Крупнейшие катастрофы на иностранных подводных лодках после 1945 года
Власти Аргентины официально прекратили операцию по спасению 44 моряков с подводной лодки San Juan, которая пропала в Южной Атлантике в середине ноября. Саму подводную лодку при этом продолжат искать. О пропаже подлодки стало известно 17 ноября.
РБК вспомнил крупнейшие аварии с иностранными подводными лодками после Второй мировой войны
16 апреля 1951 года субмарина Affray покинула порт приписки для участия в учениях. На борту находилось 75 человек. Вскоре подлодка перестала выходить на связь. Ее удалось обнаружить лишь через два месяца на глубине около 90 м в водах Ла-Манша. Выживших на борту не оказалось. Установить окончательную причину гибели корабля так и не удалось. Официальное расследование пришло к выводу об усталости металла в одном из узлов, отвечающем за снабжение воздухом. По другой версии, причиной послужил взрыв на борту.
4 апреля 1953 года турецкая субмарина Dumlupinar столкнулась в проливе Дарданеллы со шведским грузовым судном Naboland, после чего быстро затонула на глубине 85 м. В момент столкновения на мостике находилось пять подводников, им удалось спастись. Остальные члены экипажа, 81 человек, погибли.
10 апреля 1963 года головная атомная подлодка проекта Thresher вышла в море для проведения тестовых глубоководных погружений. Испытания обернулись крупнейшей аварией в истории мирового подводного флота. Из-за нарушения целостности корпуса и поступления воды в машинное отделение лодка стремительно ушла на предельную глубину и начала разваливаться. Ее обломки лежат на глубине 2560 м в Атлантическом океане. На борту находилось 129 человек, все погибли. Эта катастрофа стала первой в истории гибелью атомной подводной лодки.
25 января 1968 года в Средиземном море затонула израильская дизельная подводная лодка «Дакар». Построенная в Великобритании субмарина следовала из Портсмута в Хайфу. Обнаружить затонувшую подлодку удалось только спустя 31 год: ее нашли на утвержденном маршруте на глубине 3 км. Сразу после гибели субмарины израильские военные выдвинули версию, что «Дакар» была потоплена советской подлодкой. После проведения экспертизы это подозрение было снято: в 2015 году СМИ сообщили, что к потере контроля над субмариной могла привести техническая неисправность.
22 мая 1968 года в Атлантическом океане затонула еще одна атомная подводная лодка (АПЛ) — американская Scorpion. Причину ее гибели установить так и не удалось, в качестве одного из возможных вариантов называли взрыв торпеды на борту. Сама АПЛ лежит на глубине более 3 км, а представители ВМС США периодически мониторят радиационный фон в районе затопления. В 2012 году ветераны американского флота призывали возобновить расследование причин катастрофы и провести подводную экспедицию.
3 декабря 1971 года у юго-восточного побережья Индии во время индо-пакистанской войны затонула пакистанская подводная лодка «Гази». На борту находилось 92 члена экипажа, все они погибли. Индийские военные утверждали, что лодка была потоплена их эсминцем «Раджпут». По словам пакистанской стороны, это произошло из-за взрыва на борту или подрыва на мине. Гибель «Гази» стала первой боевой потерей подводной лодки со времен Второй мировой войны.
16 апреля 2003 года в Желтом море затонула китайская подводная лодка № 361. На борту находилось 70 членов экипажа, все они погибли. Власти Китая сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года. В качестве причины была названа неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту. В ходе расследования катастрофы в отставку были отправлены четверо высокопоставленных военных.