Годовщина падения «Боинга»: какие последствия имела трагедия на Украине
Новые санкции против России и ухудшение отношений с Западом
Пассажирский Boeing 777 Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. Первая реакция международных лидеров на крушение была достаточно сдержанной. Но по мере того, как публиковались подробности катастрофы, главенствующей на Западе стала точка зрения, согласно которой лайнер был сбит ополченцами Донбасса из зенитного ракетного комплекса «Бук», поставленного Россией.
В конце июля прошлого года Евросоюз и США ввели секторальные санкции против российской экономики, в частности в отношении концерна ПВО «Алмаз-Антей» — производителя «Буков». Госбанкам, включая ВТБ и Сбербанк, был ограничен доступ к долгосрочному финансированию, иностранцы заморозили совместные проекты с российскими нефтяными компаниями и т.д. Перечень мер был составлен еще в марте Вашингтоном (президент США Барак Обама подписал указ, из которого следовало, что под санкциями могут оказаться не только отдельные люди, ответственные за события в Крыму, но и целые отрасли), но именно происшествие с Boeing ускорило их принятие.
В конце июня 2015-го ЕС продлил действие санкций до 31 января 2016 года, ограничения со стороны Штатов являются бессрочными.
Западная пресса сообщала, что лидеры отдельных стран начали избегать общения с российским президентом. В частности, это происходило на саммите «Большой двадцатки» в Брисбене в ноябре 2014 года. Путин покинул саммит раньше срока, в Кремле это объяснили рабочим графиком
Кадровые перестановки в ДНР и ЛНР
В течение нескольких недель после падения самолета лидеры ополченцев ушли в отставку. Глава правительства непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай оставил должность 7 августа, объяснив, что приходил как кризисный менеджер и его миссия завершена. «Теперь ДНР — настоящее государство. Она обладает правительством, вооруженными силами. Республика стала субъектом международного права», — заявил Бородай.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов предположил, что добровольная отставка может быть связана с крушением самолета: «Бородай прекрасно понимает, что нужно улучить момент и куда-то исчезнуть […] То, что он посвящен в историю малайзийского «Боинга», и это самая уязвимая история, которая в нем есть (и личностная, и общественная) — это точно». Именно 17 июля, по мнению Муратова, стало точкой отсчета, после которой ополченцы «перестали слушать каких-то указаний» и Москва сделала ставку на компрометацию донецких лидеров, в первую очередь министра обороны ДНР Игоря Стрелкова (Гиркина).
Вечером 17 июля в социальной сети «ВКонтакте» администраторы группы, публиковавшие военные сводки от имени Стрелкова, сообщили, что ополченцы «только что в районе Тореза сбили Ан-26». Впоследствии сообщение было удалено. Сам министр обороны подал в отставку 14 августа, через неделю после Бородая. Осенью он заявил, что его уход с должности был связан со ставкой на мирное урегулирование, в связи с чем его «пребывание было признано нецелесообразным».
В один день со Стрелковым в отставку подал глава самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Валерий Болотов, сославшись на последствия ранения, полученные при покушении тремя месяцами ранее. Еще через неделю, 20 августа, свою должность покинул Марат Баширов, премьер-министр ЛНР и «правая рука» Болотова
На фото: Игорь Стрелков (слева) и Александр Бородай
Информационная война версий
В то время как западные СМИ придерживались версии о том, что Boeing был сбит ополченцами ракетой из зенитного комплекса, который им предоставила Россия, в российских медиа появлялись самые разные подробности на этот счет, вплоть до самых конспирологических.
Одной из официальных версий российского руководства (ее, в частности, придерживается Следственный комитет России) стало предположение о том, что Boeing был сбит самолетом Су-25 ВВС Украины с помощью ракеты класса «воздух — воздух». О возможной причастности украинских военных впервые сообщил телеканал RT (бывший Russia Today) со ссылкой на сообщение в Twitter некоего испанского диспетчера Карлоса, который якобы работал в киевском аэропорту Борисполь. «Военные самолеты пролетали рядом с 777 за три минуты перед тем, как он исчез с радаров, всего три минуты», — процитировал телеканал.
Впоследствии эту версию подхватили другие российские СМИ. Однако в госкомпании «Украэрорух» опровергли существование такого сотрудника, более того — закон запрещает лицам, не имеющим украинского гражданства, работать в авиационных службах. Twitter-аккаунт «Карлоса» (@spainbuca) был вскоре заблокирован, и никому из журналистов не удалось с ним связаться. «Новая газета» отмечает, что впервые загадочный испанский диспетчер появился в информационном поле на сайте Russia Today 9 мая 2014-го, где на фоне фотографии с закрытым лицом рассказывалось, как диспетчеру-иностранцу угрожают в Киеве за его антиукраинскую позицию
Одна из самых невероятных версий, которую выдвинул тогдашний министр обороны ДНР Игорь Стрелков (его мнение опубликовал портал «Русская весна» и перепечатал сайт «Вести.ru»), состояла в том, что пассажиры самолета были мертвы еще до его падения. Он ссылался на очевидцев, которые отметили, что тела погибших были «несвежие», как будто люди погибли за несколько дней до этого, а среди обломков было обнаружено большое количество медикаментов и «сыворотки крови»
Возникновение частных расследовательских групп
Поиски истинной причины катастрофы Boeing увлекли блогеров во всем мире — любительские расследования стали настоящим бумом. Выделяется группа «детективов-любителей» Bellingcat, проводящая наиболее полную и дотошную работу по выяснению всех обстоятельств гибели самолета.
Любительскими расследованиями Хиггинс занялся весной 2012 года: временно безработный компьютерщик решил завести свой блог, просто чтобы убить время. Уже к осени он закончил свое первое расследование, посвященное незаконному использованию кассетных бомб сирийской армией: для этого он собрал и изучил свыше 500 роликов на YouTube. Через год Хиггинс объявил об использовании сирийцами самодельных бомб (из наполненных взрывчаткой бочек), а вскоре занялся расследованием химических атак в Дамаске.
Собственное бюро расследований Хиггинс создал всего за несколько дней до крушения самолета: 14 июля 2014-го он сообщил о запуске проекта Bellingcat на сайте «народного финансирования» Kickstarter. К середине августа проект собрал необходимые £47 тыс. Принцип работы Bellingcat — использование открытых источников информации (записей в соцсетях и блогах, видеороликов, спутниковых снимков) и анализ их при помощи общедоступных программ и средств. Помимо Хиггинса в группе участвуют еще восемь анонимных добровольцев-сыщиков. Всего в блоге Bellingcat к настоящему времени имеется 48 отдельных статей, посвященных крушению Boeing.
В начале июня Bellingcat обвинил Министерство обороны РФ в использовании поддельных снимков. По мнению исследователей, снимки российских военных, датированные 14 и 17 июля 2014 года, на которых виден украинский «Бук», были сделаны как минимум на месяц раньше. Концерн «Алмаз-Антей» использовал фото в своей презентации, доказывающей, что Boeing мог быть сбитым ракетой лишь устаревшей модификации «Бука», которая есть на вооружении украинских военных. «Алмаз-Антей» опроверг это обвинение, отметив, что были использованы только материалы, предоставленные голландской стороной по итогам предварительного расследования катастрофы
Попытки реформы системы оповещения о рисках для полетов
Одним из главных остается вопрос, почему самолет малайзийских авиалиний выполнял рейс над зоной боевых действий. Формально Boeing летел выше отметки 9,8 тыс. м, ниже которой украинское воздушное пространство было закрыто накануне катастрофы, но это не помогло избежать крушения. Полностью закрыть небо может только страна. Если этого не произошло, авиакомпании принимают решение — лететь над возможно опасной территорией или нет — самостоятельно, часто выбирая риск вместо дополнительных расходов на топливо для облета.
Спустя неделю после падения самолета Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации при ООН (ICAO) объявили о создании рабочей группы, которая должна была разработать новые правила по координации и обмену информацией о рискованности полетов над конфликтными зонами. Результатом нескольких встреч группы стало создание в апреле 2015 года базы данных на сайте ICAO, куда представители авиационных властей могут вносить информацию о рискованных для полетов зон.
Так, по Украине сейчас доступен украинский NOTAM (notice to airmen — уведомление для авиаторов) о закрытии неба над восточной частью страны и Крымом. Также в базе содержится запрет США на полеты американских авиакомпаний (национальный авиарегулятор также может запретить компаниям летать над определенными зонами) над этими территориями до конца 2016 года и запрет Франции на полеты над всей украинской территорией до 17 июля 2016-го.
Однако новацию ICAO раскритиковали в Нидерландах: руководитель по безопасности авиакомпании KLM Бен Свагерман заявил изданию Telegraaf, что база данных, на которые ICAO планирует тратить $2,5 млн в год, не имеет смысла и через год после трагедии на Украине десятки пассажиров по-прежнему ежедневно подвергаются риску, поскольку самолеты летают над зонами военных конфликтов, таких как Мали, Южный Судан или Синайский полуостров. Голландские авиаперевозчики потребовали у руководства страны ужесточить контроль над проблемой на национальном уровне
На фото: президент совета ICAO Олумуива Бернард Алиу
Крах и реструктуризация Malaysia Airlines
Для малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines, которой принадлежал упавший под Донецком Boeing 777, катастрофа стала последней каплей. Национальный перевозчик Малайзии в течение нескольких лет был убыточен, а исчезновение в марте 2014-го самолета над Южно-Китайским морем и затем крушение на Украине привели компанию на грань финансовой катастрофы.
В своем последнем финансовом отчете перед делистингом на бирже — по итогам третьего квартала 2014-го — Malaysia Airlines зафиксировала убыток в размере 576 млн ринггит (около $157 млн) — самый большой квартальный минус с 2011 года.
На реорганизацию авиакомпании суверенный фонд Малайзии Khazanah Nasional Bhd, национализировавший ее в декабре 2014-го, планирует потратить $1,66 млрд. В качестве кризис-менеджеров пригласили иностранцев: немец Кристоф Мюллер, имеющий опыт «возвращения к жизни» ирландской авиакомпании Aer Lingus, стал исполнительным директором, а Питер Белью из ирландского лоукостера Ryanair — операционным директором.
Мюллер заявил 1 июня, что Malaysia Airlines фактически находится в состоянии технического банкротства. В рамках реструктуризации штат авиакомпании сокращен на 6 тыс. сотрудников (осталось 14 тыс.), также планируется продать несколько дальнемагистральных самолетов, в том числе Boeing 747-400, способных вместить до 624 пассажиров. Новая авиакомпания, которая, по данным источников Reuters, может получить новую «ливрею» (окраску бортов самолетов) и название, начнет функционировать в сентябре.
На фото: СЕО Malaysia Airlines Кристоф Мюллер
Активизация международного правосудия
Необходимость расследования причин катастрофы и наказания виновных оживила дискуссии о формах осуществления международного правосудия. Малайзия, Австралия, Нидерланды, Бельгия и Украина 14 июля обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой о создании международного уголовного трибунала. Как говорится в сообщении Министерства иностранных дел Австралии, он должен «стать лучшим способом осуществления правосудия».
Совбез ООН в 1990-е годы создавал международные уголовные трибуналы. Один из них — Международный трибунал по бывшей Югославии — был образован в 1993 году, другой — по Руанде — в 1994 году. Деятельность обоих трибуналов подвергалась критике со стороны как политиков, так и юристов. Оспаривалась их объективность, а также само право Совбеза ООН создавать такие органы.
Помешать созданию международного трибунала может Россия, обладающая правом вето в Совбезе ООН. Москва уже заявила, что считает трибунал «неадекватным механизмом» для определения и наказания виновных в катастрофе.
В случае отказа Совбеза ООН удовлетворить прошение Малайзия и другие страны могут обратиться в Генассамблею ООН, которая является высшим органом в этой международной организации, с повторной просьбой.
Не исключено достижение неофициальных договоренностей по образцу ливийских: в 1999 году Ливия согласилась выдать своих граждан, подозреваемых в организации взрыва Boeing 747 над шотландским Локерби, для проведения суда. Процесс состоялся в Нидерландах, но по шотландским законам. В обмен на снятие санкций Ливия согласилась выплатить родственникам жертв по $10 млн