Кончаловский Андрей Сергеевич
Andrey Konchalovsky
Биография
Андрей (Андрон) Сергеевич Кончаловский (при рождении — Андрей Михалков) — режиссер театра и кино, сценарист, продюсер. Народный артист РСФСР.
Детство, семья, образование
Будущий режиссер родился 20 августа 1937 года в Москве, в семье известного писателя, автора гимна СССР Сергея Михалкова и поэтессы, переводчицы Натальи Кончаловской [1].
По материнской линии на генеалогическом древе режиссера присутствуют живописец Василий Суриков, художник Петр Кончаловский и врач-клиницист Максим Кончаловский. Младший брат — Никита Михалков (режиссер, актер и телеведущий, народный артист РСФСР).
С конца 1941 года Андрей Кончаловский вместе с матерью и сестрой Екатериной (дочь Натальи Кончаловской от первого брака) находился в эвакуации в Алма-Ате, после — в Уфе. В Москву они вернулись в 1944 году. Отец в 1941–1945 годах служил военным корреспондентом.
В 1952 году Кончаловский окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (МГК) им. П.И. Чайковского, в 1957 году — Академическое музыкальное училище при МГК.
В 1957–1959 годах учился в Московской консерватории по классу фортепиано, но решил не связывать свою профессию с музыкой.
В 1965 году окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова). Учился в мастерской народного артиста СССР Михаила Ромма.
Работа в кино
Начало карьеры
Во время учебы снялся в эпизодических ролях: «Иваново детство» (1962), «Суд сумасшедших» (1961), «Мне двадцать лет» (1964), написал с Андреем Тарковским сценарий фильма «Иваново детство» (позже они вместе напишут сценарий к картине «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев», 1966)), снял короткометражный фильм «Мальчик и голубь».
В 1965 году Кончаловский, вдохновленный работами японского режиссера Акиры Куросавы, снял «Первого учителя». Следующим фильмом была «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966), которую широкий зритель увидел только в 1988 году.
В 1969 году режиссер обратился к классике, поставив «Дворянское гнездо» по И.С. Тургеневу. В следующем фильме Кончаловского — «Дядя Ваня» (1970) — роль Астрова исполнил Сергей Бондарчук, а Войницкого — Иннокентий Смоктуновский. В 1971 году фильм «Дядя Ваня» получил «Серебряную раковину» на фестивале в Сан-Себастьяне.
Большой успех (40 млн зрителей) сопутствовал картине «Романс о влюбленных», которая вышла в 1974 году и получила Гран-при в Карловых Варах. В 1979 году специальный приз жюри Каннского кинофестиваля получила кинопоэма Кончаловского «Сибириада».
«Снимая и «Сибириаду», и «Дворянское гнездо», и «Дядю Ваню», я наполнял эти фильмы запахом моих дедушки и бабушки — они рано завтракали, пили кофе; к кофе были сдобные булки, сливочное масло и рокфор, хороший рокфор, еще тех, сталинских времен», — отмечал Кончаловский [2].
Работа в США
В 1980 году режиссер уехал в США, тогда же он взял фамилию Кончаловский. «[Он] собирался уезжать на Запад и не хотел ехать с фамилией деда, который был депутатом Верховного Совета. Кроме того, на «Мосфильме» двум Михалковым было тесно», — объяснял позже сын режиссера Егор Кончаловский [3].
На первых американских съемках режиссер столкнулся с другим стилем работы, прежде всего непривычным для российского кинопроизводства быстрым темпом. На площадке также постоянно находился продакшен-менеджер, следивший за экономией бюджета. «В Голливуде особо присматривали за режиссерами из соцстран: о них шла дурная слава. Действительно, мы были избалованы возможностью снимать, переснимать, перерасходовать смету, позволяли себе на съемочной площадке роскошь размышлять», — говорил Кончаловский. По его словам, продакшен-менеджер мог сказать, что кадр снят, и возражений при этом не принималось. «На «Возлюбленных Марии» я работал так, как до этого никогда в жизни не работал. В Америке умеют выжимать из людей все, досуха. Напряжение непередаваемое», — рассказывал режиссер [4].
В Штатах первой его картиной стал короткометражный фильм «Сломанное вишневое деревце», который в 1983 году получил номинацию на премию «Оскар». А первая голливудская полнометражная работа, «Возлюбленные Марии» с немецкой актрисой Настасьей Кински в главной роли, вновь обращалась к русской литературе, а именно к рассказу Андрея Платонова «Река Потудань».
Один из самых известных фильмов режиссера, «Поезд-беглец», также был снят в США. Главную роль в нем сыграл американский актер Джон Войт («Куда приводят сны»), отец Анджелины Джоли. Фильм был номинирован на «Оскар» в трех номинациях («Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший монтаж»).
Кончаловский также занимался съемками комедийного боевика «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Но работу над фильмом ему закончить не удалось, так как его отстранили от съемок. Фильм доснял американский кинорежиссер Альберт Магноли.
На этом работа в США была завершена, и Кончаловский вернулся в Россию. «Это иллюзия, будто Голливуд дает возможность себя выразить. Надо иметь такую невыносимую силу воли, уметь приспосабливаться! Вот Бекмамбетов — талантливый кинематографист. А с каким трудом что-то он там делал! Вот Бодров как сумел! Это, конечно, везение. Но сегодня интеллект из Голливуда ушел <...> в телевидение. Все лучшие литературные кинематографические работы сейчас в сериалах. Слава богу, что есть платформа», — говорил Кончаловский [5].
Карьера после возвращения в Россию
После возвращения в Россию Кончаловский в 1991 году снимает «Ближний круг», фильм-размышление о природе сталинизма на примере судьбы «маленького человека» — киномеханика Сталина, а также картину «Курочка Ряба» (1994), продолжение истории Аси Клячиной в постсоветской России.
В 1997 году поставил сериал «Одиссея» с американским актером Армандом Ассанте в главной роли. Этот проект получил в США высшую телевизионную награду — «Эмми». В 1997 году на Московском международном кинофестивале актриса Джина Лоллобриджида вручила Андрею Кончаловскому приз «За вклад в кинематограф».
В 2003 году Кончаловский снял в Великобритании для Hallmark Entertainment (американская компания, ныне Sonar Entertainment) историческую драму «Лев зимой» по пьесе американского писателя Джеймса Голдмана.
В 2007 году в прокат вышел фильм «Глянец», а в 2010-м — фильм-фантазия «Щелкунчик и Крысиный король», созданный при помощи голливудских специалистов: исполнительным продюсером стал Мориц Борман («Терминатор»), автором либретто — Тим Райс («Король Лев», «Иисус Христос — суперзвезда»).
В качестве сопродюсера Кончаловский принял участие в создании фильма о последних днях писателя Л.Н. Толстого «Последнее воскресение», который получил несколько наград премии «Золотой глобус» и был номинирован на премию «Оскар-2009», а также документальной ленты режиссера Марджи Кинмонт «Королевская коробка с красками» (2012).
В 2020 году фильм Кончаловского «Дорогие товарищи!» получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, после чего его выдвинули на премию «Оскар», но номинации он не получил. Фильм рассказывает о разгоне демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Тогда рабочие вышли на улицы города, требуя повысить зарплату и улучшить условия жизни. По ним открыли огонь, 26 человек погибли, десятки были ранены.
Это не первый фильм Кончаловского, который выдвигался от России на «Оскар». В 2002 году Российский оскаровский комитет выдвинул в качестве претендента на награду киноакадемии «Дом дураков», до списка номинантов фильм не дошел. Претендентом на премию за лучший фильм на иностранном языке также был фильм Кончаловского «Рай» (2016), он вошел в шорт-лист, но в итоговую номинацию также не попал.
Всего Кончаловский снял свыше 30 работ, более чем для 35 картин выступил в качестве сценариста. В его проектах нередко снимается его супруга Юлия Высоцкая. Она исполнила главные роли в фильмах «Дом дураков» и «Глянец», снялась в картинах «Щелкунчик» и «Дорогие товарищи!», приняла участие в ряде театральных постановок режиссера.
Отношение к «Оскару»
С 2013 года Кончаловский — президент кинопремии «Ника» (вручается Российской академией кинематографических искусств). В 2002 году под руководством его брата Никиты Михалкова была основана организация «Национальная академия кинематографических искусств и наук». Она учредила еще одну национальную премию за достижения в области кинематографа — «Золотой орел».
В 2011 году Кончаловский заявил, что создание второй национальной академии «стало началом раскола, который с годами только усилился и привел к образованию еще одного киносоюза». Такое заявление он сделал в свете выдвижения фильма Михалкова «Утомленные солнцем — 2: Цитадель» на «Оскар» [6].
Российские фильмы на «Оскар» выдвигает Российская оскаровская комиссия — коллегиальный совещательный орган при Национальной академии кинематографических искусств и наук. Как заявил Кончаловский, он еще в 2009 году решил не участвовать в этой оскаровской комиссии, поскольку она сейчас не представляет кинематографическую общественность России и не отражает ситуацию в кинематографе. По мнению режиссера, в эту комиссию должны входить, во-первых, представители двух киноакадемий, во-вторых, двух киносоюзов и, наконец, представители всех гильдий.
Кроме того, подчеркнул он, процесс выборов членов оскаровского комитета, как и выбор фильма — претендента на премию «Оскар» от России, должен быть демократическим и более точно отражать ситуацию в российском кинематографе.
В итоге режиссер Владимир Меньшов, возглавлявший Российский оскаровский комитет, отказался тогда подписать протокол отборочной комиссии, назвав ее решение несправедливым.
В 2017 году Кончаловский (тогда его фильм «Рай» выдвигался от России на «Оскар») заявил, что стране не стоит посылать на «Оскар» какой-либо фильм, а «надо объявить санкции, пусть живут без нас».
Тогда режиссер отметил, что в целом для него этой премии не существует. По его словам, если бы он жил в США, то, возможно, хотел бы ее получить. «Но зачем мне «Оскар» в России? Я считаю, что сейчас «Оскар» — как McDonald's, это транснациональная корпорация. И качество у нее очень сомнительное», — заявил Кончаловский. По его мнению, многие картины, удостоенные «Оскара», не искусство, а продукт, особенно в последние 20 лет.
В сентябре 2023 года оскаровский комитет в России приостановил работу. Член комитета, продюсер Федор Попов объяснил приостановку тем, что ряды организации «сильно поредели», а выдвигать российские фильмы на премию киноакадемии в США в нынешних условиях неуместно, поскольку «Россия обложена санкциями, а российская культура <...> подвергается гонениям и запретам».
Комитет приостановил работу через год после того, как национальная киноакадемия сообщила, что он отказался выдвигать российский фильм в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», что ранее делал ежегодно. Глава комитета, режиссер Павел Чухрай назвал решение киноакадемии неправомерным и покинул комитет. Из его состава также вышли режиссеры Алексей Учитель, Сергей Бодров-старший, Николай Досталь, Андрей Звягинцев, Вера Сторожева, Сергей Сельянов и Владимир Котт.
В августе 2022 года комитет покинул и Михалков, председатель Союза кинематографистов России. Он заявил тогда, что комитет «абсолютно не нужен». По его мнению, выбирать фильм, который будет представлять Россию в стране, которая, по сути, отрицает сейчас ее существование, просто бессмысленно.
Кончаловский, напротив, заявил, что считает необходимым выдвинуть фильм от России на «Оскар» [7]. По его словам, пока есть эта премия, нужен и российский комитет, нужно «делать все обычные шаги — выдвигать свои фильмы, пытаться показывать их миру, что будет стимулом для молодых людей».
Говоря о самой премии, Кончаловский заявил, что танцы кончились, но люди еще не знают. По его словам, 20 лет назад «Оскар» смотрели полмира, и это имело коммерческие последствия, а сейчас все это сужается, премия перестает быть интересной. Режиссер считает, что интерес будет продолжать падать. «Менеджеры в мировом кино настолько напуганы необходимостью быть политически корректными, что очень сложно говорить о великих открытиях», — отметил он.
Работа в театре
Кончаловский работает в театре с 1987 года. За это время представил публике восемь спектаклей и несколько оперных постановок, среди которых: «Чайка» (1987) в парижском театре «Одеон»; оперы «Евгений Онегин» (1985) и «Пиковая дама» (1990) в миланском театре «Ла Скала» и парижской Опере Бастилии; три версии оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» (2000, 2002, 2009) на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке; «Бал-маскарад» Верди на фестивале в Парме и в Мариинском театре; «Король Лир» с Даниэлем Ольбрыхским в варшавском Театре на Воли.
Также Кончаловский поставил музыкальное шоу «Наша древняя столица» на Красной площади в 1997 году и шоу на балюстраде Константиновского дворца в 2003 году.
В 2004 году Кончаловский поставил «Чайку» в Театре имени Моссовета. Там же позже вышли чеховские «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».
В 2006 году вышел «Король Лир» в варшавском Театре на Воли с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли.
В 2010-м в Турине, в Teatro Regio di Torino, состоялась премьера оперы «Борис Годунов» в постановке Кончаловского с участием российских и итальянских музыкантов и исполнителей.
В декабре 2009 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова на сцене Театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля Кончаловского «Дядя Ваня», и там же к 75-летию самого режиссера и 50-летнему юбилею его творчества осенью 2013 года был поставлен спектакль «Три сестры».
В июне 2013 года режиссер принял участие в VI театральном фестивале в Неаполе, где представил одну из пьес Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Она была создана на итальянском языке с участием местных актеров.
В октябре 2014 года в одном из старейших действующих театров в мире, в театре «Олимпико» в городе Виченца (Италия), состоялась премьера спектакля «Эдип в Колоне» в постановке Кончаловского — сокращенная версия одноименной трагедии Софокла.
С 2016 года в Московском театре мюзикла идет рок-опера Кончаловского «Преступление и наказание». По словам режиссера, это один из сложнейших спектаклей для российской сцены, который по своей сложности и зрелищности не уступает бродвейским спектаклям. Действие романа перенесено в современную эпоху. «Так же, как в античной драме и трагедии можно найти сегодняшние характеры, так и в романе Достоевского, как у великого классика, герои абсолютно созвучны нынешнему времени. <...> Достоевский универсален во всех смыслах и настолько подробен, что мало кто залезал в эти закоулки человеческой души, как Федор Михайлович», — говорил о постановке Кончаловский.
Книги и документальные фильмы
Кончаловский также пишет книги и статьи. В конце 1990-х вышли две автобиографические книги «Низкие истины» и «Возвышающий обман». Среди других работ:
- «Парабола замысла» (1977);
- «Белая сирень» (2001, в соавторстве с Юрием Нагибиным);
- «Низкие истины: 7 лет спустя» (2006);
- «На трибуне реакционера» (сборник, 2007);
- «9 глав о кино и т.д.» (2013).
В 2003 году он открыл Продюсерский центр Андрея Кончаловского. Среди его заказчиков такие российские телеканалы, как НТВ, РТР, «Культура» и «Звезда». С того же года в эфир канала «Культура» выходят фильмы о великих русских композиторах (Прокофьеве, Рахманинове, Шостаковиче, Скрябине, Стравинском) из цикла «Гении».
В апреле 2006 года на телеканале «Культура» состоялась премьера авторского документального цикла «Культура — это судьба».
Кончаловский также снял политический документальный цикл «Бремя власти» о непопулярных решениях глав государств и других политических деятелей. Героями этого цикла стали Юрий Андропов (2004), Гейдар Алиев (2005), а в 2012 году в рамках цикла вышла картина «Битва за Украину».
Также вышло несколько фильмов и книг, посвященных жизни и творчеству самого Кончаловского:
- книга «Андрей Кончаловский. Никто не знает...» (2012, автор Виктор Филимонов);
- документальные фильмы «Андрей Кончаловский. Сцена» (2007, режиссер Никита Тихонов);
- «Считаю себя подающим надежды. Андрей Кончаловский» (2007, Алексей Колесников);
- «Две жизни Андрея Кончаловского» (2012, Людмила Снигирева);
- «Поле притяжения Андрея Кончаловского» (2017, Сергей Браверман);
- цикл телепередач «Монолог в четырех частях. Андрей Кончаловский» (2012, режиссер Ольга Высоцкая).
Общественная позиция
2010-х входил в состав Общественной палаты России. С 2017-го возглавляет Мемориальный музей-мастерскую имени Петра Кончаловского.
В 2018-м Кончаловский был включен в состав Совета при президенте по культуре и искусству [8].
В 2012 году режиссер стал одним из 103 деятелей российской культуры, которые подписали открытое письмо в поддержку арестованных за «панк-молебен» участниц группы Pussy Riot (в конце 2021 года Минюст признал иноагентами участниц этой группы Надежду Толоконникову и Веронику Никульшину). Их дело вызвало широкий общественный резонанс [9].
На выборах мэра Москвы 2013 года поддержал Сергея Собянина. В ходе президентских выборов 2018 года был доверенным лицом кандидата Владимира Путина [10].
В марте 2015 года Кончаловский и Михалков обратились к Путину с просьбой помочь им в создании отечественной сети общепита «Едим дома!» в качестве альтернативы западным сетям фастфуда и с целью импортозамещения [11]. Режиссеры оценили необходимые инвестиции в 971,8 млн руб., а лицом новой сети предложили сделать Юлию Высоцкую. Путин поручил чиновникам и банкирам рассмотреть вопрос о поддержке проекта. В итоге инвестиции привлечь этому проекту не удалось.
В 2017 году Кончаловский получил Европейскую медаль толерантности. Награда призвана отметить выдающиеся достижения в деле развития идей толерантности, продвижения демократии и взаимоуважения на Европейском континенте, говорится на сайте режиссера [12].
Присоединение Крыма к России Кончаловский называл «единственно возможным правильным ходом». В 2017 году Кончаловский заявил, что «Донбасс — часть русской культуры, а Крым — это территориально часть России». «Я думаю, что это был единственно возможный правильный сегодня ход. <...> Я даже видел документы о том, что американцы в Крыму должны были ставить свою базу. Конечно, Россия этого допустить не могла, на мой взгляд. Поэтому обстоятельства сегодня очень трагические», — отметил тогда режиссер.
В августе 2022 года Кончаловский в интервью «Аргументам и фактам» заявил, что «если и есть личность в сегодняшней политике, то это президент Путин» [13]. «Сегодня Путин возглавил борьбу с главным мировым злом. На мой взгляд, Путин рискует жизнью и демонстрирует абсолютно героическую отвагу», — сказал режиссер.
Санкции
В январе 2023 года президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против Андрея Кончаловского и еще 197 человек, в основном граждан России. Ограничения будут действовать десять лет, они подразумевают в том числе блокировку активов, прекращение сотрудничества, запрет на въезд в страну.
«У меня по этому поводу (санкций. — РБК) не сформировалось никакого мнения, кроме того, что я уже говорил: я с состраданием наблюдаю трагические события на моей любимой Украине», — сказал Кончаловский после попадания под санкции.
Режиссер отметил, что история знает случаи «ослепления огромных масс людей, за которое им приходится жестоко расплачиваться», однако «прозрение неизбежно». Он также добавил, что России и Украине «суждено быть вместе».
Личная жизнь
Кончаловский женат в пятый раз, его супруга — Юлия Высоцкая.
- Первая жена (с 1955-го по 1957-й) — Ирина Кандат, балерина.
- Вторая жена (с 1965-го по 1969-й) — Наталья Аринбасарова, балерина и актриса. В браке у них родился сын Егор.
- Третья жена (с 1969-го по 1980-й) — Вивиан Михалкова (Годе), французский востоковед. В браке родилась дочь Александра.
- Четвертая жена (с 1990-го по 1997-й) — Ирина Мартынова, диктор телевидения. У пары родились две дочери — Наталья и Елена.
- Пятая жена (с 1998 года по настоящее время) — Юлия Высоцкая, актриса и телеведущая.
С Высоцкой Кончаловский познакомился на фестивале «Кинотавр-1996» в Сочи. У пары разница в возрасте 36 лет. По мнению Кончаловского, эта разница стала залогом счастливых отношений. По его словам, еще в 40 лет он был просто невыносим. «Я был абсолютно другой человек. Меня интересовало только то, что за горизонтом, и мне ничего не стоило собрать чемодан и уйти. Юле действительно повезло, что она встретила меня уже немолодым человеком», — отмечал он.
У Кончаловского пять дочерей и два сына:
- сын Егор Кончаловский (род. 1966), кинорежиссер;
- дочь Александра (род. 1970);
- дочь Дарья (род. 1980) от актрисы Ирины Бразговки;
- дочери Наталья (род. 1991) и Елена (род. 1993);
- дочь Мария (род. 1999) и сын Петр (род. 2003).
Также у режиссера десять внуков:
- внучка Мария (род. 2001) — дочь Егора Кончаловского;
- внук Тимур (род. 2017) — сын Егора Кончаловского;
- две внучки и два внука от дочери Александры;
- три внука и одна внучка от дочери Дарьи.
Автокатастрофа в 2013 году
В октябре 2013 года Кончаловский попал в автокатастрофу на юге Франции. Режиссер не справился с управлением, машина оказалась на полосе встречного движения и столкнулась с другим автомобилем. 14-летняя дочь Кончаловского Мария не была пристегнута ремнем безопасности и получила тяжелую черепно-мозговую травму. Ее на вертолете доставили в клинику Hôpital de la Timone в Марселе.
После аварии девочка находилась в коме. В 2017 году Егор Кончаловский в программе «Судьба человека» рассказал, что его сестру перевезли в Россию. «Конечно, это будет долгая, тяжелая, сложная реабилитация, и неизвестно, чем закончится», — отметил тогда он.
Кончаловский и Высоцкая практически не рассказывают о состоянии дочери. «У Виктора Франкла главная философия: иметь силу — найти цель. Потому что жизнь без цели бесцельна. Моя цель — чтобы она выздоровела. Это является сущностью моей жизни и Юлиной. И эта вера неумолима», — сказал режиссер в 2019 году.
Высоцкая, в свою очередь, в 2016 году, говоря о состоянии дочери, отметила, что «состояние комы неоднозначно, и у всех протекает по-разному». «Бывают моменты, когда она со мной, бывает, что я ничего не понимаю. Вот вроде бы происходит что-то такое, чему мы очень радуемся. Ждем повторения, а его нет. Зато случается что-нибудь другое. Все идет… медленно», — говорила актриса. По ее словам, это «бесконечная работа» — как самой дочери, так и родителей, и «трудно понять, есть ли свет в конце тоннеля». «Я постоянно работаю над собой, чтобы его разглядеть. И убедить всех, что он есть. Никуда и никогда нельзя транслировать уныние», — сказала Высоцкая.
Награды и звания
Государственные награды
- Государственная премия Казахской ССР (1972).
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).
- Народный артист РСФСР (1980).
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1990).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997) за большие заслуги в развитии киноискусства.
- Премия правительства в области культуры (2017) за постановку трилогии по пьесам Чехова на сцене Театра имени Моссовета.
Награды других стран
- Орден «Данакер» (2003, Киргизия) за большие заслуги в развитии и углублении отношений двух стран в области культуры и искусства.
- Офицер ордена искусств и литературы (2005, Франция).
- Кавалер ордена Почетного легиона (2011, Франция).
- Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2017).
Кинонаграды
- Главный приз (конкурс дебютов) на МКФ для детей и юношества в «Венеции-1962» (Италия) за фильм «Мальчик и голубь».
- Специальный приз «Серебряный Святой Георгий» за вклад в мировой кинематограф, Московский международный кинофестиваль, 1997.
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, 2002 год.
- «Золотая звезда» международного кинофестиваля в Марракеше: за вклад в развитие мирового кинематографа, 2008.
- «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за режиссуру фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014).
- «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу за фильм «Рай» (2016).
- Международная католическая кинопремия имени Робера Брессона (2016). Награда вручается за духовные искания в кино.
- Премия «ТЭФИ — Летопись Победы» в номинации «Лучший режиссер телевизионного фильма/сериала» (2019).
- Премия кинофестиваля «Темные ночи» — «За дело всей жизни» (2019).
- Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за фильм «Дорогие товарищи!» (2020).
- Приз за лучшую режиссуру МКФ в Чикаго («Дорогие товарищи!», 2020).
- «Золотой орел» в номинации «Лучший режиссер» («Дорогие товарищи!», 2020).
- Премия «Ника» в номинациях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа» («Дорогие товарищи!», 2020).
- Приз «За вклад в мировой кинематограф» XVII МКФ «Балтийские дебюты» (2021).
- Международная кинематографическая премия «Восток — Запад. Золотая арка» по итогам 2020–2021 годов за лучшую режиссерскую работу («Дорогие товарищи!»).