Фрейндлих Алиса Бруновна
Alisa Freindlich
Биография
Алиса Бруновна Фрейндлих — советская и российская актриса и певица, народная артистка СССР (1981).
Ранние годы, семья, образование
Алиса Фрейндлих появилась на свет 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье Бруно Артуровича Фрейндлиха и Ксении Федоровны Федоровой. Ее отец был актером театра и кино, народным артистом СССР. Мать училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, работала бухгалтером. Незадолго до начала Великой Отечественной войны родители расстались.
В Северной столице родились примерно шесть поколений предков Алисы Фрейндлих, которые были и царскими провизорами, и садоводами. Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который значился по переулку Гривцова, д. 1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был виден Исаакиевский собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник.
«Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением — в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить», — говорила актриса.
Во время блокады Ленинграда Алиса Фрейндлих училась в первом классе. Вспоминать то время она не любит: несколько лет семья с немецкими корнями жила в атмосфере ненависти к немцам.
Отец с труппой Ленинградского театра юного зрителя (ныне Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева) эвакуировался в Ташкент (Узбекская ССР, ныне Республика Узбекистан). Алиса Фрейндлих вместе с матерью пережила блокаду Ленинграда (1941–1944).
После завершения войны в 1945 году они переехали в Таллин (Эстонская ССР, ныне Эстонская Республика), в 1948 году вернулись в Ленинград.
В школьные годы Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова.
В 1957 году Алиса Фрейндлих с отличием окончила актерский факультет Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского. Выпускница курса заслуженного артиста РСФСР Бориса Зона.
Театральные работы
После завершения учебы в институте Фрейндлих присоединилась к труппе Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской (в настоящее время — Государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской). Актриса появилась в постановках «Человек с портфелем» по произведению Алексея Файко, «Светите, звезды!» по пьесе Ивана Микитенко, «Раскрытое окно» по комедии Эмиля Брагинского, «Живая вода» по произведению Леонида Леонова «Русский лес», «Случайные встречи» по пьесе Роальда Назарова.
В 1961–1983 годах Фрейндлих служила в Ленинградском театре имени Ленсовета (сейчас — Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета), куда ее пригласил руководитель театра Игорь Владимиров.
Была ведущей актрисой театра Ленсовета, играла главные роли в спектаклях «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу, «Таня» по произведению Алексея Арбузова, «Ромео и Джульетта» по трагедии Уильяма Шекспира, «Трехгрошовая опера» по произведению Бертольта Брехта, «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского, «Хождение по мукам» по трилогии Алексея Толстого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по повести Астрид Линдгрен, «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова, «Интервью в Буэнос-Айресе» по произведению Генриха Боровика.
По приглашению главного режиссера Георгия Товстоногова в 1983 году Алиса Фрейндлих вошла в состав труппы Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького (БДТ; в настоящее время — Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова).
Играла в постановках «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского, «На дне» по произведению Максима Горького, «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, «Коварство и любовь» по драме Фридриха Шиллера, «Макбет» по трагедии Уильяма Шекспира, «Калифорнийская сюита» по пьесе Нила Саймона, «Волнение» по пьесе Ивана Вырыпаева.
По состоянию на 2024 год Алиса Фрейндлих занята в спектаклях «Дядюшкин сон» (Марья Александровна Москалева; постановка Темура Чхеидзе по произведению Федора Достоевского) «Лето одного года» (Этель Тэйер; постановка Андрея Прикотенко по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере»), «Война и мир Толстого» (Наталья Ильинична; спектакль Виктора Рыжакова по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир»), «Алиса» (заглавная роль; спектакль Андрея Могучего по мотивам произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»).
Писатель и драматург Артур Соломонов так описывал впечатление, которое Алиса Фрейндлих производит на аудиторию: «Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным».
Карьера в кино
Еще в студенческие годы Фрейндлих появилась в небольших ролях в картинах Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» (1955), Бориса Дмоховского и Андрея Апсолона «Таланты и поклонники» (1955), Матвея Володарского «Бессмертная песня» (1957), Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961), Элема Климова «Похождения зубного врача» (1965). Важной стала работа в полузапрещенном фильме Михаила Калика «Любить...» (1968).
В 1974 году она исполнила свою первую большую роль — в киноповести Евгения Хринюка «Анна и Командор». Ее героиня Анна рассказывает драматургу (Иннокентий Смоктуновский) о своем погибшем муже-ученом (Василий Лановой).
В 1977 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил Фрейндлих на главную роль в комедийную мелодраму «Служебный роман». По сюжету робкий холостяк в исполнении Андрея Мягкова решает приударить за строгой начальницей Людмилой Прокофьевной Калугиной. Главная героиня из малопривлекательной руководительницы превращается в симпатичную жизнерадостную женщину. Сценарий фильма написали Рязанов и драматург Эмиль Брагинский по своей же пьесе «Сослуживцы». «Служебный роман» также запомнился зрителям лирическими композициями «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет», которые исполнила Алиса Фрейндлих.
В 1979 году актриса сыграла в двух знаковых, хотя и очень разных картинах: она появилась в роли королевы Анны Австрийской в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», а также в роли жены главного героя в фильме Андрея Тарковского «Сталкер».
«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие», — так описывала актриса свое героиню в «Трех мушкетерах».
В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. В 1992 году она снова сыграла королеву Анну в продолжении «Мушкетеров» — «Мушкетеры двадцать лет спустя».
Годом позже Фрейндлих исполнила роль писательницы в картине «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. За эту работу актриса получила премию «Ника».
В 2002–2003 годах выходил детективный сериал «Женская логика», в котором Алиса Бруновна играла отечественную мисс Марпл.
В 2004 году Фрейндлих появилась в картине Константина Худякова по повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке», где сыграла 90-летнюю женщину — пожилого скульптора Анну Борисовну. За эту работу актриса получила вторую премию «Ника». Ее партнером по съемочной площадке стал Евгений Миронов.
«Чтобы наверстать разницу в возрасте, гримеры подчеркивали мои морщины, оператор «состаривал» меня с помощью освещения», — делилась Фрейндлих.
В 2008 году фильмография актрисы пополнилась фильмами «Марево» и «Васильевский остров», где она сыграла главные роли. Кроме того, она появилась в роли матери Иосифа Бродского в ленте «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям поэта.
В 2014 году актриса снялась в картине «Линия Марты», где сыграла одного из центральных персонажей. По сюжету мать и дочь находят письмо 1942 года. В нем мальчик Юра признается в любви девочке Марте, которую он невольно обидел.
В 2017 году состоялась премьера трагикомедии «Карп отмороженный», в которой Алиса Фрейндлих сыграла подругу главной героини. Одним из продюсеров ленты был внук актрисы Никита Владимиров.
Последней кинематографической работой Алисы Фрейндлих на сегодняшний день стала роль в картине «Родители строгого режима», где Никита Владимиров выступил в роли режиссера.
В общей сложности Алиса Фрейндлих снялась в более чем 50 фильмах и сериалах, не считая фильмов-спектаклей.
Актриса также нередко исполняла вокальные партии в кино и мультфильмах. Например, композиции в ее исполнении звучат в фильмах «Поезд памяти» (1975), «Служебный роман» (1977), «Старомодная комедия» (1978), «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979), «Разлученные» (1980), мультфильме «Голубой щенок» (1976).
Звания, награды, признание
- Заслуженная артистка РСФСР (1965);
- Народная артистка РСФСР (1971);
- Народная артистка СССР (1981);
- награждена орденами Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней (2024, 2019, 2009, 2004), Почета (2014). Отмечена почетной грамотой президента России (2010);
- лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского 1976 года, Государственной премии в области литературы и искусства 1995, 2000 и 2007 годов, премии правительства в области культуры 2010 года;
- обладательница театральных премий «Золотая маска» (2001, 2006) и «Золотой софит» (1995, 2004–2006, 2011, 2014), кинопремий «Ника» (1995, 2006, 2016, 2018) и «Золотой орел» (2018), Международной премии им. К.С. Станиславского (2004);
- почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001). Награждена почетным знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2019).
Личная жизнь
Алиса Фрейндлих была замужем трижды.
В 1956–1957 годах состояла в браке с однокурсником Владимиром Карасевым.
С начала 1960-х по 1981 год ее мужем был народный артист Советского Союза, актер и режиссер Игорь Владимиров. Они познакомились в театре имени Ленсовета. Фрейндлих не раз отмечала, что именно ему она обязана своими достижениями на сцене.
«Игорь Петрович был старше меня на 16 лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. <...> Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат», — говорила о нем актриса.
После практически 20 лет совместной жизни союз распался. «С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период», — рассказывала Фрейндлих.
В этом браке у актрисы появилась дочь Варвара Владимирова (родилась в 1968 году). Она тоже посвятила свою жизнь театру. После школы Варвара поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. Впоследствии мать и дочь вместе появились в постановке «Уроки танго и любви».
Третий супруг Фрейндлих — актер и художник Юрий Соловей. Брак продлился с 1983 по 1990 год. Актриса так объясняла причину расставания: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…»
У Алисы Бруновны двое внуков — Никита Владимиров и Анна Тарасова. Внук, еще будучи ребенком, помогал бабушке работать над образом мальчика Оскара в спектакле Ленсовета «Оскар и Розовая дама». Также Алиса Фрейндлих уже трижды прабабушка. Ее внучка Анна воспитывает дочь Соню и сына Юрия, а у внука Никиты есть сын Петр.
Избранная фильмография
- 1961 — «Полосатый рейс» — буфетчица;
- 1965 — «Похождения зубного врача» — Маша;
- 1974 — «Анна и Командор» — Анна;
- 1977 — «Служебный роман» — Людмила Прокофьевна Калугина;
- 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера» — королева Анна Австрийская;
- 1979 — «Сталкер» — жена Сталкера;
- 1981 — «Опасный возраст» — Лилия Ивановна Родимцева;
- 1984 — «Жестокий романс» — Харита Игнатьевна Огудалова;
- 1986 — «Прости» — Елизавета Андреевна;
- 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя» — королева Анна Австрийская;
- 1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» — королева Анна Австрийская;
- 1994 — «Подмосковные вечера» — Ирина Дмитриевна;
- 2002–2004 — «Женская логика» — Ольга Петровна Туманова;
- 2004 — «На Верхней Масловке» — Анна Борисовна;
- 2008 — «Васильевский остров» — Анна Игнатьевна;
- 2009 — «Возвращение мушкетеров» — королева Анна Австрийская;
- 2014 — «Линия Марты» — Марья Михайловна;
- 2017 — «Большой» — Галина Михайловна Белецкая;
- 2017 — «Карп отмороженный» — Людмила Борисовна;
- 2022 – «Родители строгого режима» — Вера Николаевна Литвина.