Веганомика: как растет бизнес, ориентированный на вегетарианцев
В России, как и по всему миру, растет популярность вегетарианства и веганства (более строгая форма отказа от животной пищи), и все больше бизнесменов устремляется в эту нишу.
«Экомагазины и экопроизводства растут, как грибы после дождя. Продуктовое предложение увеличилось на порядок буквально за пару лет, — говорит учредитель выставки «ВегЭкспо» Никита Шипилов. — Товары для вегетарианцев потребляют не только сами вегетарианцы, но и приверженцы здорового образа жизни. Сейчас это модно».
Кто и как на этом сможет заработать?
«Диван»: «зеленый» бургер
Николай Саутиев, Роман Козырев и Николай Громов открыли в Москве вегетарианское кафе «Диван» в августе 2016 года.
Прежде на его месте было другое вегетарианское заведение, Саутиев и Козырев работали рядом и любили заходить туда обедать. «В какой-то момент владельцы заведения просто устали, — вспоминает Саутиев. — Они уже не могли продолжать проект, были на грани закрытия. Мы подумали, что хотим и дальше ходить в это место, поэтому решили запустить его в новом формате».
Изначально партнеры планировали вложить в «Диван» около 1,5 млн руб. Но вскоре стало понятно, что перезапустить бизнес за такие деньги нереально. В итоге потратили 5,5 млн руб. личных накоплений. «Особенно много проблем было во время ремонта, — вспоминает Саутиев. — Оборудование оказалось изношенным, пришлось менять всю электрику. Бизнес кое-как работал, но без инвестиций был обречен».
Многие позиции меню перешли в новый «Диван» из старого. Дополнили список блюда, которые Роман Козырев сам готовил дома. По его словам, общее понимание того, как будет выглядеть меню, пришло «от желудка к мозгу». За основу брались классические блюда из обычных кафе, которые трансформировались в вегетарианские. Для привлечения новых посетителей появились и веганские позиции — без яиц, молока и меда.
При этом не все основатели компании вегетарианцы. Однако расширять меню для любителей мяса не стали принципиально. «Какая вегетарианская кухня может быть приготовлена там, где готовят мясо? — рассуждает Саутиев. — Заведения, которые вводят отдельное меню для вегетарианцев, просто хотят залезть в этот сегмент, переманить часть аудитории». В качестве альтернативы мясоедам предлагают бургер с соевой или овощной котлетой.
«Диван»: «зеленый» бургер
«Мы хотели привлекать людей, которые едят мясо. Чтобы они пробовали и хотя бы задумывались о том, чтобы перейти на вегетарианский тип питания. Это ведь область, полная стереотипов, — рассказывает креативный директор «Дивана» Станислав Петровский. — По мнению большинства людей, вегетарианцы жуют одну траву и все время голодные. На самом деле наши блюда очень сытные».
Партнеры признают, что мясо, как правило, стоит гораздо дороже его заменителей. А значит, затраты на ингредиенты (фудкост) у вегетарианского кафе ниже, чем у обычного.
Продвигается заведение с помощью мероприятий, которые проходят практически каждые выходные. «Как ни крути, у вегетарианского заведения аудитория ограничена. Оно «не для всех». Поэтому мы решили проводить творческие вечера, тематические мероприятия, приглашать интересных людей. К нам приходят музыканты, певцы, поэты. Они зовут друзей, размещают информацию о своих выступлениях в социальных сетях. Это каждый раз привлекает новых посетителей», — говорит Петровский.
На самоокупаемость после перезапуска кафе вышло весной 2017 года. Сейчас средняя месячная выручка — 850 тыс. руб. Расходы — 750 тыс. руб. (ключевые статьи — около 300 тыс. руб. — зарплата сотрудников и налоги). По словам Петровского, особенно удачны в плане выручки дни, когда в кафе проходят творческие мероприятия. Именно благодаря им партнеры надеются нарастить продажи.
AzArt: стильные и этичные
Многие вегетарианцы придирчиво выбирают не только еду, но и обувь, одежду — при ее изготовлении не должны использоваться натуральные кожа и мех.
Казалось бы, обувь или куртку из кожзаменителя можно найти в любом дешевом магазине или на рынке, но их качество и дизайн устраивают требовательную публику далеко не всегда. Причем для поклонников так называемой этичной продукции принципиально важно, чтобы клей и другие материалы тоже были animal friendly.
Основательница компании AzArt Светлана Рыбакова решила заняться этим бизнесом, поскольку сама испытывала проблемы с покупкой «этичной» обуви. Подумав, она остановила свой выбор на текстиле. «Проанализировав рынок, я поняла, что конкретно на этом сегменте в Москве никто не специализируется, — рассказывает Светлана. — Мы хотели сделать дышащую, комфортную, стильную обувь на каждый день, в которой не используются животные материалы. Я думаю, за текстильными материалами будущее».
AzArt: стильные и этичные
Бизнес был запущен в 2015 году. Первые два месяца Рыбакова пробовала производить спроектированную ею обувь на сторонних фабриках. Но вскоре отказалась от этой идеи — ее не устраивал результат, не получалось контролировать себестоимость продукции, она выходила слишком дорогой.
Тогда Рыбакова сняла помещение в районе метро «Текстильщики» в Москве и организовала небольшое производство: приобрела швейные машинки, столы для сапожников и раскройные столы. Первоначально здесь работали пять человек, которые могли выпускать 150 пар в месяц. Сейчас в AzArt трудятся двенадцать человек.
Светлана планировала вложить в производство около 3 млн руб. По факту получилось около 10 млн руб. Деньги она взяла из прибыли другого своего проекта — Рыбакова занимается поставкой труб из Китая.
«Сейчас мы делаем около 600 пар в месяц, планируем выпускать тысячу, но не больше. Заниматься массовым пошивом мы ни в коем случае не будем, потому что хотим сохранить нашу уникальность», — отмечает Рыбакова.
В 2016 году компания начала производство зимней и демисезонной обуви из болоньи и экокожи (микропористая пленка из полиуретана на тканой основе). Цены на кеды и ботинки AzArt начинаются от 4 тыс. руб.
AzArt: стильные и этичные
Среди клиентов AzArt не только веганы или защитники животных. Дело в том, что текстильная обувь подходит для девушек с нестандартным строением ступни. «Она хорошо разнашивается и не давит, — говорит Рыбакова. — Также у нас есть клиенты с протезами. Под них мы делаем индивидуальные колодки».
AzArt продает свою обувь в собственном интернет-магазине, в крупном партнерском онлайн-магазине, а также в партнерском шоу-руме в центре столицы.
На прибыль производство вышло только в 2016 году. Сейчас выручка в месяц в среднем составляет 1,3 млн руб. Чистая прибыль — 150–300 тыс. руб. Ключевая статья расходов — материалы, производство, заработная плата, это 600–700 тыс. руб. Еще 300 тыс. руб. уходит на продвижение и аренду.
Biozka: ни одно животное не пострадало
Еще одно быстроразвивающееся близкое направление — «этичная» косметика. Она не тестируется на животных, а в ее состав, как правило, входят исключительно растительные ингредиенты.
Биолог по образованию Марина Крючкова с 2002 по 2007 год работала в российской косметической компании Faberlic. Марина — убежденная вегетарианка и сторонница экоматериалов, но каждый день она создавала косметику, состоящую в основном из химических ингредиентов. В какой-то момент Крючкова захотела создавать натуральную косметику.
Попытка сделать это на базе лаборатории Faberlic оказалась неудачной: натуральные формулы и технологии сильно отличаются от стандартных. Поэтому в 2007 году Марина и ее коллега Анна Шведова ушли из компании и решили создать свой бизнес под брендом Biozka. Для начала решили продавать чужую косметику. Они несколько раз ездили во Францию и Германию, где встречались с создателями экокосметики и договаривались о дистрибуции. Переговоры были долгими, но в итоге Biozka стала эксклюзивным дистрибьютором таких брендов, как Pierre Cattier, Florame, Zao, Acorelle и др.
Biozka: ни одно животное не пострадало
Доказать покупателям эффективность и пользу органической косметики оказалось непросто. «Очень долго существовал миф, что натуральная косметика не работает, — рассказывает Марина. — Люди просто не знают, что природные компоненты намного эффективнее, чем химия».
Изначально девушки собирались открыть мини-бутик на 20–30 кв. м. Однако найти подходящее помещение не удалось. «Первый год мы работали как интернет-магазин», — вспоминает Марина. И это было ошибкой. Косметика французских и германских экобрендов плохо знакома широкой публике и недешева. Например, крем для лица в Biozka стоит от 1,8 до 13 тыс. руб., помада — в среднем около 2,5 тыс. руб. Быстро стало понятно, что новый продукт сложно продавать через интернет — покупателям нужно его протестировать.
Biozka: ни одно животное не пострадало
Спустя год после запуска интернет-магазина, в 2013 году, основатели Biozka открыли офлайн-бутик у метро «Таганская». Изначально девушки планировали потратить 900 тыс. руб., однако в итоге ушло 1,2 млн руб. Сейчас у компании два магазина в Москве и один в Мурманске — по франшизе. Причем появление франшизы инициировал сам франчайзи. По словам Марины, ему понравилась концепция магазина Biozka и он захотел открыть такой же в Мурманске. Пришлось срочно писать бренд-бук.
Все проекты приносят примерно 1,4 млн руб. выручки в месяц. Расходы, включая зарплату сотрудников, аренду магазинов, закупку и маркетинг, составляют у Biozka примерно 800 тыс. руб. Чистая прибыль — около 500–600 тыс. руб. Идея фикс Марины — открыть собственное производство экокосметики, но пока для этого недостаточно средств.