Военная техника, которая останется без украинских комплектующих
Елена Аттикова
Российские и украинские авиационные и военно-промышленные предприятия — части некогда единого советского промышленного комплекса. Многие производственные цепочки сохранились с того времени, но политические события последнего времени, похоже, приведут к разрыву налаженных связей. На прошлой неделе советник министра экономики Украины Каха Бендукидзе предложил прекратить поставки ракет и авиадвигателей в Россию. Еще раньше, в конце мая, вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил о том, что к 10 июня Минпромторг РФ по заказу Министерства обороны представит переработанный план импортозамещения.
За годы сотрудничества российские предприятия получили около 4 тыс. комплектующих украинского производства, подсчитал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Запрет на поставки может ударить и по самой Украине. "Такой шаг можно приравнивать просто к самоубийству", — сказал Пухов. Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с запорожским заводом "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. России в случае прекращения поставок придется налаживать свое производство. По программе вооружения до 2020г. отечественной армии необходимо минимум 3 тыс. вертолетных двигателей. Авиадвигатели могут быть заменены продукцией Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), говорят в "Ростехе". К 2015г. ОДК будет выпускать 500 двигателей полностью из российских комплектующих. Производство организуют на базе петербургского ОАО "Климов". Авиадвигатели, которые сейчас также выпускаются на заводе "Мотор Сич", могут быть замещены продукцией Уфимского моторостроительного производственного объединения (для самолетов-амфибий Бе-200) и петербургского ОАО "Климов" (входит в ОДК). В мае 2013г. Минобороны России заказало шесть Бе-200 на сумму 8,4 млрд руб. Управление кораблестроения ВМФ инициировало создание в России собственной базы для серийного выпуска, но пока российские фрегаты обеспечивает газотурбинными двигателями только украинский завод "Зоря — Машпроект". С межконтинентальными баллистическими ракетами РС-20В "Воевода", поставленными России Южным машиностроительным заводом имени А.М.Макарова, дело обстоит проще: их срок службы подходит к концу. "Воеводу" заменит жидкостная ракета "Сармат", разрабатываемая группой организаций оборонной промышленности во главе с Государственным ракетным центром им. В.П.Макеева.

Вертолет Ка-31
Производитель в России: Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)
Компонент: Двигатель ТВ3-117ВК
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Уникальный боевой вертолет, создан для ВМФ СССР. Это единственный в России вертолет дальнего радиолокационного обнаружения.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вертолет Ка-32
Производитель в России: Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)
Компонент: Двигатель ТВ3-117
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине, крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных работ, строительно-монтажных операций и других целей.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вертолет Ми-17
Производитель в России: Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод
Компонент: Двигатель ТВ3-117
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Модификация Ми-8 считается одной из самых удачных разработок российского вертолетостроения.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вертолет Ми-8МТВ
Производитель в России: Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод
Компонент: Двигатель ТВ3-117
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Еще одна модификация Ми-8, способен взлетать и садиться на высотах до 4000 м и летать на высотах до 6000 м, оснащен системой аварийного приводнения.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вертолет Ми-24
Производитель в России: Ростовский завод "Роствертол" (входит в "Ростех")
Компонент: Двигатель ТВ3-117
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Неофициальное название — "Крокодил", имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Вертолет Ми-28
Производитель в России: Ростовский завод "Роствертол" (входит в "Ростех")
Компонент: Двигатель ТВ3-117
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники в условиях активного огневого противодействия.
Осенью 2011г. холдинг "Вертолеты России" заключил с "Мотор Сич" пятилетний контракт на сумму 1,2 млрд долл., предусматривающий поставку 250-270 вертолетных двигателей в год. Замену двигателя ТВ3-117 может производить Объединенная двигателестроительная корпорация.

Самолет Бе-200ЧС
Производитель в России: Иркутский авиационный завод
Компонент: Двигатель Д-436ТП
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Самолет-амфибия, по ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире. Используется для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозок пассажиров и грузов.
Сейчас по всему миру используется около 1500 таких самолетов. Завод в Иркутске может выпускать по 32 самолета Бе-200 в год. В мае 2013г. Минобороны заказало шесть Бе-200 на 8,4 млрд руб. Двигатели Д-436ТП может выпускать Уфимское моторостроительное производственное объединение.

Ракетный комплекс ядерного вооружения
Производитель в России: нет
Компонент: Межконтинентальные баллистические ракеты РС-20В "Воевода"
Украинский поставщик: Производственное объединение "Южный машиностроительный завод имени А. М.Макарова"
Полностью украинская ракета "Воевода" после 2020г. будет выводиться из эксплуатации из-за истечения срока годности. Сейчас этот ракетный комплекс полностью обслуживают украинские специалисты.
Около 50 ракет "Воевода" поставлено в Ракетные войска стратегического назначения России. 83% российских боеголовок переносят эти ракеты-носители. Одна ракета стоит около 1 млрд руб. "Воеводу" заменит жидкостная ракета "Сармат", разрабатываемая группой организаций оборонной промышленности во главе с Государственным ракетным центром им. В.П.Макеева.

Самолет Ан-148
Производитель в России: Воронежский авиационный завод
Компонент: Двигатель Д-436-148
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработан украинским АНТК им. О.К.Антонова.
Рыночная потребность в самолетах Ан-148 до 2026г. - более 500 машин. Один самолет стоит 30 млн долл. Производство авиадвигателей, подобных двигателям "Мотор Сич", организовано на базе петербургского ОАО "Климов" (входит в ОДК).

Самолет Ан-124 "Руслан"
Производитель в России: Ульяновский Авиастар-СП
Компонент: Двигатель Д-18Т
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Самый большой в мире грузовой самолет, создавался изначально для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.
Потребность мирового рынка в самолетах такого класса оценивается в 200 штук до 2030г. Один самолет в базовой комплектации стоит 300 млн долл. Производство авиадвигателей, подобных двигателям "Мотор Сич", организовано на базе петербургского ОАО "Климов" (входит в ОДК).

Вертолет Ми-26
Производитель в России: Ростовский завод "Роствертол" (входит в Ростех)
Компонент: Двигатель Д-136-2
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Самый большой в мире серийный транспортный вертолет. Серийное производство вертолетов Ми-26 началось в Ростове в 1984г. Вертолеты типа Ми-26 в настоящее время могут быть востребованы во всех регионах мира. Построено более 300 вертолетов для гражданского и военного применения, 40 продано на экспорт.
Стоимость одного вертолета - 21 млн долл. Производство авиадвигателей, подобных двигателям "Мотор Сич", организовано на базе петербургского ОАО "Климов" (входит в ОДК).

Самолет Ан-140
Производитель в России: Самарский завод "Авиакор"
Компонент: Турбовинтовой двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1
Украинский поставщик: Запорожское предприятие "Мотор Сич"
Разрабатывался для замены устаревших самолетов Ан-24 и Ан-26, "Авиакор" начал производить их не с 1997г., когда самолет был запущен в серию, а с 2005г.
Произведено около 30 таких самолетов, стоимость одного самолета – 14-15 млн долл. Производство авиадвигателей, подобных двигателям "Мотор Сич", организовано на базе петербургского ОАО "Климов" (входит в ОДК).

Корабельные энергетические установки для кораблей ВМФ. Большие противолодочные корабли (БПК)
Производитель в России: "Северная верфь" в Санкт-Петербурге
Компонент: Трехвальный газотурбинный двигатель II поколения для морского и промышленного применения UGT 16000 (ДЖ59), трехвальный газотурбинный двигатель IV поколения для морского и промышленного применения UGT 25000 (ДА80, ДН80, ДГ80, ДИ80)
Украинский поставщик: Николаевский завод "Зоря — Машпроект" (входит в "Укроборонпром")
Проектирование БПК началось в 1956г. В числе функций корабля - противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолетов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона.
До 2016г. планируется построить пять газотурбинных двигателей. Первые в истории новой России морские ГТД обошлись оборонному бюджету примерно в 1,4 млрд руб. Инвестиции в разработку российской версии морского ГТД составили около 2 млрд руб.