Реформы, скандалы и дружба с Россией: каким был Жискар д’Эстен
Валери Жискар д’Эстен родился в 1926 году в городе Кобленц. В Германии служил его отец, финансовый инспектор французской администрации, курировавшей Рейнскую область (территория находилась под оккупацией стран Антанты после Первой мировой войны). Семья будущего президента была состоятельной, а ее члены занимали различные государственные посты.
Во время Второй мировой войны д’Эстен был участником французского сопротивления, противостоявшего нацистскому режиму. В 1944-м, в 18 лет, он добровольцем ушел в армию, принимал участие в освобождении Парижа. После войны окончил Высшую политехническую школу, а затем Национальную школу администрации.
В 1950-х, как и его отец, занимался экономикой. Работал в инспекции финансов, в 1956 году был избран в парламент, позже присоединился к французской делегации в ООН, а в 1960-х — 1970-х занимал пост министра экономики и финансов. При нем прошла реформа Национального банка Франции и была проведена девальвация франка к доллару для поддержания отечественных товаров на внешнем рынке.
В 1974 году баллотировался на пост президента после кончины главы государства Жоржа Помпиду. На выборы шел с правоцентристской программой, противопоставляя себя правым голлистам. Обошел Франсуа Митеррана во втором туре (через семь лет, на следующих выборах, он уступит президентский пост этому сопернику). Д’Эстен в свои 48 лет стал самым молодым руководителем Франции с середины века.
Президентство д’Эстена ознаменовалось масштабными переменами как во внешней, так и во внутренней жизни страны. При нем была отменена политическая цензура в кино, упрощены бракоразводные процедуры и легализованы аборты, а избирательный возраст был снижен с 21 года до 18 лет.
В эти же годы в стране запустили строительство скоростных железных дорог и новых атомных электростанций.
Тем не менее его популярность значительно упала к моменту выборов в 1981 году во многом на фоне экономического кризиса, в котором Франция оказалась в середине 1970-х. Д’Эстен проиграл выборы Миттерану во втором туре, хоть и с небольшим отрывом (48,2 и 51,7% соответственно).
В Европе Жискара д’Эстена вспоминают как одного из самых активных сторонников и проводников интеграции. Он инициировал создание в 1974 году Европейского совета — собрания глав государств Европейских сообществ (предтеча нынешнего Европейского союза), а в 1979-м вместе с канцлером ФРГ Хельмутом Шмидтом стал инициатором Европейской валютной системы, расчетной единицей в которой стал экю. При поддержке Шмидта президент Франции также добился того, что выборы в Европейский парламент стали прямыми.
В 1975 году Жискар д’Эстен провел в Рамбуйе под Парижем первую встречу лидеров ведущих индустриальных демократий, которая развилась в формат G7.
Одной из самых противоречивых глав президентства д’Эстена стала его африканская политика. Хотя он и придерживался принципа «Африка для африканцев», это не помешало ему начать на континенте пять военных операций за три года: французские военные высаживались в Мавритании, Чаде, Центральной Африканской Республике, дважды в Заире и в Демократической Республике Конго. Целью декларировалось противодействие распространению марксизма на континенте. Критику провоцировала его дружба с центральноафриканским диктатором Жаном-Беделем Бокассой. Бокасса подарил французскому лидеру, когда тот был еще министром финансов, два бриллианта. В интервью 1979 года президент Франции утверждал, что они были небольшими, он их продал, а деньги отдал на благотворительные проекты в Африке.
Жискар д’Эстен продолжал курс Франции на развитие и укрепление отношений с Советским Союзом. Он много раз встречался с генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым в Москве, Париже, Варшаве. «Брежнев был человеком любопытным, очень русским, что понятно. Но ему очень нравилось доверять своим собеседникам», — вспоминал французский президент в интервью «Эхо Москвы». В Варшаве они встречались уже после того, как д’Эстен оставил президентский пост. Он захотел встретиться с Брежневым, чтобы предостеречь того от вторжения в Афганистан.
Присоединение Крыма к России бывший лидер считал восстановлением исторический справедливости. «Честно говоря, что касается возвращения Крыма в Россию, то я счел его исторически справедливым», — заявил он в 2015 году.
В 2012 году д’Эстен приезжал в Россию, чтобы принять участие в мероприятиях к 200-летию Бородинской битвы. «Россия — это великая страна. Великая страна XXI века. Конечно, два века назад между нашими странами была война. Мы сражались друг с другом во время наполеоновской кампании в России. Но нам повезло в том, что обе стороны считают себя победившими, потому что французы уверены, что выиграли битву на Москве-реке, а русские считают, что выиграли Бородинское сражение», — делился он в интервью.
Президент был женат с 1952 года на представительнице графского рода Анн-Эймон Соваж де Брант, у пары четверо детей. В стране обсуждалась и его личная жизнь за пределами семьи. У д’Эстена были отношения с Сильвией Кристель, исполнительницей главной роли в фильме «Эммануэль». А в 2009 году он опубликовал любовный роман «Принцесса и президент», в главном герое которого, президенте Жаке-Анри Лабертье, угадывался он сам, а в главной героине, принцессе Кардиффской Патрише, принцесса Диана, супруга британского принца Чарльза. Впрочем, об этой книге никогда не говорилось, что описанные события связаны с реальными. «Современные средства массовой информации крутятся вокруг одной лишь мысли: что же там между ними происходило? На самом деле ничего не происходило. Хотя знакомство с принцессой Уэльской, знакомство с Дианой, было приятным, откровенным, и я просто хотел признаться этой книгой в своей к ней симпатии», — рассказывал д’Эстен.