«Теперь придется начинать сначала»: истории бизнесменов из домов под снос
Пока правительство дорабатывает законодательную базу, а эксперты спорят, кому будет выгодна реновация, предприниматели готовятся к переезду. Вот истории трех бизнесменов, которые пока еще работают в пятиэтажках, но уже готовятся к худшему.
Цветочный магазин «Мосцветмаркет»
Наталия Павлова владеет цветочным магазином с осени 2015 года — как раз вышла на пенсию и решила попробовать себя в новой сфере. «Бизнес начинали дети, поигрались немного и сбросили на маму», — улыбается она. Арендовать помещение семья решила у знакомых, которые владеют 50 кв. м на первом этаже пятиэтажки у метро «Бульвар Рокоссовского». Помещение подходило идеально: проходное место у метро, небольшая площадь, низкая по меркам рынка арендная ставка (8 тыс. руб. за 1 кв. м).
Цветочный магазин «Мосцветмаркет»
До конца марта 2017 года Наталия не подозревала о том, что ей придется съезжать с насиженного места. О предстоящем сносе пятиэтажек она узнала от арендодателя. «Конечно, я была в шоке от этой новости. Но наверняка еще ничего не известно, и я надеюсь, что до нашего дома дело не дойдет», — говорит Павлова. По ее словам, помещение, в котором расположен ее магазин, отремонтировано, выглядит «вполне прилично», проблем с коммуникациями нет. «В технических характеристиках я ничего не смыслю, но внешне и меня и клиентов все устраивает», — говорит она.
Цветочный магазин «Мосцветмаркет»
В «Мосцветмаркет» чаще всего заходят жители близлежащих домов и люди, выходящие из метро, говорит Павлова. Переезд означает для нее потерю наработанной за полтора года базы клиентов. «На то, чтобы приучить людей к новому месту, уйдет немало времени», — жалуется она. Придется смириться и с потерей денег, вложенных в ремонт, покупку холодильного оборудования и мебели — все это Павлова выбирала с оглядкой на особенности арендованного помещения.
О том, что делать после сноса пятиэтажки, Наталия старается не думать. «Пока что я продолжаю спокойно работать и жду новостей. Арендодателю я доверяю и, если он обменяет эту площадь на аналогичную в другом районе, буду переезжать вместе с ним», — говорит она.
Кальянная Sweet Smoke
Иван Дронов приехал в Москву из Брянской области, чтобы поступить в университет. Но с учебой не задалось, он перевелся на заочное отделение и вместе с друзьями открыл кальянную Sweet Smoke. «Мы изначально целились только на центр, но быстро поняли, что внутри Садового кольца аренда сумасшедшая», — рассказывает он. Единственным вариантом было арендовать помещение в жилом доме, где ставки на 20–30% ниже, чем в торговых и бизнес-центрах.
Кальянная Sweet Smoke
За два года в Sweet Smoke побывали около 50 тыс. человек: жители близлежащих домов, студенты вузов, расположенных в центре, прохожие и туристы. «Если наше здание снесут, мы, конечно, лишимся части клиентов, но трагедией это не станет. Бóльшая часть посетителей заходят на наш сайт, подписаны на наши YouTube-канал и группы в социальных сетях, так что мы просто оповестим их о переезде на новое место», — оптимистичен Дронов. В центре Москвы найти новое помещение будет непросто, признает он. «Но всегда можно переехать за МКАД, где ставки в 2,5 раза ниже; правда, и людей пропорционально меньше», — рассуждает Иван.
Кальянная Sweet Smoke
И сами предприниматели, и владелец здания на Петровке пока не спешат бить тревогу: реновация может растянуться на долгие годы. «Арендодатель должен сообщить нам о необходимости съехать за три месяца, так что подготовиться мы успеем», — говорит Иван. Главное, чтобы переезд не пришелся на лето, когда выручка кальянной падает на 30–35%.
Однако снос пятиэтажек не единственная опасность для бизнеса Sweet Smoke. В ближайшее время кальяны могут приравнять к сигаретам и запретить их курение в общественных местах. Проект закона «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака» был одобрен депутатами Мосгордумы и в середине марта направлен на рассмотрение в Госдуму.
Рыбный магазин «Рыбсеть»
Владельцу франчайзингового магазина «Рыбсеть» Александру (он отказался назвать свою фамилию) очень не везет с помещениями. Павильон у метро «Медведково», в котором изначально располагался его магазинчик, признали самостроем и снесли. Александр собрал товар, оборудование и переехал в район метро «Сходненская», на 12 кв. м в жилой пятиэтажке. Теперь собираются демонтировать и ее. «Я четыре месяца пытался раскрутиться в новом месте, работал в убыток. Одни только промоутеры обходились мне в 17 тыс. руб. в месяц. В операционный ноль кое-как выбрался только в октябре, и теперь опять придется начинать все сначала», — вздыхает предприниматель.
Рыбный магазин «Рыбсеть»
Когда будут сносить дом, Александр не знает. Согласно договору его должны предупредить о переезде за месяц, но этого времени не хватит, чтобы найти подходящий вариант и перевезти оборудование. Поэтому предприниматель уже начал искать альтернативу. «Нам нужна небольшая комнатка, метров в 10–12, это редкость для новых домов, — говорит Александр. — Торговые центры вообще не рассматриваем — дорого». Пока что удалось найти только один подходящий вариант — помещение у метро «Раменки», за которое, правда, придется платить на 25% больше, чем в пятиэтажке.
Рыбный магазин «Рыбсеть»
Сейчас 70% покупателей «Рыбсети» — жители близлежащих районов, остальные 30% — поток прохожих. «Люди в последнее время предпочитают покупать свежие продукты не в гипермаркетах, а в магазинах у дома», — считает Александр. Переезд не только заставит его пройти все муки привлечения клиентов заново, но и «съест» потраченные на ремонт деньги. По оценкам предпринимателя, только на оформление стен и изготовление вывесок он потратил около 250 тыс. руб. «Совсем не факт, что все это добро можно будет перевезти в новое место. Если это будет новый дом и фасад, не дай бог, придется еще и с комитетом по архитектуре согласовывать», — говорит он.
Помимо рыбной точки Александр владеет еще несколькими мелкими магазинами: продает молочную продукцию, нижнее белье и оптику (эти магазины, к счастью, расположены в девятиэтажных домах). Продовольствие денег не приносит — молочный магазин, например, работает в глубокий минус. «Еще одной сильно убыточной точки бизнес может просто не выдержать, — признает Александр. — Поэтому я совсем не исключаю, что после сноса здания «рыбу» придется закрывать».