Игра на раздевание: как Playboy менял концепции
Отказавшись в 2015 году от публикации на обложке полностью обнаженных моделей, спустя два года Playboy возвращается к «старому» формату. Сын основателя журнала Купер Хефнер назвал «ошибкой» прошлое решение полностью отказаться от наготы. «Нагота не проблема и никогда ею не была. Сегодня мы возвращаем свою индивидуальность», — написал он.
Основанный в 1953 году 27-летним Хью Хефнером на занятые у родственников $8 тыс. журнал много раз менял свои подходы к форматам, изображая на обложках и самых известных актрис, и героев мультиков. Как менялся Playboy в галерее РБК.
Первоначальное название журнала, который собрался выпускать 27-летний Хефнер, было Stag Party («Холостяцкая вечеринка»). Но за месяц до выхода уже существовавший на тот момент журнал Stag заявил о своих правах на название и Хефнеру пришлось его менять. Под брендом Playboy работала небольшая компания его приятеля по продаже автомобилей.
Первый номер Playboy поступил в продажу в Чикаго 1 декабря 1953 года. На обложке журнала была фотография Мэрилин Монро, хотя сама кинозвезда никогда не позировала для Playboy. Хью Хефнер использовал фотографию актрисы, сделанную на параде «Мисс Америка». На самом журнале не было ни даты, ни номера, поскольку его основатель сомневался — появится ли второй. Но уже первый выпуск был продан более чем 54 тыс. экземпляров. В октябре 2008 года номер из первого тиража был продан на аукционе в Bloomsbury в Лондоне за $3,25 тыс. Впоследствии для журнала будут позировать много известных актрис, включая Софи Лорен, Бриджит Бардо и Катрин Денев.
Знаменитый кролик Банни — логотип Playboy — появился только во втором номере (был создан арт-директором журнала Артуром Полом).
После получения статуса главного мужского журнала, в начале 1960-х Хью Хефнер начинает использовать и серьезные тексты. Так, в 1959 году американский писатель и поэт Джек Керуак, который является основоположником «бит-поколения» в литературе, одним из первых среди прогрессивной интеллигенции появился в Playboy. Он написал для журнала статью «Происхождение разбитого поколения» о пиве, хипстерах и музыкантах. Также в ней писатель осветил свой небольшой рассказ «На дороге», ставший приквелом к самому знаменитому роману «В дороге». В Playboy в разные годы появлялись интервью с Владимиром Набоковым, Фиделем Кастро, Мартином Лютером Кингом, Энди Уорхолом. Совокупный тираж Playboy в США в начале 1970-х превысил 7 млн экземпляров, и это стало рекордом для печатной журнальной индустрии.
Мартовский Playboy 1964 года был посвящен «девушкам России и Железного занавеса», для которого снялись в том числе балерины Большого театра Елена Матвеева, Елена и Криста Рябинкины, латвийская актриса Ева Мурниеце, биолог из Сибири Мария Попова и работницы ГУМа. Еще один «русский» номер вышел в феврале 1990 года с темой номера «Женщины из СССР» — фотосессия моделей проходила на фоне плакатов с Владимиром Лениным и другой советской атрибутикой.
Первый российский Playboy вышел в 1995 году. Первый издатель — холдинг Independent Media, а главным редактором в течение пяти лет был Артемий Троицкий. Своей целью журналист называл «создание интеллектуально-эротического журнала». «Что-то вроде «Нового мира», ну или «Юности», но с голыми девушками», — вспоминал Троицкий позднее о своей работе над журналом.
В 2002 году права на выпуск перешли к Нubert Burda Media, которая является основателем издательского дома «Бурда».
В конце 2016 года стало известно, что российский издатель и американский правообладатель не могут договориться об условиях дальнейшего продления лицензии. Согласно TNS Russia, аудитория российского Playboy неуклонно снижается. В мае—июне 2016 года она составила 668,3 тыс. против 678 тыс. за период декабрь 2015—апрель 2016 года. Для сравнения, в 2011 году ежемесячная аудитория журнала превышала 925 тыс. человек.
Но к февралю 2017-го сторонам удалось найти компромисс — Playboy продолжит выходить в России, но с сокращением тиражей — до 4 номеров в год.
В 2009 году в честь 20-летия мультсериала «Симпсоны», названного журналом Time лучшим сериалом ХХ века, на обложке появилась Мардж Симпсон. Мать культового мультсемейства была изображена на стуле с фирменным кроликом Playboy.
В 2015 году Playboy решается на самое серьезное изменение своей концепции и отказывается от фотографий полностью обнаженных моделей. На такой шаг компания решается из-за конкуренции с интернетом, которую журнал посчитал бессмысленной. Последний номер в «старом» стиле журнал выпустил в марте 2016 года с одной из любимых моделей Хью Хефнера — Памелой Андерсон, которая появлялась на обложке рекордные 30 раз.
Несмотря на возвращение журналу «старой» концепции, планов по его продаже пока компания не отменяла. Весной 2016 года Playboy Enterprises заявил о готовности продать журнал вместе с лицензионными правами и особняком Хефнера за $500 млн. Организатором продажи назначен банк Moelis & Co. Пока удалось продать только особняк и с 50-процентным дисконтом — всего за $100 млн.
Как сообщал The Wall Street Journal, в 2015 году выручка медиаподразделения компании, в которое входит и журнал, составила $38 млн, доход от лицензирования — $55 млн.