Подарок на 1,8 трлн руб.: от каких платежей правительство избавит бизнес
Правительство принято решение о введении моратория на увеличение пяти неналоговых платежей и введение ряда новых до 2019 года. Об этом после совещания с участием премьера Дмитрия Медведева сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Исключение, по его словам, составили дополнительные платежи в систему страхования вкладов — они вырастут, как и планировалось.
По основной части платежей мораторий будет действовать до 1 января 2019 года, сообщил РБК один из участников совещания. Окончательного решения, по его словам, нет по введению ЕГАИС для розничной торговли. Собеседник РБК предполагает, что, скорее всего, его отмены не последует, поскольку «здесь нет разногласий между предпринимательским сообществом и государством, со стороны производителей возражений нет, он способствует борьбе с контрафактом». Также не решен до конца вопрос о моратории на введение торгового сбора, утверждает он.
Всего в подготовленном для премьера списке было 20 пунктов, в отношении них предлагалось ввести мораторий на повышение или введение в действие до 1 января 2019 года. Суммарная оценка экономии для предпринимателей от такой меры оценивается Минэкономразвития в 1,8 трлн руб. в год. РБК отобрал самые «дорогие» платежи и требования, которые ждет корректировка.
Расходы на выполнение требований по транспортной безопасности
Ожидаемая экономия: 1160 млрд руб.
Закон «О транспортной безопасности» дает правительству право вводить обязательные требования для перевозчиков по обеспечению транспортной безопасности, в том числе к антитеррористической защищенности объектов. Для бизнеса это означает два вида издержек: собственно на соблюдение требований безопасности и на подготовку и аттестацию работников, которые будут нести за это ответственность. В марте этого года правительство внесло в Госдуму законопроект, который переносит срок выполнение таких требований до 1 января 2017 года, но только если они касаются перевозки населения. Предложено не ограничивать мораторий только этой категорией транспорта, распространив его также на авиацию, речные и морские перевозки, а также продлить его до 1 января 2019 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Ожидаемая экономия: 351 млрд руб.
Минприроды приняла приказы, предназначенные для определении классов опасности отходов по степени негативного воздействия на окружающую среду. Они еще не зарегистрированы в Минюсте, и есть поручение правительства их доработать. Они вводят новые критерии для классификационного каталога отходов. Проблема в том, что этот каталог до сих пор не сформирован, хотя работы по его созданию ведутся с 1998 года и компании уже потратили несколько сотен миллиардов рублей, а теперь «фактически предлагается вcе начать «с чистого лита», говорится в документах к совещанию. Дополнительные расходы на эти мероприятия оцениваются в 351 млрд руб. без учета затрат на получение разрешительных документов, в то время как, например, в 2012 году плата за размещение отходов составила всего 14 млрд руб. Предложено не пересматривать классификацию до 1 января 2019 года и отменить приказы Минприроды.
Оплата резерва сетевой мощности
Ожидаемая экономия: 100 млрд руб.
Минэнерго придумало, как компенсировать энергетикам отказ компаний от использования мощности: в дополнение к уже оплаченной стоимости услуг по передаче электроэнергии предлагается обязать потребителей компенсировать разность между фактическим потреблением и максимальной мощностью по документам о техприсоединении. При этом в тарифе на передачу энергии уже сейчас учтены расходы сетевых организаций. Только черная металлургия потеряет на этом порядка 16 млрд руб. в год, вся экономика — более 100 млрд, причем дополнительные расходы одних компаний не будут компенсированы сокращением расходов других, а сетевые компании не будут нести никаких дополнительных расходов. Это фактически субсидирование сетевых организаций, поэтому предлагается продолжить работу над предложениями министерства, но так, чтобы они не реализовались раньше 1 января 2019 года. Источник РБК, участвовавший в совещании у премьер-министра, сомневается, что на инициативу Минэнерго можент быть наложен мораторий.
Экологический сбор
Ожидаемая экономия: 60 млрд руб.
В конце прошлого года законодатели ввели понятие экологического сбора — компании должны уплачивать его, если сами не утилизируют свои товары. По проекту постановления правительства, которое регламентирует расчет суммы сбора, его ставка может составить от 1,5 до 4,5% от себестоимости продукции. Но «пока нет условий для сбора, переработки и использования даже 10% перечисленных видов отходов», говорится в материалах Минэкономразвития. Введение сбора приведет к росту цен на товары массового спроса, включая продукты питания, в среднем на 3-15%, а бизнес будет вынужден дополнительно тратить не менее 50-60 млрд руб. в год без учета косвенных издержек. Предлагается ввести следующий мораторий: до 1 января 2019 года установить нулевую ставку сбора и нулевой норматив утилизации для всех товаров, кроме аккумуляторов, шин и бумаги (для них ввести норматив утилизации не более 5-10% от объема выпуска).
Дорожный сбор
Ожидаемая экономия: 51 млрд руб.
С середины ноября 2015 года в России вводится новый «дорожный сбор» в размере 3,73 руб. за 1 км пройденного пути по федеральным автодорогам. По мнению Минэкономразвития, это приведет не только к росту стоимости перевозок на 5-20% в дополнение к уже имеющемуся росту тарифов на 10-15% по итогам марта к началу года, но и к дополнительной финансовой нагрузке на участников транспортного рынка. Последняя оценивается минимум в 50 млрд руб. без учета косвенных издержек. Вслед за этим вырастет инфляция — на 2-5%, при этом в большей степени рост цен затронет дешевые товары массового потребления. Правительственные экономисты предложили снизить сбор почти в 6 раз до 64 копеек.
Расходы на экологический аудит
Ожидаемая экономия: 10 млрд руб.
Оценка затрат бизнеса на проведения экологического аудита — до 10 млрд руб., по данным Минэкономразвития за 2013 год. Минприроды подготовило законопроект, который вводит дополнительные, не осуществляемые в соответствие с действующим законодательством, расходы на проведение обязательного экологического аудита. Они коснутся всех компаний, чья деятельность сопряжена с образованием отходов. Как пишут чиновники Минэкономразвития, введение обязательного экологического аудита в отношении деятельности по утилизации отходов I—III классов опасности можно отнести к «дополнительным неоправданным расходам».
Обязательное энергетическое обследование
Ожидаемая экономия: 9 млрд руб.
По факту любые энергопотери предприниматели оплачивают сами. Например, за тонкую с точки зрения теплопотерь стену бизнесмен заплатит теплоэнергетикам. Поэтому обязательное энергетическое обследование имеет значение только для жилых и социальных объектов. Помимо того, что обследование приводит к излишним затратам, это еще и дополнительный административный барьер на ввод коммерческого объекта в эксплуатацию — без справки разрешения на ввод в эксплуатацию не получить. Минэкономразвития предлагает ускорить принятие законопроекта, которые сохранит энергетическое обследование на обязательной основе только для госсектора.
Торговый сбор и ЕГАИС в рознице
Ожидаемая экономия: 9 млрд руб.
Новый торговый сбор предполагаетяс ввести с середины 2015 года только в Москве. Оценка ущерба для предпринимателей столицы от этого сбора оценивается в 2 млрд руб. До 2019 года предлагается провести дополнительный анализ его целесообразности и подготовить механизмы его администрирования (если решение о введении все же будет принято). Еще одно послабление для торговцев — возможный мораторий на внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розничной торговле. По действующему законодательству обязательный учет проданного в розницу алкоголя начинается с 15 июля 2016 года. В документах к совещанию в правительстве указано, что разовая финансовая нагрузка оценивается экспертами на уровне 5 млрд руб., а дополнительные расходы на обслуживание системы — не менее 2 млрд руб. в год.
Плата за выдачу ветеринарных сопроводительных документов
Ожидаемая экономия: 4,1 млрд руб.
В середине прошлого года Минсельхоз выпустил приказ, который вынудил бизнес получать ветеринарные сопроводительные документы на переработанные пищевые продукты. Например, на молочные продукты промышленного изготовления в индивидуальной упаковке. Это приведет к дополнительным издержкам (рост до 10%). Другое требование — внедрить обязательную ветеринарную сертификацию в электронном виде — обойдется одному крупному федеральному переработчику молока в сумму более 30 млн евро. Предлагается ввести мораторий на обязательное оформление ветеринарных сопроводительных документов на переработанную пищевую продукцию, а внедрение электронной сертификации сделать добровольным.