40 лет БАМу: "стройка века" в лицах
Сорок лет назад началось строительство основного участка Байкало-Амурской магистрали - самого масштабного и дорогого проекта прошлого века. Общая протяженность железной дороги - 4300 км. Она пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов, проходит через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. БАМ возводили всем Советским Союзом. Начиналось строительство силами военнослужащих и заключенных, но в 1974г. Сибирь покорять отправились комсомольские молодежные отряды. Всего в "стройке века" приняли участие более 2 млн человек. Кроме железной дороги, они возводили города и поселки со всей инфраструктурой. Сегодня история БАМа продолжается: в честь юбилея магистраль расширят и модернизируют. РБК вспомнил людей, строивших Байкало-Амурскую магистраль.
Девизом строителей БАМа стали слова "Комсомолец! Эстафету рожденных бурей, закаленных, как сталь, ты сегодня продолжи, строя Байкало-Амурскую магистраль". На фото - юный бамовец из поселка Ния, 1981г.
Идея железной дороги на Дальний Восток появилась еще в XIX веке, однако первые участки БАМа начали строить только в 30-е гг. Вторым днем рождения железной дороги считается 27 апреля 1974г., когда на строительство отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд. Именно тогда началось активное возведение магистрали сразу по нескольким направлениям. На фото - укладка первых звеньев строящейся железнодорожной ветки БАМ - Тында.
В Сибири и на Дальнем Востоке, четез которые проходит БАМ, находятся около четверти лесных запасов страны и месторождений полезных ископаемых. На фото - бригада лесорубов Героя Социалистического Труда Виктора Лакомова (без каски) на просеке.
Многие станции и поселки на БАМе строились одной республикой, областью или городом, что придало им индивидуальность и колорит. Ленинградцы возводили Северобайкальск, армяне - Кюхельбекерскую и Звездную, грузины - Икабью и Нию, украинцы - Новый Ургал, эстонцы - Кичеру. Москвичи строили Тынду и дали улицам соответствующие названия: Красная Пресня, улица Московских Строителей, а также там появилось кафе "Арбат".
Добровольцев, желавших отправиться на строительство БАМа, было так много, что им приходилось проходить отбор. В первую очередь туда отправляли людей, владевших необходимыми для строительства специальностями. Приезжали на БАМ и ученые. На фото - сотрудники Московского института паразитологии собирают материал для исследований в Иркутской области.
Средний возраст строителей был 27 лет. На стройке молодые люди знакомились, влюблялись, заводили семьи. На фото - бамовские молодожены Любовь и Алексей Татариновы в поселке Магистральный, 1974г.
Молодые мамы на прогулке в поселке строителей Золотинка.
Очередь за апельсинами в палаточном поселке Магистральный, 1974г.
Строительство первой школы в поселке Звездный, 1974г.
Школа в поселке Звездный восемь лет спустя. Выпускники готовятся к экзаменам.
Строителям БАМа приходилось работать в суровых условиях, жить в бараках, обходиться без медицинской помощи. Тогда стали появляться сатирические расшифровки аббревиатуры "БАМ" – "Брежнев Абманывает Молодежь".
Вдоль магистрали выросли современные поселки и города. На фото - бригада каменщиков на строительстве города Ургал, 1983г.
За годы стройки было написано множество песен, посвященных БАМу. Проводились даже фестивали бамовской песни, 1984г.
Многие строители БАМа остались там жить. На фото - семья литовского строителя Пранаса Жукаускаса у себя дома, 1981г.
Празднование 35-й годовщины начала строительства БАМа в Тынде.
В 90-е гг. из-за экономических трудностей БАМ стали называть дорогой в никуда, а сегодня, по словам президента Путина, БАМ "в высшей степени востребован". Из средств Фонда национального благосостояния на расширение возможностей БАМа и Транссиба будет выделено 150 млрд руб. Предстоящие модернизационные работы по масштабам будут сопоставимы со строительством БАМа. К 2017г. пропускная способность магистрали должна возрасти с 16 до 32 составов в сутки.