Интернет вещей: на чем зарабатывают бывшие менеджеры «Яндекса» и Mail.Ru
РБК изучил десятки стартапов, в разное время запущенных бывшими сотрудниками крупнейших российских интернет-компаний — «Яндекс» и Mail.Ru Group. О проектах, основатели которых рискнули вывести на рынок новые технологии или услуги, рассказано в фотоматериале РБК
Кто: Сергей Шалаев (на фото слева) и Дмитрий Шалашов
Срок работы в Mail.Ru Group: Шалаев — три года; Шалашов — два года десять месяцев
Должность: Шалаев — руководитель проекта «Блоги@Mail.Ru»; Шалашов — программист
Собственный проект: рекомендательный сервис Surfingbird
В конце 2000-х годов Шалаев и Шалашов работали в Mail.Ru над блогами. Из компании они ушли в разное время, но дружить не перестали. Во время очередной встречи будущие партнеры обсуждали, что информации вокруг существенно больше, чем возможностей ее фильтровать. Из этого разговора родился бизнес-проект: в 2011 году они создали Surfingbird — рекомендательный сервис для пользователей, сам отбирающий ту информацию (тексты, фото и видео), которая может соответствовать интересам пользователя.
Стартап партнеры запускали на свои деньги, но со старта проекта провели уже несколько раундов инвестиций на общую сумму $5 млн. Инвесторами стали бизнес-ангелы из России и Франции, а также фонд Klever, который управляет в том числе деньгами сооснователя группы ПИК Юрия Жукова. Сейчас у Шалаева и Шалашова осталось по 10% Surfingbird. А вся она в ходе последнего раунда была оценена в $7–7,5 млн.
В апреле 2015 года месячная аудитория рекомендательного сервиса составляла 3 млн пользователей, приводит собственные данные Шалаев. В 2015 году команда запустила новое направление по работе в b2b-сегменте — Relap.io. Relap встраивает свой рекомендательный движок на контентные сайты и помимо рекомендаций показывает там рекламу, за которую платят бренды. Сейчас Relap установлен, например, на Rutube.ru, Ria.ru, Adme.ru, Gazeta.ru, Coub.com.
В 2013 году ООО «Серфингберд» еще было убыточным (848 тыс. руб. чистого убытка при 12,8 млн руб. выручки, по данным СПАРК-Интерфакс). Сейчас сервис Surfingbird прибыльный, утверждает Шалаев, а в развитие Relap.io пока приходится инвестировать. Штат компании сейчас насчитывает 25 человек.
Кто: Ольга Бруковская
Срок работы в Mail.Ru Group: два года
Должность: вице-президент
Собственный проект: сервис для поиска недвижимости Choister
В 2010 году Ольгу Бруковскую, на тот момент уже пять лет руководившую маркетингом HeadHunter, пригласили на работу в Mail.Ru Group. Компания тогда формировалась как холдинг: в него вошли Mail.Ru, Astrum Online, «Одноклассники», мессенджер ICQ, HeadHunter и еще ряд известных брендов и компаний. Бруковская отвечала за маркетинг объединенной компании и участвовала в подготовке холдинга к IPO.
Через два года она прошла летнюю программу для топ-менеджеров Strategic Marketing Management в Стэнфорде, а позже годовую бизнес-программу в Университете Беркли. Именно в Беркли из философских размышлений о том, как упростить для человека сложный выбор, родилась идея Choister.
Choister — это сервис для поиска покупки и аренды недвижимости. Он агрегирует данные из разных источников, в том числе популярного в Москве Cian.ru, соцсетей, cклеивает дубли (одна квартира может быть представлена на разных сайтах, Choister объединяет данные о ней в одной карточке). Предложения в новостройках сайт выдает в виде не только отдельных жилых комплексов, но и конкретных квартир, а также группирует по району, цене и другим характеристикам.
Первую версию сайта запустили в мае 2013 года. К 2015 году его месячная аудитория составила 2 млн уникальных пользователей, говорит Бруковская. К порталу подключено 16 тыс. агентов. В среднем в месяц регистрируется 1 тыс. агентов и 4 тыс. пользователей. «Мы два года работали над технологией и выходим на точку, в которой начинаем зарабатывать», — говорит Бруковская. Монетизироваться сайт будет за счет сервисов и рекламы, помогая агентствам и застройщикам решать проблему привлечения клиентов.
Изначально сервис развивался на деньги основателей, позже они выиграли гранты «Сколково» и Microsoft на общую сумму до $100 тыс. В проект также вошли два бизнес-ангела — частный инвестор из девелоперской сферы (фамилию Бруковская не называет) и глава фонда Maxfield Capital Александр Туркот. Позже в Choister инвестировал профильный фонд Klever (управляет в том числе деньгами сооснователя группы ПИК Юрия Жукова). Сейчас Бруковская — единственный из фаундеров, кто занимается Choister: двое остальных недавно покинули проект по обоюдному согласию. Ни их имена, ни объем собственных инвестиций Бруковская не раскрывает.
Кто: Михаил Ушаков
Срок работы в «Яндексе»: четыре года
Должность: директор по связям с общественностью
Собственный проект: компания «Метабар» (главный продукт — браузерное дополнение «Советник»)
«Желание строить свой бизнес у меня было еще до прихода в «Яндекс», — рассказывал РБК основатель «Метабара» Михаил Ушаков. Но, несмотря на то что он проработал в крупнейшей российской интернет-компании почти пять лет, конкретной идеи для стартапа у него так и не появилось. После «Яндекса» Ушаков стал первым сотрудником и младшим партнером фонда Runa Capital, консультировал облачную компанию Parallels по маркетингу и PR.
Только в 2011 году он вместе с партнером Алексеем Мельчаковым запустил «Метабар» — на тот момент платформу для автоматического создания браузерных приложений. Сразу после запуска Ушаков ушел из фонда, а спустя несколько месяцев Runa Capital инвестировал в «Метабар» на стадии идеи $1 млн и получил взамен более 50% будущей компании. «Метабар» стал операционно прибыльным в первый же год работы. В 2013 году выручка компании составила 12,9 млн руб., чистая прибыль — 6,9 млн руб. (данные СПАРК-Интерфакс).
Идея сделать в рамках «Метабара» продукт «Советник» появилась в 2013 году. «Советник» — дополнение для браузера, которое помогает пользователям покупать вещи дешевле: сервис выдает сообщения с вариантами выгодных покупок в тот момент, когда человек просматривает интересующий его товар в интернет-магазинах.
Через 18 месяцев после запуска приложение «Советник» купил «Яндекс». Сумму сделки стороны не называют. Вся команда «Метабара» перешла работать в интернет-холдинг — сам Ушаков сейчас занимается развитием «Советника» внутри «Яндекса».Кто: Эльдар Вагапов
Срок работы в «Яндексе»: четыре года
Должность: начальник отдела корпоративных финансов, занимался развитием бизнеса и выполнял функции директора по связям с инвесторами
Собственный проект: разработчик программ в области интернета вещей Erfid
«В «Яндексе» мы занимались информационным интернетом: нашей целью было найти ответ на вопросы пользователей, — рассказывает Вагапов. — При этом мы не могли ответить на целый ряд вопросов, которые люди задают себе каждый день: «Где второй носок?», «Что у меня есть дома в холодильнике?», «Где лежат ключи от машины?» Размышляя на эту тему, он пришел к выводу, что the next big thing — интернет вещей, то есть подключение к интернету физических объектов.
Подходящей технологией для решения задачи Вагапов счел радиочастотную идентификацию (RFID): оказалось, что в России в конце 2000-х годов не было ни одной компании, которая предлагала бы какие-то продукты в этой области. Технологии RFID позволяют дистанционно идентифицировать любой физический объект с помощью прикрепленной к нему радиочастотной метки. Сфера применения неограниченная — от подсчета людей на мероприятиях до учета товаров на складах.
Примерно в то же время к Вагапову пришли знакомые с идеей продукта с использованием RFID (она и легла в основу будущей компании Erfid) — и предприниматель вошел в проект в качестве инвестора. Стартовые инвестиции, по словам Вагапова, составили 500 тыс. руб.
В 2009 году Вагапов ушел из «Яндекса» и занялся операционным развитием Erfid, поскольку ему казалось, что «компания не развивается должным образом». Вскоре у Erfid появились частные инвесторы, среди которых фонд IDIN Holdings, которые вложили в компанию до $1 млн. Сам Вагапов инвестировал в Erfid еще «несколько миллионов рублей».
Компания Вагапова интегрирует свои технологии и решения в бизнес клиентов. Среди клиентов Erfid — Motorola и системный интегратор «ТД Плюс». В 2013 году, по данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании составила 25,7 млн руб., а чистый убыток — 8,6 млн руб. По итогам 2014 года выручка увеличилась до 30 млн руб. Вагапов говорит, что проект уже вышел на самоокупаемость.
Erfid работает не только в России, но и за рубежом. По словам Вагапова, около 30% клиентов компании — иностранцы. «Рынок интернета вещей в целом и радиочастотной идентификации в частности развивается несколько медленнее, чем мы ожидали. Но мы все понимаем, что за этим огромное будущее», — уверен Вагапов.
Кто: Грачик Аджамян
Срок работы в «Яндексе»: один год
Должность: руководитель социальной сети «Мой круг»
Собственный проект: сервис Wakie (изначально — «Будист»), с помощью которого можно заказать звонок от пользователей вместо будильника
Свой бизнес у Грачика Аджамяна появился еще в 2002 году, когда он основал веб-студию White Studio. Но это не помешало ему работать в качестве наемного менеджера: с 2007 по 2008 год Аджамян руководил соцсетью «Мой круг», после того как ее купил «Яндекс».
В 2011 году у Аджамяна и его партнеров по White Studio родилась идея «Будиста» — сервиса звонков от незнакомых пользователей. Услуга должна была заменить классические будильники. Основатели закрыли студию и сосредоточились на развитии «социального будильника». Сервис работает следующим образом: пользователь указывает время, в которое его нужно разбудить, и свой номер телефона, а любой человек из сообщества, увидев «заявку», может ему позвонить.
Сервис, в который основатели вложили $100 тыс. собственных средств, быстро набрал популярность. В 2012 году у «Будиста» появились инвесторы: фонд Leta Capital вложил в сервис $2 млн, исходя из оценки всего проекта в $9 млн, а спустя год инвестировал еще $1 млн. В 2013 году в «Будист» инвестировал фонд Titanium Investments и российские бизнес-ангелы (ни имена, ни размер инвестиций Аджамян не раскрывает).
В 2014 году владельцы «Будиста» решили вывести компанию на глобальный рынок. Первым делом провели ребрендинг: для западной аудитории «Будист» превратился в Wakie. «Скоро Wakie поглотит российский проект и «Будиста» как бренда не станет», — рассказал РБК Аджамян. В США «социальный будильник» заработал в декабре 2014 года: аудитория с тех пор выросла до 500 тыс. пользователей, что составляет примерно 25% общей аудитории Wakie.
Сервис зарабатывает по модели freemium: базовые функции бесплатны, за премиальные дополнительные опции необходимо платить. Финансовые показатели проекта Аджамян пока не раскрывает. По данным СПАРК-Интерфакс, «Будист» в 2013 году был убыточен: 8,2 млн руб. убытка при 5,9 млн руб. выручки. Сейчас компания закрывает раунд инвестиций на $1 млн, из которых $525 тыс. должны предоставить четыре американских бизнес-ангела (известно, что одним из инвесторов является бывший сотрудник Google Джек Левин).
«Сейчас сервис конвертируется в нечто большее: будильники становятся лишь 5% от всего сервиса. Новый продукт тестируется на нашей аудитории — средний пользователь теперь совершает в восемь раз больше звонков, чем раньше», — делится планами на будущее Аджамян. О деталях этих трансформаций предприниматель говорить пока отказался.
Кто: Владислав Шабанов
Срок работы в Mail.Ru Group: три года
Должность: руководитель бизнес-подразделения «Поиск@Mail.Ru»
Собственный проект: сервис по доставке здоровой еды GrinDin
Летом 2011 года Шабанов ушел из Mail.Ru, его цель была запустить собственный проект. «Идея создания бизнеса появилась как реакция на личные потребности: жесткий график и постоянные перемещения по Москве не давали возможности не только правильно питаться, но даже регулярно обедать», — вспоминает он. Владислав и его жена Алиса (одновременно с мужем уволилась из торгово-промышленной компании) создали GrinDin — сервис для доставки еды по специальным программам здорового питания.
На старте состав команды был ограничен: в компании были диетолог, менеджер по работе с клиентами, шеф-повар и еще несколько поваров. Алиса Шабанова лично контролировала процесс приготовления, а Владислав занимался бухгалтерией, закупками продуктов, программированием IT-системы и управлением службой доставки.
GrinDin — семейная компания: Шабановы вложили собственные 4 млн руб. и не привлекали сторонних инвестиций. На самоокупаемость проект вышел уже через десять месяцев после запуска. С тех пор, по словам Шабанова, компания живет на заработанные деньги, получает прибыль, а часть ее реинвестирует в развитие.
За 2014 год оборот компании вырос на 20% (абсолютные цифры не раскрываются), а до этого динамика была еще более впечатляющей, рассказывает основатель. «Возможно, на нас так сказался кризис, а может, это эффект низкой базы — с нуля расти всегда проще», — рассуждает Шабанов. Сегодня на компанию работают около 50 человек. База клиентов — порядка 3 тыс., из которых примерно 60% — регулярные пользователи услуг GrinDin.
Кто: Максим Постников
Срок работы в Mail.Ru Group: шесть лет
Должность: руководитель проекта «Мой мир»
Собственный проект: сервис для поиска работы Rosrabota.ru
В 2003 году Постников закончил технический вуз в Красноярске и вместе с двумя друзьями запустил первый для региона сайт по поиску работы: проект назывался Krasjob.ru. В год запуска партнеры заработали первые деньги, а через два года провели ребрендинг, чтобы выйти за пределы родного Красноярска. Так появился интернет-портал Rosrabota.ru. «Мы уже снимали офис с видом на Енисей. У нас были деньги и понимание, что мы смогли построить что-то хорошее с нуля. В нашем проекте не было ни копейки привлеченных инвестиций», — гордо вспоминает Постников.
В 2006 году он понял, что всерьез хочет заниматься бизнесом в интернете, но для этого ему не хватает знаний. Постников купил билет в один конец до Москвы и начал отправлять резюме в IT-компании. «Ответили мне из Mail.Ru. На следующий день я прошел первое собеседование, а еще через два дня меня пригласил Дмитрий Гришин [гендиректор Mail.Ru Group], — рассказывает Постников. — Я до сих пор помню некоторые его вопросы, например «Представьте, что вы — президент России. В ночь после инаугурации вы проиграли президенту другой страны один федеральный округ. Какой округ вы отдадите и почему?».
Тем не менее собеседование с главой Mail.Ru Group прошло удачно — Постников вышел на работу на должность менеджера «Поиска», а через несколько лет возглавил соцсеть «Мой мир». Но все это время он поддерживал связь с партнерами по своему первому проекту, а те в свою очередь продолжали развивать бизнес: за три года оборот их сервиса по поиску работы вырос в несколько раз.
Осенью 2009 года начал расти рынок игр для социальных сетей, и Постников посоветовал партнерам запустить игровое направление. К концу 2011 года он понял, что программа обучения выполнена — «три года руководства проектами в Mail.Ru — это как MBA» — и вернулся в свой проект. За первый год с момента возвращения он удвоил выручку «Росработы», а за второй год оборот компании вырос еще на 40%. В 2013 году он превысил $1 млн, рассказал Постников. По его словам, Rosrabota.ru — лидер в Красноярске и Иркутске. Существенный доход приносит игровое направление — продукты компании переведены на десять языков, включая японский, латышский и португальский.
Кто: Дмитрий Завалишин
Срок работы в «Яндексе»: четыре года
Должность: начальник отдела разработки портала (все, кроме поиска)
Собственный проект: группа компаний DZ Systems, разрабатывающих программное обеспечение
«Я мог бы остаться в «Яндексе», но созрел, чтобы уйти и делать что-то свое», — вспоминает Завалишин.
DZ Systems начиналась с команды из трех человек и $10 тыс. инвестиций (это были деньги самого Завалишина). Сегодня в компании работают 170 человек, офисы открыты в Москве, Казани, Саранске, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Суммарная годовая выручка группы компаний, занимающихся разработкой программ на заказ, в 2014 году составила 157 млн руб. Завалишину принадлежит 60% компании, остальное — у партнера и исполнительного директора группы Евгения Молчанова и сотрудников DZ Systems.
Среди клиентов DZ Systems — немецкий концерн BMW, американская Diner, «Юлмарт» и «Яндекс». Сегодня группа включает Digital Zone (разработка веб-систем), «Апрентис» (система приложений для бизнеса) и e-Legion (мобильная разработка). Контрольный пакет e-Legion Завалишин купил в 2013 году, компания «Апрентис» вошла в группу в 2014 году, остальные подразделения предприниматель запускал с нуля.
Завалишин говорит, что за четыре года, проведенные в «Яндексе», он научился делать большие сервисы с высокой нагрузкой. А непродолжительное время работы в российской компании «Аутрига» и западной Mediaspectrum позволили ему освоить навыки общения с заказчиками. Кроме того, в «Аутриге» он познакомился с будущими сооснователями DZ Systems — Матвеем Кримером и Денисом Архиповым.
Кто: Игорь Глотов
Срок работы в Mail.Ru Group: десять месяцев
Должность: программист в «Таргет@Mail.Ru»
Собственный проект: сервис для обхода интернет-цензуры TouchVPN
Игорь Глотов проработал программистом в Mail.Ru Group всего десять месяцев. В конце марта 2015 года его стартап TouchVPN, созданный еще до начала работы в российском интернет-холдинге, купила американская компания AnchorFree (принадлежит выходцам из России Дмитрию Городянскому и Евгению Малобродскому). AnchorFree специализируется на приложениях для безопасного интернет-серфинга, а сервис Глотова — на подключении к интернету через VPN (Virtual Private Network — в переводе с англ. «виртуальная частная сеть»; позволяет, в том числе, обходить блокировки сайтов). От конкурентов, по словам Глотова, его приложение отличается тем, что в нем «неограничен объем трафика и есть всего одна кнопка для подключения». Сумма сделки с AnchorFree не раскрывается.
«Идея создания TouchVPN появилась после всех событий с Роскомнадзором и многочисленными блокировками, в том числе случайными, когда некоторые ресурсы просто попадали под раздачу», — вспоминает Глотов. Продукт он «пилил» вместе с одногруппником из Томска Станиславом Овсянниковым. Первая версия приложения появилась в Google Play в августе 2014 года. Уже в первый месяц проект вышел на самоокупаемость. Сейчас у приложения 110 тыс. активных пользователей в месяц: 25% аудитории из Ирана, 15% — из Саудовской Аравии, 10% — из Пакистана и Турции. В России приложение пока не очень популярно (менее 1% аудитории).
На старте основатели практически не тратили денег: расходы касались в основном аренды серверов. В рекламу вкладываться не пришлось, а вскоре появился претендент на покупку. После сделки основатели и еще два сотрудника сервиса ушли работать в AnchorFree — развивают TouchVPN внутри американской компании. «Сейчас проект коммерчески ушел в b2b — интегрируем его с несколькими крупными телеком-компаниями, но продукт для пользователей мы оставили таким, какой он есть, — рассказывает Глотов. — Готовим новую версию с новым классным дизайном и под все мобильные и десктопные платформы».
Кто: Василий Филиппов
Срок работы в «Яндексе»: два года шесть месяцев
Должность: руководитель отдела мобильной дистрибуции
Собственный проект: сервис для проведения научных экспериментов дома MEL Science
В детстве Василий Филиппов хотел стать ученым. Но попасть в эту сферу он смог уже после того, как сделал карьеру программиста и запустил две IT-компании. «В середине 1990-х остаться в науке было трудно, поэтому я выбирал между полуголодным существованием и отъездом из страны», — вспоминает он.
Один из проектов Филиппова — SPB Software — пионер мобильной разработки в России: его команда работала над этим направлением с 2001 года, задолго до массового проникновения смартфонов на рынок. В 2011 году компанию купил «Яндекс»: сумму сделки стороны не раскрывают, в СМИ ее оценивали в $38 млн. Другой проект Филиппова — SPB TV, созданный в 2007 году, — сегодня является лидером рынка мобильного ТВ в странах СНГ.
После продажи SPB Software «Яндексу» Филиппов возглавил направление мобильной дистрибуции крупнейшего российского интернет-поисковика. В этой должности он проработал больше двух лет, после чего понял, что «поисковик справится и без него». Сам предприниматель решил реализовать давние мечты об изменении преподавания науки.
В 2014 году Филиппов придумал MEL Chemistry — сервис, с помощью которого пользователи могут получить набор для проведения химических экспериментов дома. Пока продукт находится на стадии разработки: его готовит команда из шести человек, среди которых победители олимпиад по химии и физике и основатель студии 3D-дизайна. Полноценный запуск проекта и, соответственно, старт продаж назначены на сентябрь 2015 года.
MEL Chemistry будет работать по подписке: за 500 руб. в неделю клиенты будут получать курьером все необходимое для одного-трех интересных экспериментов, рассказал РБК Филиппов. Продукт будет отличаться от химических наборов наподобие «Юного химика», которые «безнадежно застряли в XX веке». Комплекты MEL Chemistry будут учить, а не развлекать, дети смогут сравнить свои результаты с другими пользователями и будут получать наборы регулярно, объясняет основатель.
Кроме наборов команда разрабатывает «виртуальный микроскоп» — мобильное приложение, которое показывает структурную формулу и трехмерные модели молекул, а также подробно рассказывает, как происходит химическая реакция.
В создание MEL Science Филиппов вложил собственные 20 млн руб. — часть денег осталась от продажи SPB Software «Яндексу».