Вертинская Анастасия Александровна
Anastasiya Vertinskaya
Биография
Анастасия Александровна Вертинская — советская и российская актриса, народная артистка РСФСР.
Детство и семья
Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве.
Ее отец — эстрадный артист, актер, поэт и певец Александр Вертинский. Мать — художница и актриса Лидия Вертинская (урожденная Циргвава).
Родители приехали в СССР вместе со старшей дочерью Марианной за год до рождения Анастасии Вертинской. До этого Александр Вертинский более 20 лет жил в эмиграции. Мать актрисы родилась в Харбине в семье российских подданных, осевших в Китае. С Вертинским она познакомилась в Шанхае в 1940 году. Ей тогда было 17 лет, ему — 51. В 1943 году у них родилась дочь Марианна — старшая сестра Анастасии Вертинской. Она также стала актрисой.
«Самой уникальной запомнившейся чертой моего отца была всемерная доброта к людям, я больше таких людей не встречала. Он не был отцом-воспитателем в принятом смысле этого слова, потому что обращался с нами как с маленькими женщинами», — рассказывала актриса.
Отец умер в 1957 году, когда Анастасии Вертинской было 12 лет. «Жизнь наша уже потекла по-другому, мы стали одинокими. Мама очень тяжело переживала его смерть, и я также не могла смириться с его потерей», — говорила она.
Карьера в кино
Вертинская не планировала становиться актрисой, но в 1960 году режиссер Александр Птушко убедил ее мать привести дочку на пробы к фильму «Алые паруса» по одноименному произведению Александра Грина. 15-летнюю Анастасию Вертинскую вскоре утвердили на роль Ассоль. Так она попала в кино и после выхода фильма в 1961-м стала звездой.
В ленте также снимались Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон и Олег Анофриев. Несмотря на то что роль принесла Вертинской известность на всю страну, актриса осталась недовольна первым опытом съемок: «Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить».
В следующем году вышел еще один знаковый фильм в карьере Вертинской — «Человек-амфибия», снятый по научно-фантастическому роману Александра Беляева. Актрисе вновь досталась главная женская роль — Гуттиэре. Лента стала лидером советского проката по итогам 1962 года: ее посмотрели 65 млн зрителей.
В 1963-м Вертинская поступила на актерский факультет Театрального училища им. Щукина.
По словам актрисы, в первые годы карьеры известная фамилия была для нее бременем. «Я, конечно, долго мучилась. Мне говорили: «Ты дочка Вертинского». И я протестовала внутренне: хотела быть независимой от фамилии. Потом мне говорили: «Какая красивая!» Но в красоте тоже не было моей заслуги. А мне хотелось услышать: «Какая артистка!» Только когда мне это сказали, все встало на свои места», — говорила она.
В 1964 году юной актрисе досталась роль мирового масштаба — Офелии в экранизации «Гамлета» режиссера Григория Козинцева. Главную роль исполнил Иннокентий Смоктуновский.
В 1967-м Вертинская сыграла Кити Щербацкую в фильме «Анна Каренина». Главные роли в ленте сыграли Татьяна Самойлова и Василий Лановой.
В том же году Вертинская получила диплом Щукинского театрального училища, став выпускницей курса заслуженного артиста РСФСР Леонида Шихматова.
Еще во время учебы Вертинская снялась в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» в роли Лизы Болконской.
Затем она появилась в фильмах «Влюбленные», «Случай с Полыниным», «Человек на своем месте».
В 1978 году Вертинская сыграла Мону в дебютной ленте Михаила Козакова «Безымянная звезда».
В 1980-м исполнила роль Джеммы в фильме «Овод» по мотивам одноименного романа Этель Лилиан Войнич.
В 1982 году снялась в двухсерийной детективной ленте «Кража» Леонида Пчелки по мотивам одноименного произведения Джека Лондона. Ее партнерами по съемочной площадке стали Иннокентий Смоктуновский, Юозас Будрайтис и Олег Борисов.
В 1990-х Вертинская снялась в фильме Андрея Харитонова «Жажда страсти» и исполнила роль Маргариты в ленте «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары по роману Михаила Булгакова. У этого фильма — непростая история. Из-за проблем с авторскими правами лента долгое время не выходила, и многие из тех, кто принимал участие в съемках, не увидели результатов своей работы до 2006 года, когда состоялся ее закрытый показ. Кинопрокатная версия фильма была выпущена на носителях только в 2011 году.
В 2000 году Вертинская появилась в роли Атаманши в фильме-мюзикле Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co» по мотивам мультфильмов Юрия Энтина и Василия Ливанова.
В 2000-х актриса перестала сниматься в кино и играть в театре. По словам Вертинской, ей не нравились роли, которые ей предлагали, и она поняла, что больше не хочет оставаться в профессии.
Работа в театре
В 1962 году Вертинская вошла в состав труппы Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
С 1967 по 1968 год служила в Театре имени Вахтангова.
Затем до 1980 года была актрисой театра «Современник». Там играла Нину Заречную в «Чайке» и Раневскую в «Вишневом саде» Антона Чехова, Оливию в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, Ирину в постановке «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, Интересную Женщину в спектакле «А поутру они проснулись» Василия Шукшина и множество других ролей.
В 1980–1989 годах Вертинская была актрисой МХАТа. В 1987 году после разделения труппы театра продолжила работу в коллективе под управлением Олега Ефремова (в настоящее время — МХТ имени Чехова). Исполняла роли в постановках: «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина, «Тартюф» по комедии Мольера, «Живой труп» по пьесе Льва Толстого, «Наедине со всеми» по произведению Александра Гельмана, «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова.
В 1988 году приняла участие в театральном эксперименте Анатолия Эфроса — постановке «Буря» по пьесе Шекспира, где исполнила две мужские роли — Просперо и Ариэля.
В 1989 году актриса поставила спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро» по собственной пьесе, основанной на мемуарах Александра Вертинского к 100-летию со дня его рождения. Кроме того, она сама исполнила в спектакле роль своего отца.
Последний раз на театральной сцене Вертинская появилась в 2002 году. Она исполнила роль Элизы Дулиттл в антрепризном спектакле режиссера Нины Чусовой «Имаго» (по мотивам произведения «Пигмалион» Бернарда Шоу) на сцене МХТ имени Чехова.
Педагогическая деятельность
Покинув МХАТ в конце 1980-х, Вертинская уехала в Европу. На протяжении нескольких лет вместе с Александром Калягиным она преподавала актерское мастерство за рубежом: в Оксфордском университете, в «Комеди Франсэз» и Чеховской школе в Париже, в Европейской киношколе в Швейцарии.
На сцене одного из парижских театров с успехом шел поставленный Вертинской и ее подопечными спектакль «Чехов. Акт третий», куда вошли третьи акты из пьес «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад».
«Преподавать — да, интересно. Но постоянно жить, отдавая себя воспитанию студентов, — для этого надо быть человеком другого типа. Сначала увлекало, потом надоело. Хотя обучение актерскому мастерству в Европе совсем не то же, что у нас. Эти группы студентов складываются из тех, за кого мама с папой платят, и других, актеров по призванию, которые грузят ящики ночами ради того, чтобы Чехова получить из русских рук», — говорила Вертинская.
Благотворительность
В 1991 году актриса стала учредителем Благотворительного фонда русских актеров. Организация оказывала содействие бывшим артистам и театральным работникам, а также помогала дому-музею Бориса Пастернака в Переделкино, Тарусскому музею семьи Цветаевых, Российской государственной библиотеке искусств и храму Успения Богородицы в Путинках.
Благодаря действиям актрисы был поставлен памятник на могиле актера Олега Борисова (1996), открыта мемориальная доска на доме, где жил певец и актер Марк Бернес (1996).
При непосредственном участии Вертинской во Франции и в России были отреставрированы и выпущены компакт-диски с записями Александра Вертинского «Alezandre Vertinsky», «Песни любви», «Легенды века».
Признание и награды
В 1988 году Анастасии Вертинской присвоили звание народной артистки РСФСР.
Актриса награждена орденами Почета (2005), Дружбы (2010), Александра Невского (2020).
Общественная позиция
В 2021 году в интервью изданию «Собеседник» (юрлицо газеты ООО «Собеседник-Медиа» признано иноагентом) Анастасия Вертинская сказала, что не хочет как-либо оценивать текущую политическую ситуацию в стране. Она пояснила, что в свое время ее рассуждения по поводу Бориса Ельцина оказались ошибочными, поэтому только история должна показать, кто прав, а кто виноват.
В 2024 году актриса заявила, что артистам, уехавшим из страны после начала военной операции на Украине и критикующим Россию, должно быть стыдно и ей их жалко.
Личная жизнь
Анастасия Вертинская была замужем дважды.
Первый муж — актер и режиссер Никита Михалков. Они поженились в 1966-м, в том же году родился их сын Степан. Пара прожила в браке три года.
«Я очень его любила, но была совершенно одержима своей профессией. <…> Снималась в массовках, получая копейки. На этот алтарь могла положить все. А ему нужна была совершенно другая женщина. И правильно, что мы разошлись! Два таких сильных человека не могут жить вместе», — говорила актриса о Михалкове.
Вторым мужем Вертинской был певец Александр Градский. Они поженились в 1976 году и расстались через два года (официальный развод был оформлен в 1980-м).
Также у актрисы на протяжении нескольких лет был роман с Олегом Ефремовым.
Сын Вертинской, Степан Михалков, занимается ресторанным бизнесом. У него четверо детей: дочь Александра (1992), сыновья Василий (1999), Петр (2002) и Лука (2017). В 2018 году родился внук Федор (сын Александры).
В последние годы Анастасия Вертинская помогает сыну в ресторанном бизнесе — контролирует работу поваров в принадлежащих ему заведениях.
Избранная фильмография
- 1961 — «Алые паруса» — Ассоль;
- 1961 — «Человек-амфибия» — Гуттиэре;
- 1964 — «Гамлет» — Офелия;
- 1967 — «Анна Каренина» — Кити Щербацкая;
- 1968 — «Война и мир» — Лиза Болконская;
- 1970 — «Случай с Полыниным» — Галина Петровна Прокофьева;
- 1971 — «Тень» — принцесса Луиза;
- 1978 — «Безымянная звезда» — Мона;
- 1980 — «Овод» — Джемма;
- 1988 — «Новые приключения янки при дворе короля Артура» — Моргана;
- 1991 — «Жажда страсти» — Она;
- 1994 — «Мастер и Маргарита» — Маргарита;
- 2000 — «Бременские музыканты & Co» — Атаманша.