Экспериментальная площадка: шесть причин не открывать бизнес в столице
Депутаты и столичные власти в начале ноября взбудоражили бизнес идеей провести в Москве «классический налоговый эксперимент» с введением муниципальных сборов, ставки которых изменяются сотнями тысяч рублей в квартал. Появление законопроекта, плода совместного творчества московских чиновников и главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, объясняют борьбой с неплательщиками налогов и желанием пополнить столичный бюджет.
Представители бизнеса утверждают, что эти цели достигнуты не будут, а новые сборы повысят нагрузку на добросовестных плательщиков.
Ситуацию с московским бюджетом бедственной назвать нельзя. Достаточно упомянуть, что в 2015 году свыше четверти расходов (402 млрд руб.) московские власти направляют на инвестиции в строительство. Для большинства других регионов такой объем стройки – недоступная роскошь.
Ограничение муниципальных сборов, которые ранее предполагались для всей России, только Москвой (согласно законопроекту, их могут ввести также в Санкт-Петербурге и Севастополе), бизнесу объяснили техническими причинами: в городах федерального значения их легче администрировать.
«Если рассуждать цинично, то всем остальным регионам нужны деньги просто на жизнь, а Москве – на масштабные проекты: выстроить спортивные сооружения к 2018 году, – считает глава налогового комитета «Деловой России» Марина Зайкова. – А в сегодняшней ситуации, когда цены на сырье пошли вниз, ищутся возможности, как Москва заработает. Других причин я не вижу».
«Московские чиновники активно продвигают свои инициативы в Госдуме и правительстве: буквально ходят по кабинетам, договариваются с федеральными чиновниками, сидят на слушаниях, – отмечает источник РБК, близкий к федеральному правительству. – В результате появляются федеральные законы, адаптированные специально для Москвы».
«А не хватит ли экспериментов над московским бизнесом?» – спрашивает от лица малых предпринимателей вице-президент «Опоры России» Алексей Небольсин. Уровень нагрузки в столице и без того выше, чем в других регионах, вторит Зайкова, об этом всегда было известно: «Если уж ты в Москве взялся работать, ты должен быть морально готов несколько больше платить за то, что ты в столице находишься».
Многие предприниматели сомневаются в своей готовности продолжать деятельность, если будут введены муниципальные сборы. РБК собрал шесть основных причин, которые вкупе со сборами могут испортить деловой настрой московским бизнесменам.
![Имущественный налог на основе кадастровой стоимости: все выше и выше
Поправки в Налоговый кодекс, принятые в 2013 году, дали возможность регионам менять правила взимать налог на имущество не по балансовой стоимости помещений, как раньше, а по кадастровой, которая значительно выше. Готовность ввести новую систему сразу высказала только Москва, и с 2014 года для столичных бизнесменов налоговая нагрузка выросла.
«Определенные объекты стали облагаться по кадастровой стоимости: торговые, административные, офисные, если более 20% их площади используется таким образом или вид разрешенного использования земли, на котором они расположены, соответствует такому виду использования, – поясняет замруководителя налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский. – Если вид разрешенного использования (земли) – административный центр, то даже если у тебя там туалет стоит, все равно он будет [облагаться налогом] по кадастровой стоимости». В этом году приняли аналогичные изменения для физических лиц, напоминает юрист.
В результате налог на имущество в Москве сегодня в два-три раза выше, чем в других регионах, по оценке Небольсина из «Опоры России». А в следующем году регион еще увеличит ставку: с 0,9 до 1,2% от кадастровой стоимости объекта.
Круг плательщиков тоже расширяется: если в этом году налог касается помещений свыше 5 тыс. кв. м, то в следующем порог – уже 3 тыс. кв. м. Кроме того, налог будут обязаны платить и малые компании на упрощенных режимах налогообложения, которые до сих пор были от него освобождены.
Другие регионы пока готовятся вводить налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года, а некоторые субъекты отложили новацию на более поздний период.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/41/284159856507415.jpg)
Имущественный налог на основе кадастровой стоимости: все выше и выше
Поправки в Налоговый кодекс, принятые в 2013 году, дали возможность регионам менять правила взимать налог на имущество не по балансовой стоимости помещений, как раньше, а по кадастровой, которая значительно выше. Готовность ввести новую систему сразу высказала только Москва, и с 2014 года для столичных бизнесменов налоговая нагрузка выросла.
«Определенные объекты стали облагаться по кадастровой стоимости: торговые, административные, офисные, если более 20% их площади используется таким образом или вид разрешенного использования земли, на котором они расположены, соответствует такому виду использования, – поясняет замруководителя налоговой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский. – Если вид разрешенного использования (земли) – административный центр, то даже если у тебя там туалет стоит, все равно он будет [облагаться налогом] по кадастровой стоимости». В этом году приняли аналогичные изменения для физических лиц, напоминает юрист.
В результате налог на имущество в Москве сегодня в два-три раза выше, чем в других регионах, по оценке Небольсина из «Опоры России». А в следующем году регион еще увеличит ставку: с 0,9 до 1,2% от кадастровой стоимости объекта.
Круг плательщиков тоже расширяется: если в этом году налог касается помещений свыше 5 тыс. кв. м, то в следующем порог – уже 3 тыс. кв. м. Кроме того, налог будут обязаны платить и малые компании на упрощенных режимах налогообложения, которые до сих пор были от него освобождены.
Другие регионы пока готовятся вводить налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года, а некоторые субъекты отложили новацию на более поздний период.
![Получение разрешений: услуга, которую нельзя не купить
Прежде чем приступить к своей деятельности, предпринимателю необходимо получить от властей разрешения на некоторые действия. Пример – размещение вывески над магазином или кафе. В Москве это требует прохождения сложной бюрократической процедуры с соблюдением множества правил, установленных постановлением города от 25.12.2013 №902-ПП. Иначе последует демонтаж вывески и штраф до 1 млн руб. Ряд услуг, установленных процедурой, платные.
Вывеска, которую московские чиновники называют «информационной конструкцией», должна соответствовать десяткам параметров по размеру и дизайну, находиться на определенном расстоянии от фасада и входа в помещение, висеть в одной плоскости с другими вывесками и т.п.
Чтобы получить разрешение на вывеску, бизнесмен должен заказать специальный дизайн-проект организации, которая имеет допуск к таким видам работ.
Затем этот проект необходимо направить на согласование в Москомархитектуру вместе с пакетом документов. Например, правоустанавливающие документы на земельный участок, поэтажный план помещения и заключение о техническом состоянии конструкций здания. При этом сама «государственная услуга» по утверждению проекта бесплатна, но сопутствующие услуги, например предоставление поэтажного плана и других документов, – платные.
«Все разрешительные действия в Москве обходятся намного дороже, чем в других регионах: реклама, кадастровый паспорт – официальные платежи от 20 тыс. доходят до нескольких сотен тысяч рублей. 60 тыс. стоит планировка земельного участка», – комментирует Небольсин. Есть у бизнеса и другие расходы, например денег стоит и оформление договора с МОЭК по электроэнергии – «ничего бесплатно не делается».](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/40/284159856507402.jpg)
Получение разрешений: услуга, которую нельзя не купить
Прежде чем приступить к своей деятельности, предпринимателю необходимо получить от властей разрешения на некоторые действия. Пример – размещение вывески над магазином или кафе. В Москве это требует прохождения сложной бюрократической процедуры с соблюдением множества правил, установленных постановлением города от 25.12.2013 №902-ПП. Иначе последует демонтаж вывески и штраф до 1 млн руб. Ряд услуг, установленных процедурой, платные.
Вывеска, которую московские чиновники называют «информационной конструкцией», должна соответствовать десяткам параметров по размеру и дизайну, находиться на определенном расстоянии от фасада и входа в помещение, висеть в одной плоскости с другими вывесками и т.п.
Чтобы получить разрешение на вывеску, бизнесмен должен заказать специальный дизайн-проект организации, которая имеет допуск к таким видам работ.
Затем этот проект необходимо направить на согласование в Москомархитектуру вместе с пакетом документов. Например, правоустанавливающие документы на земельный участок, поэтажный план помещения и заключение о техническом состоянии конструкций здания. При этом сама «государственная услуга» по утверждению проекта бесплатна, но сопутствующие услуги, например предоставление поэтажного плана и других документов, – платные.
«Все разрешительные действия в Москве обходятся намного дороже, чем в других регионах: реклама, кадастровый паспорт – официальные платежи от 20 тыс. доходят до нескольких сотен тысяч рублей. 60 тыс. стоит планировка земельного участка», – комментирует Небольсин. Есть у бизнеса и другие расходы, например денег стоит и оформление договора с МОЭК по электроэнергии – «ничего бесплатно не делается».
![Штрафы: «ползучие» сборы, которых формально не существует
Неосторожного бизнесмена подстерегают штрафы, оспорить которые крайне сложно. В Москве бизнес штрафуют чаще и на большие суммы, потому что в регионах считается, что у бизнеса денег нет, а в Москве – есть, отмечает Небольсин из «Опоры». «Это ползучие скрытые сборы, которые окружают нас каждый день, и им подвержен каждый предприниматель, а собираются они, как бусинки на ниточку. У нас более ста проверяющих инстанций», – объясняет Зайкова из «Деловой России». Каждая из них приходит к бизнесмену «с раскрытым клювом, требуя «червяка», иронизирует она.
В качестве примера она приводит Объединение административно-технических инспекций, чьи сотрудники «гуляют вокруг принадлежащей тебе собственности, фотографируют мусор, опрашивают прохожих, и если они говорят, что это твой мусор, – тебе присылает штраф». Доказать, что мусор чужой, невозможно, говорит Зайкова.
Несправедливые штрафы, бывает, выписывают и пожарные, отмечает она. Например, за складирование негорючих красок запросто можно получить штраф, как за хранение взрывчатых веществ. «А если ты не платишь добровольно, то инстанции обращаются в суд, где для них действует ускоренный порядок», – продолжает эксперт. Дело рассматривается за десять дней и вступает в силу за один день. «И вот у тебя уже все опечатано за хранение пожароопасных веществ. Никого не интересует, что они не пожароопасные: или ты платишь, или тебе на 60 дней приостанавливают деятельность».
О многих штрафах предприниматель даже не подозревает, пока не столкнется на практике: они не регулируются ни федеральными, ни региональными правовыми актами, а лишь подзаконными актами самих ведомств. Изучить их все обычному бизнесмену без штата юристов – задача непосильная, уверена эксперт.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/42/284159856507423.jpg)
Штрафы: «ползучие» сборы, которых формально не существует
Неосторожного бизнесмена подстерегают штрафы, оспорить которые крайне сложно. В Москве бизнес штрафуют чаще и на большие суммы, потому что в регионах считается, что у бизнеса денег нет, а в Москве – есть, отмечает Небольсин из «Опоры». «Это ползучие скрытые сборы, которые окружают нас каждый день, и им подвержен каждый предприниматель, а собираются они, как бусинки на ниточку. У нас более ста проверяющих инстанций», – объясняет Зайкова из «Деловой России». Каждая из них приходит к бизнесмену «с раскрытым клювом, требуя «червяка», иронизирует она.
В качестве примера она приводит Объединение административно-технических инспекций, чьи сотрудники «гуляют вокруг принадлежащей тебе собственности, фотографируют мусор, опрашивают прохожих, и если они говорят, что это твой мусор, – тебе присылает штраф». Доказать, что мусор чужой, невозможно, говорит Зайкова.
Несправедливые штрафы, бывает, выписывают и пожарные, отмечает она. Например, за складирование негорючих красок запросто можно получить штраф, как за хранение взрывчатых веществ. «А если ты не платишь добровольно, то инстанции обращаются в суд, где для них действует ускоренный порядок», – продолжает эксперт. Дело рассматривается за десять дней и вступает в силу за один день. «И вот у тебя уже все опечатано за хранение пожароопасных веществ. Никого не интересует, что они не пожароопасные: или ты платишь, или тебе на 60 дней приостанавливают деятельность».
О многих штрафах предприниматель даже не подозревает, пока не столкнется на практике: они не регулируются ни федеральными, ни региональными правовыми актами, а лишь подзаконными актами самих ведомств. Изучить их все обычному бизнесмену без штата юристов – задача непосильная, уверена эксперт.
![ЕНВД: льгота, которая для Москвы не существует
Право вводить единый налог на вмененный доход российские регионы получили с 2003 года для упрощения жизни малому бизнесу и снижения налогов. Уплата этого налога заменяет три других: НДС, налог на имущество и на прибыль. Кроме того, ЕНВД с оговорками было позволено уменьшать на сумму уплаченных страховых взносов.
Местные власти могут распространить ЕНВД на бытовые услуги, ремонт, розничную торговлю, но московские власти воздержались от его введения. С 2008 года ЕНДВ в столице действовал только в отношении услуг по распространению наружной рекламы и был отменен с 2011 года.
«Цель дифференциации (уровня ставок налогов в регионах) – заинтересовать предпринимателей приоритетных отраслей для субъекта в расширении деятельности, дать возможность дополнительного инвестирования бизнеса… за счет высвободившихся средств», – говорит юрист Европейской юридической службы Ирина Серова. С этой же целью был принят и ЕНВД, отмечает она: этот налог особенно важен «при откровенно низкой экономической и юридической грамотности начинающих предпринимателей». То, что Москва не вводила этот налог, объясняется более высокими по сравнению с установленной базовой доходностью доходами предпринимателей, считает Серова.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/00/284159856507009.jpg)
ЕНВД: льгота, которая для Москвы не существует
Право вводить единый налог на вмененный доход российские регионы получили с 2003 года для упрощения жизни малому бизнесу и снижения налогов. Уплата этого налога заменяет три других: НДС, налог на имущество и на прибыль. Кроме того, ЕНВД с оговорками было позволено уменьшать на сумму уплаченных страховых взносов.
Местные власти могут распространить ЕНВД на бытовые услуги, ремонт, розничную торговлю, но московские власти воздержались от его введения. С 2008 года ЕНДВ в столице действовал только в отношении услуг по распространению наружной рекламы и был отменен с 2011 года.
«Цель дифференциации (уровня ставок налогов в регионах) – заинтересовать предпринимателей приоритетных отраслей для субъекта в расширении деятельности, дать возможность дополнительного инвестирования бизнеса… за счет высвободившихся средств», – говорит юрист Европейской юридической службы Ирина Серова. С этой же целью был принят и ЕНВД, отмечает она: этот налог особенно важен «при откровенно низкой экономической и юридической грамотности начинающих предпринимателей». То, что Москва не вводила этот налог, объясняется более высокими по сравнению с установленной базовой доходностью доходами предпринимателей, считает Серова.
![Налог с продаж: гроза предпринимателей, которая прошла мимо
Вернуть в Россию налог с продаж неожиданно предложил в июле министр финансов Антон Силуанов. При ставке до 3% он мог приносить регионам 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Эксперты и бизнес выступили резко против, указав, что с появлением налога возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы.
Некоторые ведомства и эксперты указывали на существенные инфляционные риски. Минэкономразвития оценило влияние налога на рост цен в 1 п.п., ЦБ – в 1–1,5 п.п.
На самом деле идея пришла не из Минфина, а из правительства Москвы, которое рассчитывало пополнить бюджет, сообщали тогда источники РБК в федеральном правительстве и деловом сообществе. А в августе, в разгар бурной дискуссии по налогу с продаж, глава столичного департамента экономполитики Максим Решетников даже собрал малый бизнес на закрытое совещание и объявил, что поднимать шум по этому поводу не стоит, так как целью налога с продаж станет «большой ретейл», рассказывают участники той встречи. Но уже тогда он дал понять, что без новаций для малого бизнеса не обойдется, и предложил концепцию нового обязательного сбора.
Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании у президента, после чего Антон Силуанов сообщил, что власти отказались от этой идеи. Спустя два дня на Сочинском инвестфоруме Дмитрий Медведев предложил предоставлять регионам право вводить обязательные сборы для некоторых видов деятельности.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/44/284159856507446.jpg)
Налог с продаж: гроза предпринимателей, которая прошла мимо
Вернуть в Россию налог с продаж неожиданно предложил в июле министр финансов Антон Силуанов. При ставке до 3% он мог приносить регионам 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Эксперты и бизнес выступили резко против, указав, что с появлением налога возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы.
Некоторые ведомства и эксперты указывали на существенные инфляционные риски. Минэкономразвития оценило влияние налога на рост цен в 1 п.п., ЦБ – в 1–1,5 п.п.
На самом деле идея пришла не из Минфина, а из правительства Москвы, которое рассчитывало пополнить бюджет, сообщали тогда источники РБК в федеральном правительстве и деловом сообществе. А в августе, в разгар бурной дискуссии по налогу с продаж, глава столичного департамента экономполитики Максим Решетников даже собрал малый бизнес на закрытое совещание и объявил, что поднимать шум по этому поводу не стоит, так как целью налога с продаж станет «большой ретейл», рассказывают участники той встречи. Но уже тогда он дал понять, что без новаций для малого бизнеса не обойдется, и предложил концепцию нового обязательного сбора.
Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании у президента, после чего Антон Силуанов сообщил, что власти отказались от этой идеи. Спустя два дня на Сочинском инвестфоруме Дмитрий Медведев предложил предоставлять регионам право вводить обязательные сборы для некоторых видов деятельности.
![Муниципальные сборы: с любовью для Москвы
После «анонса» премьера с небольшими разъяснениями выступил Минфин и сообщил, что сборы планируется для четырех видов деятельности: розничная торговля, общепит, пассажироперевозки, туризм. Расчеты предполагаемых поступлений Минфин приводил только по Москве: от 20–30 млрд руб. в первый год с ростом до 40–45 млрд руб. в последующие.
Бизнес-организации сразу предложили обсудить эту инициативу, однако своих наработок им тогда не показали ни чиновники Минфина, ни правительство Москвы. Поэтому законодательные поправки о введении сборов, внесенные 5 ноября сразу ко второму чтению депутатом Макаровым, стали неприятным сюрпризом.
Документ предполагает введение сборов с базовыми ставками в 300–600 тыс. руб. по широкому кругу видов предпринимательской деятельности (свыше 20). В качестве периода обложения сборами в законопроекте указан квартал, таким образом, годовые ставки достигают нескольких миллионов, в том числе для малого бизнеса.
Деловое сообщество выступило резко против, депутаты от оппозиции обратили внимание на нарушения регламента при внесении документа. Макаров сначала взял паузу, не комментируя свою инициативу, а три дня спустя заявил, что на самом деле предлагается «налоговый эксперимент», предназначенный практически только для Москвы.
Москва, как выяснилось в ходе обсуждений проекта на этой неделе, разработала финансовое обоснование для сборов, которое до сих пор не опубликовано. Расчеты обещали показать 13 ноября на совещании с представителями бизнеса у вице-мэра Натальи Сергуниной. Но предпринимателям лишь пояснили, что ставка сборов была рассчитана исходя из максимальной стоимости патента (600 тысяч руб.).](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/49/284159856506498.jpg)
Муниципальные сборы: с любовью для Москвы
После «анонса» премьера с небольшими разъяснениями выступил Минфин и сообщил, что сборы планируется для четырех видов деятельности: розничная торговля, общепит, пассажироперевозки, туризм. Расчеты предполагаемых поступлений Минфин приводил только по Москве: от 20–30 млрд руб. в первый год с ростом до 40–45 млрд руб. в последующие.
Бизнес-организации сразу предложили обсудить эту инициативу, однако своих наработок им тогда не показали ни чиновники Минфина, ни правительство Москвы. Поэтому законодательные поправки о введении сборов, внесенные 5 ноября сразу ко второму чтению депутатом Макаровым, стали неприятным сюрпризом.
Документ предполагает введение сборов с базовыми ставками в 300–600 тыс. руб. по широкому кругу видов предпринимательской деятельности (свыше 20). В качестве периода обложения сборами в законопроекте указан квартал, таким образом, годовые ставки достигают нескольких миллионов, в том числе для малого бизнеса.
Деловое сообщество выступило резко против, депутаты от оппозиции обратили внимание на нарушения регламента при внесении документа. Макаров сначала взял паузу, не комментируя свою инициативу, а три дня спустя заявил, что на самом деле предлагается «налоговый эксперимент», предназначенный практически только для Москвы.
Москва, как выяснилось в ходе обсуждений проекта на этой неделе, разработала финансовое обоснование для сборов, которое до сих пор не опубликовано. Расчеты обещали показать 13 ноября на совещании с представителями бизнеса у вице-мэра Натальи Сергуниной. Но предпринимателям лишь пояснили, что ставка сборов была рассчитана исходя из максимальной стоимости патента (600 тысяч руб.).