Шоковая терапия: как центробанки мира пытались реанимировать свои валюты
Банк России в ночь на 16 декабря повысил ключевую ставку сразу на 6,5 п.п. – до 17%. Это ее крупнейшее повышение с кризисного 1998 года. В сумме за этот год ключевая ставка повышена уже на 11,5 пунктов. В результате сейчас по величине ставки Россия находится на седьмом месте в мире, обгоняя Афганистан с Йеменом (по 15%), но уступая Венесуэле с ее 18,39%.
Центробанки идут на увеличение учетной ставки, чтобы поддержать курс национальной валюты и/или обуздать инфляцию. В случае с Банком России повышение ставки пока не привело к укреплению рубля: после вчерашнего падения более чем на 10% сегодня курс евро в ходе торгов на Московской бирже вырос до рекордных 100 руб., а доллара – до 81 руб.
До России центробанки разных стран неоднократно прибегали к экстренному повышению ставок. РБК изучил, как это происходило и что из этого получалось.
Великобритания
Когда повысили ставку: 16 сентября 1992 года
Размер повышения: с 10 до 15%
Обстоятельства: Банк Англии (на фото слева) повысил ключевую ставку с 10 до 12% утром 16 сентября. Позже этим же днем ставка была повышена до 15%. Регулятор был вынужден пойти на этот шаг, чтобы поддержать стоимость фунта в условиях начавшейся накануне спекулятивной атаки. Ее самым известным автором был Джордж Сорос. Его хедж-фонд Quantum Fund вместе с другими международными инвесторами, осознав, что Банк Англии не сможет отпустить курс фунта ниже диапазона, установленного Европейским механизмом обменных курсов (ERM), интенсивно продавали британскую валюту. Центробанк потратил больше половины своих резервов на удержание курса, и к вечеру 16 сентября («черная среда») Великобритания объявила о выходе из ERM, позволив фунту обесцениться. Спекулятивная атака обошлась казне, по официальным данным, в £3,4 млрд. По другим сведениям, ущерб составил £27 млрд.
Что было после: Высокие процентные ставки Банка Англии в начале 1990-х годов были одной из причин завышенной стоимости фунта. Переоцененная национальная валюта повлекла за собой рецессию. Однако к середине 1990-х экономика адаптировалась к новым условиям. «Черная среда» ознаменовала собой слом всей прежней системы обменных курсов в Европе.
Исландия
Когда повысили ставку: 28 октября 2008 года
Размер повышения: с 12 до 18%
Обстоятельства: Осенью 2008 года Исландия потерпела финансовое бедствие такого масштаба, которого не знало ни одно экономически развитое государство в истории. Корень зла следовало искать в неимоверно разросшемся перед кризисом банковском секторе северной островной страны. Крупнейшие исландские кредиторы Kaupthing, Landsbanki и Glitnir превратились в коммерческие и инвестиционные банки международного значения – на пике роста их совокупные активы в десять раз превышали ВВП Исландии. Но и обязательства этих банков в разы превосходили размер исландской экономики. Поэтому когда кредитные рынки застыли после краха Lehman Brothers в США, банковские колоссы Исландии оказались неплатежеспособны.
Исландская крона, которая была свободно плавающей валютой, обрушилась к евро на 60% в октябре–ноябре 2008 года. Для стабилизации валюты и остановки оттока капитала Центробанк Исландии (Sedlabanki) наложил ограничения на движение капитала и резко поднял процентные ставки. 28 октября 2008 года ЦБ повысил ключевую ставку с 12% до рекордных 18%. Повышение ставки было согласовано с МВФ, который выделил Рейкьявику стабилизационный кредит на $2 млрд. Интересно, что за две недели до этого исландский Центробанк, напротив, понизил ставку – на 3,5 пункта, до 12%.
Что было после: Учетная ставка ЦБ продержалась на рекордном уровне в 18% недолго: уже в начале 2009 года Sedlabanki начал ослаблять монетарную политику и к июню того же года вернул ставку к 12%. После относительной стабилизации финансовых условий ЦБ мог позволить себе переориентироваться на борьбу с рецессией. В целом исландский опыт борьбы с кризисом оказался весьма успешным, учитывая масштаб финансовых разрушений. Экономика вышла из рецессии в конце 2010 года. Однако ограничения на движение капитала (capital controls) все еще сохраняются.
Венгрия
Когда повысили ставку: 22 октября 2008 года
Размер повышения: с 8,5 до 11,5%
Обстоятельства: Венгрия присоединилась к Евросоюзу в 2004 году и считалась одной из наиболее быстро адаптировавшихся к рыночной экономике стран Восточной Европы. Но несмотря на интенсивный рост производства, в 2006 году страна столкнулась с рецессией, а в 2008 году – с валютным кризисом. Экономика Венгрии была уязвима из-за высокого внешнего долга, который составлял 90% от ВВП. К тому же частный сектор активно кредитовался в иностранной валюте – в евро или швейцарских франках.
Еще 20 октября 2008 года глава Центрального банка Венгрии уверял, что банковской системе страны не грозит кризис, и призвал не сравнивать Венгрию с Исландией (которая одновременно с этим терпела финансовое бедствие). Но венгерская валюта форинт продолжила падение, доверие к банкам со стороны населения было подорвано. К моменту решения о повышении ставки форинт обесценился к евро на 16% с начала октября.
Что было после:
Через несколько дней после решения ЦБ о повышении ставки МВФ и венгерское правительство согласовали кредит в размере $15,7 млрд, еще $8,4 млрд обещал выделить Евросоюз и $1,3 млрд – Всемирный банк. Стабилизационная программа была направлена на консолидацию бюджета через сокращение зарплат госслужащим и пенсий. В банковском секторе была проведена рекапитализация.
Но обесценение национальной валюты и политика урезания расходов под эгидой МВФ подтолкнули Венгрию к глубокому экономическому спаду. Реальный ВВП упал на 6,7% в годовом исчислении в первом квартале 2009 года, уровень безработицы вырос с 2,2 до 9,9%, а инфляция к маю достигла 3,8%. Центробанк Венгрии принял решение немного сократить ключевую ставку (до 11%) уже через месяц после неожиданного ее повышения и продолжал ее постепенно снижать – задача оживления экономической активности вышла на первый план. Форинт же продолжил падение и в марте 2009 года достиг исторического минимума на уровне 317 за евро.
Кения
Когда повысили ставку: 1 ноября 2011 года
Размер повышения: с 11 до 16,5%
Обстоятельства: 1 ноября 2011 года кенийский Центробанк поднял свою ключевую ставку на 5,5 п.п., до 16,5%. Месяцем ранее ЦБ повысил ставку с 7 до 11%. Таким образом, ключевая ставка выросла за короткий срок более чем вдвое.
Причиной такого шага был скачок инфляции, «драйвером» которой выступили цены на продовольствие и топливо. Еще в конце 2010 года рост потребительских цен в Кении составлял всего лишь около 4% в годовом исчислении. Но затем инфляция начала разгоняться и к октябрю 2011 года достигла 18,9%.
Центробанк Кении объяснял резкое ужесточение монетарных условий необходимостью сдерживания инфляционных ожиданий в частном секторе и одновременно стабилизации национальной валюты. Курс кенийского шиллинга в январе–октябре 2011 года упал к доллару на 19%, что на тот момент было сильнейшим падением среди всех валют в том году.
Что было после: В ноябре 2011 года, после резкого повышения ставки Центробанка, национальное статистического бюро KNBS прогнозировало, что инфляция в Кении сократится примерно до 12% через полгода. Но сначала инфляция в стране достигла пика – 19,7% в декабре 2011 года. Тогда же кенийский ЦБ поднял учетную ставку до 18%. Затем темпы роста потребительских цен действительно начали падать. В июле 2012 года показатель составлял уже 10%, а сейчас равен 6,1%. Курс шиллинга к доллару стабилизировался.
Турция
Когда повысили ставку: 28 января 2014 года
Размер повышения: с 7,75 до 12%
Обстоятельства: 28 января 2014 турецкий Центробанк неожиданно повысил процентные ставки. В частности, ставка по кредитам overnight выросла с 7,75% сразу до 12%. Причиной агрессивного ужесточения денежно-кредитной политики стали несколько факторов. Курс турецкой лиры за весь 2013 год снизился по отношению к доллару более чем на 10% – падение было затяжным, но не драматическим. Но в начале 2014 года давление на лиру усилилось под влиянием решения ФРС США приступить к сворачиванию стимулирующей программы «количественного смягчения». Неблагоприятный внешний фон дополнялся снижением индексов деловой активности в Китае, которое спровоцировало отток инвестиций из развивающихся экономик. Реагировать на ухудшение международной конъюнктуры был вынужден не только турецкий Центробанк: в 2013 году – начале 2014 года учетные ставки повышали Россия, Индия и Бразилия, а в Аргентине произошла девальвация песо.
Что было после: Официально повышение ставок турецкий ЦБ обосновал борьбой с инфляцией. В декабре 2013 года рост потребительских цен составил в годовом исчислении 7,4%. Впрочем, январский шаг регулятора не оказал существенного влияния на инфляцию. Она продолжала расти, достигнув в мае 9,7%. На ноябрь 2014 года рост потребительских цен составил 9,15% в годовом исчислении.
Отчасти поэтому Анкара не спешит возвращать уровень ставок к прошлогодним значениям. После небольшого их понижения летом ставка кредитования overnight держится на уровне 11,25%. Единственным плюсом повышения ставок стала стабилизация валютного курса.