Перейти к основному контенту

Савельев Виталий Геннадьевич

Vitaly Saveliev

Род деятельности
вице-премьер России
Дата рождения
18 января 1954 года
Возраст
70 лет
Савельев Виталий Геннадьевич фото

Биография

Савельев Виталий Геннадьевич — заместитель председателя правительства России, бывший министр транспорта, экс-глава компании «Аэрофлот».

Ранние годы, образование и начало карьеры

Родился в Ташкенте. В 1977 году окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина (сейчас — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) по специальности «инженер-механик строительных и дорожных машин и оборудования» [1].

После института устроился на работу на Саяно-Шушенскую ГЭС инженером-наладчиком. В 1980 году стал начальником технического отдела и главным конструктором управления подсобных предприятий «Красноярскэнергостроя» Минэнерго СССР. Там работал до 1984 года, затем вернулся в Ленинград и стал руководителем группы отдела КР-3 ленинградского филиала Всесоюзного института «Оргэнергострой».

Саяно-Шушенская ГЭС, 2006 год
Саяно-Шушенская ГЭС, 2006 год

В 1984–1987 годах Савельев работал в «Севзапметаллургмонтаже» Минмонтажспецстроя СССР: сначала исполняющим обязанности главного технолога, затем главным технологом, а после — исполняющим обязанности управляющего и заместителем управляющего треста.

В 1986 году получил второе высшее образование на факультете организаторов промышленного производства в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. Пальмиро Тольятти (сейчас — Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет).

Стажировался в США, в том числе в Колумбийском университете. Получил степень MBA.

С 1987 по 1989 год работал заместителем начальника главного управления «Главленинградинжстроя».

В 1989 году занял должность президента советско-американского СП «ДиалогИнвест», которое поставляло компьютеры сначала в СССР, а затем в Россию. Был одним из создателей и членом совета директоров Диалогбанка [2].

После распада СССР Савельев продолжил работать в банковской сфере.

В сентябре 1991 года мэр Петербурга Анатолий Собчак поручил Владимиру Путину (в то время председателю комитета мэрии по внешним связям) «подготовить документы по созданию на базе коммерческого банка «Россия» фонда стабилизации экономики Ленинградского района с привлечением иностранных инвесторов», писали «Ведомости» [3]. В декабре банк был преобразован в акционерное общество. Какое-то время после этого он оставался убыточным. В руководстве не было профессионального финансиста, и в 1993 году один из основателей «России» Юрий Ковальчук позвал Савельева на пост председателя правления. Ему удалось сделать банк прибыльным, и «Россия» начала активно кредитовать средний и малый бизнес.

С 1995 по 2001 год Савельев занимал аналогичную должность в банке «МЕНАТЕП Санкт-Петербург» — дочернем подразделении учрежденного Михаилом Ходорковским (в мае 2022 года внесен Минюстом в список иноагентов) московского банка «МЕНАТЕП» (в 2004 году переименован в «ТРАСТ»). «Коммерсантъ» пишет, что Савельев был одним из основателей петербургского подразделения банка [4]. В этот период он был членом советов директоров пивоваренной компании «Балтика» и футбольного клуба «Зенит».

Футболисты клуба «Зенит» с Кубком России, в центре — губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, 1999 год
Футболисты клуба «Зенит» с Кубком России, в центре — губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, 1999 год

В 1996 году Савельев участвовал в финансировании избирательной кампании Собчака, когда тот баллотировался на пост губернатора Петербурга (должность мэра упразднили). Главой предвыборного штаба был Владимир Путин [5]. Собчак проиграл выборы, и город возглавил Владимир Яковлев.

В 1997 году Савельев защитил в петербургском филиале Международной академии информатизации диссертацию «Административный бизнес: управление в системе цивилизованного предпринимательства» и стал кандидатом экономических наук.

Работа в «Газпроме» и Минэке

В 2001 году Савельев переехал в Москву, где был назначен заместителем председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера. На этой должности курировал финансовые вопросы [6], в том числе реструктуризацию кредитного портфеля компании (включая размещение еврооблигаций) и продажу активов «Газпрома» в банковской сфере: НРБ, банке «Олимпийский», «Империале» [7]. Участвовал в возврате дочерней компании СИБУР под контроль «Газпрома», свою стратегию при этом описывая так: «Чтобы съесть слона, нужно есть каждый день маленькими порциями — заглотить все сразу невозможно».

«Ведомости» писали, что Савельев разработал для компании стратегию по снижению издержек, увеличению прозрачности и замещению краткосрочных долгов более длинными [8]. По данным издания, из «Газпрома» Савельев ушел, потому что не сработался с Миллером. В компании говорили, что председателя правления раздражали не согласованные с ним громкие заявления финансиста, рассказали источники «Ведомостей». В свою очередь, журнал Forbes со ссылкой на коллегу Савельева по Минэкономразвития, где тот работал позже, писал, что его «выжили» из «Газпрома», потому что Миллер боялся, что его «подсидят», а у Савельева было «очень влиятельное окружение» [9]. Топ-менеджер одного из контрагентов «Аэрофлота» отметил, что Савельев «договаривался об одних условиях, на практике все вышло совсем другим», а работать в некомфортных для себя условиях он никогда не стал бы.

С мая 2002 года по апрель 2004 года был вице-президентом Объединенной компании «Грос», советником генерального директора «Связьинвеста» по финансам и информационным технологиям.

Виталий Савельев, 2005 год
Виталий Савельев, 2005 год

В 2004 году был назначен заместителем министра экономического развития и торговли России — Германа Грефа (министерство в таком виде перестало существовать в 2008 году — его разделили Минэкономразвития и Минпромторг). С Грефом они познакомились, когда Савельев участвовал в создании петербургского банка МЕНАТЕП. В 2004 году в министерстве прошли масштабные сокращения: из 17 заместителей Грефа свою должность сохранил только Андрей Шаронов, а второго замминистра, Савельева, решили позвать извне [10].

С 2007 года был первым вице-президентом АФК «Система». Курировал телекоммуникационные активы компании, в том числе МТС.

Работа в «Аэрофлоте»

В 2009 году Савельев стал гендиректором «Аэрофлота» и вошел в совет директоров. На должности главы компании сменил зятя Бориса Ельцина Валерия Окулова. Тот после смерти тестя продлил контракт с «Аэрофлотом» на три года, но не доработал до конца этого срока. По данным «Коммерсанта», назначение Савельева на освободившуюся должность лоббировали Игорь Сечин (в то время — вице-премьер) и министр транспорта Игорь Левитин [11].

За год до назначения Савельева чистая прибыль «Аэрофлота» упала в 8,5 раза — до $37 млн из-за резкого скачка цен на топливо и переоценки обязательств по лизингу самолетов и займам в валюте. Топ-менеджер компании в беседе с Forbes сказал, что Савельев «предполагал, конечно, что в «Аэрофлоте» все не айс, но то, что он увидел, превзошло все самые страшные ожидания: от системы управления до финансового положения» [12].

Виталий Савельев у самолета Ту-154 компании «Аэрофлот», 2009 год
Виталий Савельев у самолета Ту-154 компании «Аэрофлот», 2009 год

Сам Савельев в интервью тому же журналу в 2012 году сказал, что шел «спасать компанию, лечить хирургическими методами» [13]. Он сменил весь топ-менеджмент, уволил 2335 человек и за год сократил запланированные прежним руководством расходы на $958 млн. Уже в 2011 году прибыль «Аэрофлота» составила $491 млн (10-е место в мире).

У перевозчика появился call-центр и сайт на восьми языках, где можно было купить билеты и зарегистрироваться на рейс. В 2009 году «Аэрофлот» запустил программу повышения качества сервиса. Для этого бортпроводников отправляли учиться в Сингапур, а новую форму для них не шили больше 48-го размера, поэтому многим сотрудницам пришлось уволиться. Несколько из них подали на работодателя в суд, и только в 2017 году Мосгорсуд запретил «Аэрофлоту» не допускать к работе бортпроводниц с размером одежды больше 48-го.

В 2011 году в группу «Аэрофлот» из «Ростехнологий» перешли компании «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы» и «Россия». В 2013 году на базе первых двух была создана региональная авиакомпания «Аврора».

В 2012 году у «Аэрофлота» и аэропорта Шереметьево, где базировался перевозчик, возник конфликт: руководство Шереметьево без предупреждения начало ремонт взлетно-посадочной полосы, и «Аэрофлот» с 1 по 15 октября был вынужден отменить 60 рейсов. Савельев заявил о намерении требовать отставки главы аэропорта Михаила Василенко. Ситуация разрешилась подписанием соглашения о сотрудничестве, по условиям которого «Аэрофлот» получил возможность использовать весь Южный терминальный комплекс аэропорта Шереметьево [14].

В 2014 году в составе группы «Аэрофлот» был создан лоукостер «Победа».

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Еще при предыдущем руководстве «Аэрофлот» договорился о поставках самолетов Sukhoi Superjet 100. В 2018 году авиакомпания заключила соглашение, по которому должна была получить 100 таких лайнеров до 2026 года. Собеседник Forbes из числа топ-менеджеров «Аэрофлота» называл Superjet «настоящей головной болью Савельева»: в первые годы эксплуатации он каждый месяц ездил в Минпромторг и указывал на недостатки в конструкции и задержки с поставками запчастей [15]. По данным издания, это привело к конфликтам между Савельевым и гендиректором Объединенной авиастроительной корпорации (входит в Ростех) Михаилом Погосяном.

5 мая 2019 года SSJ100 «Аэрофлота», вылетевший из Шереметьево в Мурманск, экстренно приземлился в аэропорту вылета и загорелся. Погиб 41 человек. Расследование причин катастрофы длилось несколько лет. Следственный комитет обвинил в случившемся командира экипажа Дениса Евдокимова — ему дали шесть лет колонии-поселения по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц). Евдокимов, в свою очередь, назвал причиной ЧП несоответствие самолета нормам летной годности [16]. Этого же мнения придерживался Савельев. По словам источника Forbes, эта его позиция стала причиной разногласий с главой Ростеха Сергеем Чемезовым и могла в конечном счете привести к уходу Савельева из «Аэрофлота» [17].

Через год после крушения самолета глава компании объявил о переводе всех российских лайнеров из головной компании в «Россию».

Крушение SSJ100 в аэропорту Шереметьево, 2019 год
Крушение SSJ100 в аэропорту Шереметьево, 2019 год

Скандалы с блогерами и котом

В ноябре 2018 года «Аэрофлот» лишил журналиста Митю Алешковского (позже Минюст внес его в реестр иноагентов) и его жену Анну Дежурко платинового статуса в бонусной программе за нарушение ее правил. Это произошло после того, как Алешковский в Twitter прокомментировал запрет сотрудникам «Аэрофлота» снимать фото и видео на телефон на рабочем месте, сопроводив твит своей оценкой психического здоровья Савельева.

Руководство «Аэрофлота» объяснило, что по правилам программы лояльности компания может аннулировать счет участника и лишить его привилегий, если тот опубликует в интернете «заведомо ложную информацию, и/или сведения, порочащие деловую репутацию ПАО «Аэрофлот», либо отзывы, направленные на унижение чести и достоинства человека, работников «Аэрофлота», «выраженных в неприличной форме или в негативной оценке личности либо внешности человека, его качеств, поведения в форме, противоречащей общепринятым правилам поведения».

В 2019 году привилегий «Аэрофлот бонус» лишился блогер Александр Соколовский. В октябре он находился на борту самолета, который вынужденно сел в Вене из-за задымления в салоне. Сначала пассажиры находились в аэропорту австрийской столицы, но затем перевозчик решил вернуть их в Шереметьево и оттуда уже вновь вылететь в город назначения — Ниццу. Соколовский комментировал все эти события в Instagram (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta), используя при этом мат. Источник в авиакомпании заявил РБК, что блогер также организовал бот-атаку на аккаунты «Аэрофлота» в соцсетях.

В ноябре 2019 года «Аэрофлот» исключил из числа участников своей программы лояльности Михаила Галина. Он провез в салоне кота весом более 8 кг, при регистрации взвесив вместо него чужого, более легкого кота (по правилам авиакомпании животные тяжелее 8 кг должны были путешествовать в багажном отсеке). Кроме того, во время полета Галин вынимал питомца из переноски. Пассажир не стал оспаривать решение компании («закон есть закон»), но призвал «Аэрофлот» направить бонусы, которые он копил 14 лет, на благотворительный счет «Мили милосердия».

Итоги работы

Виталий Савельев, 2021 год
Виталий Савельев, 2021 год

При Савельеве «Аэрофлот» неоднократно входил в топ-20 крупнейших авиакомпаний мира и топ-5 мировых лидеров по цифровизации [18] [19]. В 2012 году перевозчик получил самые высокие оценки пассажиров по качеству сервиса среди 16 компаний альянса SkyTeam. В 2021 году авиакомпания «Россия» вошла в топ-50 самых безопасных авиакомпаний мира по версии Jet Airliner Crash Data Evaluation Centre [20].

В 2019 году самолетами группы «Аэрофлот» летали 55,7 млн пассажиров (49% российского рынка по пассажиропотоку) [21]. Для сравнения: в 2009 году «Аэрофлот» перевез лишь 8,8 млн пассажиров, доля от общего объема перевозок в России составила 19,4%. Процент занятости кресел вырос с 69,5% в 2009 году до 79,2% в 2019-м. У «Победы» доля занятых кресел составила 94% [22], у «России» — 85,3%.

Собеседники Forbes, которые общались с Савельевым в период его работы в «Аэрофлоте», назвали его жестким и упрямым в отношениях с подчиненными, но любезным и готовым идти на компромисс с партнерами, грамотным переговорщиком. Экономист и бывший член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко так характеризовал Савельева: «Если Виталию Савельеву нужно выстроить с вами хорошие отношения, он будет очень приятным и ласковым. Если вы на него работаете, будьте готовы: он может кричать, топать ногами и смешивать вас с грязью. А если вы его противник, он не остановится ни перед чем, чтобы победить» [23].

В 2013 году Савельев был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 2019-м — ордена Александра Невского.

В 2020 году началась пандемия коронавируса. «Аэрофлот», как и другие авиакомпании, вынужден был прекратить авиасообщение с большинством стран. В марте глава компании назвал большими ее потери от ковидных ограничений. Самые серьезные потери пришлись на июнь, май и апрель, но уже в июле после снятия части ограничений ситуация начала улучшаться [24].

Фото: Сергей Булкин / Global Look Press

На посту министра транспорта России

9 ноября 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин предложил кандидатуру Виталия Савельева на пост министра транспорта. В Госдуме назначение поддержали 274 депутата, 55 воздержались, против никто не голосовал. 10 ноября Савельев сменил во главе Минтранса Евгения Дитриха. Дитриху сначала предложили пост главы Белгородской области, но он отказался и вскоре возглавил Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК).

Савельев оказался во главе ведомства после начала пандемии коронавируса. В целом, несмотря на потери отрасли, особенно авиации, министр в интервью «Известиям» назвал свой первый полноценный год во главе ведомства — 2021-й — удачным [25]. В числе успехов он назвал рекордное исполнение бюджета (99,4%), открытие движения по Центральной кольцевой автодороге протяженностью 336,5 км, строительство гидроузла «Белоомут» на Оке и второго Байкальского тоннеля на БАМе. Кроме того, в 2021 году Минтранс под руководством Савельева подготовил Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года.

С декабря 2020 года по март 2022-го Савельев был председателем совета директоров ГТЛК. В апреле 2021 года вошел в совет директоров РЖД.

Виталий Савельев, 2021 год
Виталий Савельев, 2021 год

Военная операция на Украине и санкции

После начала военной операции на Украине Евросоюз запретил поставки в Россию самолетов и запчастей к ним, а также страхование и обслуживание работавших тут лайнеров. После этого российские власти разрешили отечественным авиакомпаниям регистрировать права на взятые в лизинг иностранные самолеты. Путин похвалил министра транспорта за это решение [26].

Несколько десятков стран закрыли небо для российских авиакомпаний, из-за чего они были вынуждены прекратить полеты в страны Евросоюза, США, Канаду. Из-за военных действий на Украине 11 аэропортов центральной и южной России приостановили работу.

Более 70 самолетов, которые на момент введения санкций находились за рубежом, оказались арестованы.

В мае 2022 года Савельев признался, что санкции «практически поломали всю логистику в нашей стране» и власти вынуждены были искать новые логистические коридоры.

После введения санкций Путин рассказал, что в свое время «сильно ругался» с Савельевым по поводу отечественных самолетов: президент считал, что их надо закупать больше, а министр говорил ему, «что западные партнеры надежные, все там хорошо и они хорошие».

В июне 2022 года правительство утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 года с двумя сценариями. Первый предполагал снижение пассажиропотока на фоне сокращения парка современных судов и нехватки западных комплектующих, а второй — что компании найдут каналы для пополнения запасов запчастей и других расходных материалов и успешно усовершенствуют программы летной годности воздушных судов. В таком случае ожидался «умеренный» рост авиаперевозок, примерно на 1–3%.

Виталий Савельев, 2021 год
Виталий Савельев, 2021 год

Согласно программе, авиапром обязался поставить перевозчикам 609 «импортозамещенных» отечественных самолетов в сегменте магистральной и региональной авиации в 2023–2024 годах, но потом Объединенная авиастроительная корпорация сдвинула сроки на 2025–2026 годы.

В условиях санкций правительство только за 2022 год выделило 100 млрд руб. на субсидии российским авиакомпаниям для возмещения операционных расходов на полеты внутри России. В 2023 году эта сумма составила 25,3 млрд руб.

В феврале 2023 года глава Минтранса получил от Путина орден «За заслуги перед Отечеством» III степени [27].

В начале 2024 года Савельев заявил, что российские авиакомпании перевезли за прошедший год 105 млн пассажиров — на 2 млн больше, чем планировалось.

После переизбрания Путина на пост президента в 2024 году и роспуска правительства источники РБК сообщили, что Савельев стал кандидатом на пост вице-премьера в новом кабинете министров.

Обвинения СБУ и санкции

Еще в декабре 2021 года Генпрокуратура Украины заявила о подозрении в адрес Савельева по ч. 3 ст. 332 УК (незаконная переправка людей через границу, до девяти лет лишения свободы). В Киеве ему вменяют переправку в бытность главой «Аэрофлота» по меньшей мере 329 тыс. человек в Крым и из Крыма после присоединения полуострова к России.

Фото: Александр Полегенько / РИА Новости

В октябре 2022 года Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила, что Савельева в стране также подозревают по статье 437 УК (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, до 15 лет). По версии ведомства, он способствовал Минобороны России в «перемещении личного состава, вооружения и военной техники» к украинским границам железнодорожным транспортом через территорию Крыма. Минтранс эти обвинения никак не комментировал.

Савельев не единственный российский чиновник, которого Киев подозревает в нарушении украинских законов. В розыске у СБУ также находятся министр обороны России Сергей Шойгу, представители Минобороны и МИДа Игорь Конашенков и Мария Захарова, секретарь Совбеза Николай Патрушев и зампред ведомства Дмитрий Медведев и другие.

После начала военной операции на Украине Виталий Савельев попал под санкции Австралии, Евросоюза, Швейцарии, Великобритании и США.

Пост вице-премьера

11 мая Савельева предложили назначить профильным вице-премьером по транспорту.

«Виталий Савельев досконально знает отрасль, обладает необходимым опытом и управленческим потенциалом для решения стоящих на повестке задач по развитию транспорта, налаживанию новых логистических коридоров и реализации крупных проектов в этой значимой сфере», — объяснил это решение пресс-секретарь премьера Борис Беляков.

13 мая Госдума назначила Савельева вице-премьером. Пост министра транспорта занял Роман Старовойт, который до этого был губернатором Курской области.

Виталий Савельев, 2024 год
Виталий Савельев, 2024 год

Личная жизнь

Женат на Елене Савельевой. После назначения мужа министром она заняла седьмое место в топ-10 самых богатых супругов чиновников Кремля и правительства России. Ее годовой доход в 2020 году составил 35,6 млн руб. [28]. В собственности у нее было три земельных участка общей площадью 1,2 га, два жилых дома общей площадью 828 кв. м, четыре квартиры и несколько нежилых построек.

Доходы самого Савельева за 2021 год (более поздние декларации не публиковались) составил почти 131 млн руб. Также за ним числилось шесть земельных участков, пять жилых домов и три квартиры площадью от 207 до 293 м2 [29].

У пары трое детей: два сына и дочь.

Савельев — кандидат в мастера спорта по боксу. Увлекается игрой в большой теннис, футболом, плаванием и фотографией.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 ноября
EUR ЦБ: 105,81 (+0,08)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Курс доллара на 21 ноября
USD ЦБ: 100,22 (+0,18)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Время просмотра «VK Видео» резко выросло на фоне проблем с YouTubeТехнологии и медиа, 13:24
Песков рассказал об обсуждении на высшем уровне угроз БелоруссииПолитика, 13:21
Почему от климата зависят 56% ВВП РоссииРБК и Сбер, 13:18
Кремль назвал удары ATACMS и Storm Shadow по России «новой эскалацией»Политика, 13:16
Урсула фон дер Ляйен оказала первую помощь на борту самолетаПолитика, 13:11
Юристы оценили идею обязательной проверки на наркотики для выдачи правОбщество, 13:10
Силуанов и Аксаков оценили перспективы сбережений в криптовалютеКрипто, 13:07
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Сэкономили 493 млн рублей»: 3 инструмента для оптимизации логистикиPro, 13:05
ФНС оценит прозрачность системы выплат за мигрантовЭкономика, 13:03
Кремль ответил на сообщения о первом применении МБР на УкраинеПолитика, 13:03
В Запорожье предложили передать национализированные агрофирмы инвесторамБизнес, 13:03
Бизнес-империя индийца Гаутама Адани потеряла $34 млрд капитализацииИнвестиции, 13:00
Экс-чемпион UFC из России рассказал, как пережил серию пораженийСпорт, 12:57
Зачем уводить кадровый документооборот в онлайнРБК и Битрикс24, 12:44