после бога» и др.). В 2018 году она получила почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Михаил Боярский известен также как фанат петербургского «Зенита». Шарф с символикой кфутбольного луба — один из таких же известных его атрибутов, как шляпа и темные очки.
В 2012 году «Зенит» был наказан Российским футбольным союзом за взрыв петарды на матче с московским «Динамо»: клубу временно запретили присутствие болельщиков на играх. Боярский, несмотря на это, пообещал, что все же попадет на следующий матч с ЦСКА: «Собираюсь ли все равно пойти на стадион на матч с ЦСКА? Я законопослушный человек. Меня, конечно, пропустят, если что. По крайней мере я могу найти способы проникнуть на матч. Например, могу переодеться в журналиста или в костюм оператора»[25]. В результате он был единственным фанатом клуба на трибуне во время игры — попал на стадион как «общественный наблюдатель».
Общественная позиция
На президентских выборах 1996 года Михаил выступал в поддержку Бориса Ельцина и стал участником кампании «Голосуй или проиграешь»[26].
На президентских выборах 2012 года артист стал доверенным лицом Владимира Путина[27].
25 апреля 2013 года Боярский стал лидером «Движения за права курильщиков»[28] — его активисты требовали разрешить курение в аэропортах, гостиницах, на вокзалах, в поездах дальнего следования, ресторанах и кафе[30].
В 2014 году артист подписал коллективное обращение деятелей культуры России в поддержку политики президента Путина на Украине и в Крыму[31].
В августе 2015 года Министерство культуры Украины внесло актера в перечень деятелей культуры, действия которых создают угрозу национальной безопасности страны.
В июне 2018 года Боярский поддержал пенсионную реформу. «Я полагаю, правительство России делает правильно. Мне кажется, люди хотят работать. Срок жизни увеличивается, поэтому повышение пенсионного возраста мне кажется правильным. Это стимулирует людей к неожиданию старости, старость отодвигается. Пенсионер — все-таки это уже финальный рывок в жизни, а так еще есть возможность пожить», — говорил он[32].
В 2019 году Боярский стал членом нового, утвержденного 30 декабря 2019 года общественного совета при ГУ МВД РФ по Петербургу и Ленинградской области.
В марте 2022 года ему запретили въезд в Латвию в связи с поддержкой российской спецоперации на территории Украины.
3 февраля 2023 года Боярского внесли в санкционный список Канады как «причастного к распространению российской дезинформации и пропаганды».
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 декабря 2009 года) — «за вклад в развитие российского театрального и кинематографического искусства».
- Орден Почета (21 сентября 2020 года) — «за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю активную деятельность».
- Орден Дружбы (19 июля 2001 года) — «за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами».
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год).
- Орден Почета (25 октября 2011 года, Молдавия) — «в знак высокого признания особых заслуг в развитии молдово-российского сотрудничества в области культуры и за воплощение художественных образов молдавского господаря Дмитрия Кантемира и княжны Марии Кантемир в фильме «Петр Первый. Завещание».
- Народный артист РСФСР (18 декабря 1990 года).
- Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2019 год).
Телевидение
Боярский принимал участие в качестве гостя или ведущего во многих программах на телевидении.
- Клуб «Белый попугай» — ОРТ, РТР, РЕН ТВ (ведущий, 1993–2001).
- «Домино» — РТР (ведущий, 1994–1997).
- «Боярский двор» — «Культура» (ведущий, 1997–1998).
- «Слабое звено» — «Первый канал» (участник, одержал победу, 2003).
- «Летний вечер» — «Первый канал» (гость, 2004).
- «Две звезды» — «Первый канал» (участник, 2006).
- «Фабрика звезд» — «Первый канал» (педагог по вокалу, 2007).
- «Музыкальный ринг» — НТВ (ведущий, 2010–2011).
- «Точь-в-точь» — «Первый канал» (член жюри, 2014–2017, 2021).
- «Минута славы» — «Первый канал» (член жюри, 2017).
- «Мое советское» — «Пятый канал» (гость, 2017).
- «Голос. 60+» — «Первый канал» (наставник, 2019).
Роли в театре
Телеспектакли
- Театр «Бенефис».
- Ноэль («Интимная жизнь»).
- «Театр Ленсовета».
- Луис де Карраскиль («Дульсинея Тобосская» А.М.Володина).
- Четыре роли в спектакле «Люди и страсти» (по произведениям классиков немецкой драматургии).
- Трубадур («Трубадур и его друзья» («Бременские музыканты») В.Б.Ливанова и Ю.С.Энтина).
- Педро («Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А.Боровика).
- Советник («Снежная королева» Е.Л.Шварца).
- Борис («Спешите делать добро» М.М.Рощина).
- Осман («Станция» Н.Хикмета).
- Денис Леонидович, Кирилл Леньков («Нечаянный свидетель (Воспоминание)», «Победительница» А.Н. Арбузова).
- Веткин («Рояль в открытом море» по роману Л.С.Соболева «Капитальный ремонт»).
- Мэкки-нож («Трехгрошовая опера» Б Брехта и К.Вайля).
- Альберто («Человек и джентльмен» Э. де Филиппо).
- Герман Льюис («Смешанные чувства»; премьера состоялась в 2009 году, к 60-летию Боярского).
Телеспектакли Ленинградского телевидения
- 1977 год — «Лишний день в июне» — Сэм Пэнти
- 1978 год — «Захудалое королевство» — Люцифер
Новогодние мюзиклы (ТВ)
- «Золотая рыбка» (2008) — старик
- «Золотой ключик» (2009) — Папа Карло
- «Красная Шапочка» (2012) — король
- «Три богатыря» (2013) — д’Артаньян
- Золушка (2018) — начальник стражи
Дискография
Мюзиклы (фирма «Мелодия»)
- 1980 год — «Хоттабыч» (композитор Г. Гладков) — Хоттабыч
- 1982 год — «Свадьба Кречинского» (композитор А.Колкер) — Кречинский
- 1983 год — «Три мушкетера» (композитор М.Дунаевский) — д’Артаньян
- 1984 год — «Пеппи Длинныйчулок» (композитор В.Дашкевич) — отец Пеппи
- 1985 год — «Стадион» (композитор А.Градский) — хам
- 1986 год — «Овод» (композитор А.Колкер), спектакль Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола, — Ривареc
Альбомы («Мелодия»)
- 1983 год — «Городские цветы» (винил)
- 1984 год — «Большая медведица» (винил)
- 1986 год — «Лунное кино» («Михаил Боярский поет песни Юрия Чернавского», винил)
- 1986 год — «Дискоклуб-16» (винил)
- 1994 год — «Дорога домой» (CD)
- 1995 год — «Мои лучшие песни» (2 CD)
- 1997 год — «Сильвер» (М.Боярский и группа «Сильвер», CD)
- 1998 год — «Рассказ подвыпившего бомбардира» (CD)
- 1999 год — «Встреча в пути» (CD)
- 2000 год — Grand Collection (сборник, CD)
- 2000 год — «Актер и песня» (сборник, CD)
- 2003 год — «Долгий путь» (CD)
- 2003 год — «Графский переулок» (CD)
- 2009 год — «Золотая коллекция. Лучшие песни, часть первая» (сборник, CD)
- 2009 год — «Золотая коллекция. Лучшие песни, часть вторая» (сборник, CD)
- 2009 год — «Избранное» (сборник, CD)
- 2010 год — «Лучшие песни» (54 песни в формате Mp3)
- 2019 год — «Юбилейный» (к 70-летию Михаила Боярского) (2 CD)
Лучшие песни
Самые популярные песни Михаила Боярского по версии «Яндекс.Музыки»:
- «Зеленоглазое такси»
- «Ланфрен-ланфра» (из к/ф «Гардемарины, вперед!»)
- «Все пройдет»
- «Песня о мечте»
- «Песня Вани»
- «Сяду в скорый поезд»
- «Хорошего Питера»
- «Песня мушкетеров»
- «Большая медведица»
- «Песенка пирата» (из м/ф «Голубой щенок»)