«Взрослые чудаки в коротких штанишках». Памяти Леонида Шварцмана
Изображение: кадр из «Аленького цветочка» (1952)
«Во дворе, на бульваре, иногда даже в метро — я всегда и всюду рисовал. Всю жизнь со мной был небольшой альбомчик, карандаш, фломастер», — рассказывал Шварцман. Во время создания мультфильма «Обезьянки. Гирлянда из малышей» были использованы сделанные за долгие годы наброски мультипликатора, изображающие детей.
Изображение: Эскиз к мультфильму «Снежная королева»
Шварцман пытался поступить в Ленинградскую академию художеств, однако не смог. Он поступил в среднюю школу при Академии художеств, однако из-за небольшой стипендии был вынужден совмещать обучение с работой токарем на Кировском заводе в Ленинграде. «Три года учебы в этой школе заложили все основы моего образования как художника», — отмечал он. С ноября 1941 года Шварцман работал в эвакуации на челябинском танковом заводе.
На фото: персонажи мультфильма «38 попугаев»
После Победы Шварцман удачно сдал экзамены во ВГИК. Он рассказывал, что перед сдачей экзамена абитуриентам показали американский фильм «Бэмби», созданный компанией Disney, что произвело на него большое впечатление и повлияло на выбор отделения анимационного кино. «Вот говорят, что писатели вышли из гоголевской «Шинели». А создатели мультфильмов выросли в штанишках Микки-Мауса!» — подчеркивал Шварцман.
Изображение: кадры из «Золотой антилопы»
Руководство «Союзмультфильма» отметило собственные работы Шварцмана, созданные им в качестве художника-постановщика. Картины вышли на широкий экран в кинотеатрах СССР. «Наш «Союзмультфильм», взяв от Диснея самое лучшее, затем все это творчески переосмыслил, и коллектив единомышленников — это же целое созвездие талантливых личностей — стал производить ленты мирового уровня, не побоюсь этого слова», — говорил мультипликатор.
На фото: куклы из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена», представленные на выставке киностудии «Союзмультфильм»
Шварцман отмечал, что в книгах Эдуарда Успенского о Чебурашке нет описания героя, там сказано лишь, что он «неуклюжий плюшевый зверек», что «глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый». «Все. Про большие уши ни слова. И я стал рисовать, пробовать. Ко мне приходил режиссер Качанов, мы вместе смотрели, обсуждали, он критиковал, я менял. И в результате этих встреч появился тот Чебурашка, который стал известен всему миру. Правда, у него еще оставались маленькие ножки и хвостик, но тут возмутились мультипликаторы. В итоге от ног решили оставить только ступни, а потом и хвостик пропал», — сказал мультипликатор.
На фото: куклы-персонажи мультфильма «Варежка» на выставке, приуроченной к 100-летию Шварцмана
Образ Шапокляк был вдохновлен внешностью тещи Шварцмана, Нины Домбровской. Мультипликатор рассказывал, что использовал в образе героини «седые волосы и седой пучок», удлинил нос подбородок, укрупнил щеки, «изобразил лукавые глазки».
«Он обладал огромной созидательной человеческой силой. Он был человек незлобивый, жил точно по-пушкински: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца» — он жил по этим правилам. Может быть, в этом секрет того, что он прожил огромную жизнь — ему двух месяцев до 102 лет не хватило», — рассказал РБК режиссер, художник-мультипликатор Юрий Норштейн (на фото слева).
Изображение: кадр из «Дяди Стёпы»
Шварцман говорил, что репрессии не коснулись сотрудников «Союзмультфильма» «просто каким-то чудом». «Наверное, у тогдашней власти просто руки до мультипликаторов не дошли — были более серьезные объекты для репрессий и преследования. А на самом «Союзмультфильме» царил самый настоящий интернационал: русские, белорусы, евреи, армяне — кого там только не было! Ценили по способности, таланту и усердию, а не по происхождению и национальности», — говорил мультипликатор.
На фото: куклы из мультфильма «Боцман и попугай»
Слабой была и цензура в отношении творчества «Союзмультфильма», более внимание уделялось режиссерам художественных фильмов, говорил он. По словам Шварцмана, ответственные за идеологию партийные деятели называли мультипликаторов «взрослыми чудаками в коротких штанишках». Одним из исключений стала картина «Стеклянная гармоника» Андрея Хржановского, сюжет которой строился на том, что игра на гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, а когда представители власти убивали музыканта, то «город превращался в жуткое сборище уродов до появления следующего музыканта». Шварцман отметил: «Эта аллегория дико не понравилась советской цензуре, и фильм долгие годы был запрещен к показу. Даже после внесенных поправок он все равно остался лежать на полке».
Изображение: кадры из «Котенка по имени Гав»
«То, что в Японии произошел бум Чебурашки, — мне это приятно, я этим горжусь. И в Америке, я знаю, любят наши фильмы. Это очень важно», — признавался мультипликатор.
«При любой власти далеко не только внешние обстоятельства определяет твою судьбу, вот что я понимаю теперь на склоне лет. Прежде всего все зависит только от тебя самого: от твоей способности развить свой талант, от твоего трудолюбия, ну и, конечно, от того, кто находится рядом: близкие, родные и друзья, которые тебя окружают на протяжении твоей жизни. Не мешать другим жить и не заниматься постоянным самоедством, вспоминая о своих ошибках и промахах, — вот что важно. Нужно чаще смотреть с веселой улыбкой в будущее и всегда верить в лучшее», — советовал Шварцман.
Мультипликатор Леонид Шварцман умер в больнице на 102-м году жизни, перед смертью он боролся с болезнью, об этом РБК сообщил шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков. Шварцман работал на студии более 50 лет — с 1948 по 2001 год
Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн
Выгодные предложения для семей с детьми
Видовые квартиры в высотных башнях
Варианты с мебелью и встроенной техникой
Реклама, ПАО «ПИК СЗ»