«Худшая из войн»: битва за Мосул в рассказах фотографов
Автор фото Горан Томашевич: «Оба, отец и дочь, в ужасе бежали по разбитой улочке Вади-Хаджара, за мгновение превратившегося в поле битвы между солдатами ИГ и иракскими спецслужбами.
Они и их соседи — кто-то в сандалиях, а кто-то босиком — спасались, убегая от пуль. <…> Отец был не в себе, он был в панике. Он очевидно не был террористом. Мне хотелось бы верить, что оба они добрались до лагеря беженцев».
Автор фото Зохра Бенсемра: «Мы пришли в школу центра для беженцев в Кайяре, что южнее Мосула. Гуманитарной помощи для всех не хватало, и беженцы боролись за то, чтобы получить ее, а солдаты пытались их успокоить.
Мне нравится эта фотография, потому что она показывает, насколько изможденной выглядит эта маленькая девочка. Когда я делала ее, то думала, что девочка должна находиться в школе, а не в очереди за едой. Ей удалось сбежать от ИГ, но какое будущее ее ждет?»
Автор фото Горан Томашевич: «Я снимал первые попытки армии остановить ИГ, когда узнал, что солдаты стали искать боевиков, которые прячутся среди бегущих из города людей. Я добрался до Кайяры, где десятки женщин, мужчин и детей сидели вместе посреди пустыни под присмотром солдат, ожидая автобус, который отвезет их в лагерь. Тогда я заметил, что солдаты отделили от группы одного из мужчин и допрашивают его.
Я попробовал сделать несколько фото, но это не понравилось военным, которые попросили меня уйти. Через 10 минут подозреваемого поместили в яму. Я нашел момент, когда солдаты не обращали на меня внимания, обошел яму и успел сделать фото. Я не знаю, что случилось с этим человеком».
Автор фото Горан Томашевич: «Снимать военные действия тяжело. Было трудно даже добраться до линии фронта, но однажды нам это удалось. Когда мы приехали туда, все было спокойно. Но скоро террорист-смертник взорвал машину. Было много жертв, дети плакали, несколько домов было разрушено.
Когда наступило затишье, я видел, как местные жители пользовались им, чтобы выйти на улицу. Вдруг авиаудар. Он был настолько близко, что паника возникла моментально. Люди кричали, бежали к любому убежищу, которое могли найти».
Автор фото Ала аль-Марджани: «Я увидел, как иракские солдаты обнаружили среди беженцев четырех боевиков. О них рассказали сами местные жители, которые работали на разведку. Подозреваемых, в том числе того, что на фото, задержали и бросили в багажник автомобиля. После того как я сделал это фото, военная разведка попыталась отобрать у меня камеру и выслать меня из страны».
Автор фото Зохра Бенсемра: «Я сделала это фото в пустыне, на окраине западного Мосула. Это 90-летняя Хатла али-Абдалла, после того как она сбежала из города. Ее глаза были красными от усталости, Хатла была так измотана, что не могла стоять и даже сидеть. Она выглядела так, будто не ела и не пила очень давно.
Несколько дней спустя я нашла ее в лагере для беженцев. Она сказала мне: «Война — это худшее, что я видела». И она заставила меня улыбнуться, вспоминая про своих 20 куриц, которых пришлось оставить дома. Она держала их в подвале и очень беспокоилась о них. Несмотря на все ужасы войны, она сказала тогда: «Даже животные заслуживают жизни».
Автор фото Горан Томашевич: «Я снял это фото, когда сопровождал солдат в районе западного Мосула. Как-то раз мы медленно продвигались по узкой улице, солдаты осматривали дом за домом. Вдруг мы попали под обстрел и укрылись в ближайшем доме. Один из солдат в нашей группе был убит выстрелом в спину, а другой — в голову, в тот момент, когда я разговаривал с ним. Мы оказались в очень опасной ситуации. Наступила ночь.
Вдруг снова началась стрельба. Я увидел террориста, который был застрелен при попытке проникнуть в дом. Это фото я сделал спустя несколько секунд».
Автор фото Сухаиб Салим: «После того как «Исламское государство» захватило Мосул, боевики заставили всех местных мужчин растить длинные бороды. Поэтому многие прибывшие в лагерь беженцы первым делом старались избавиться от них. Я бродил по лагерю в надежде сделать хорошее фото, когда увидел мужчину, который брил бороду. Сначала он не хотел, чтобы я фотографировал его, но потом был даже рад».
Автор фото Таир аль-Судани: «Эта атака пришлась на середину битвы за Мосул. Я фотографировал в музее антиквариата Мосула, когда мы заметили, как в воздухе над нами проносится ракета террористов. Мы упали на землю.
Я порезал руку, и мы повернули к машине, чтобы обработать ее. Когда мы добрались туда, я увидел, что иракские военные начали обстрел целей ИГ, и начал снимать».
Автор фото Марко Джурица: «10 апреля мы приехали в Мосул, чтобы снять историю о разрушенном университете. Меня поразили огромные размеры кампуса и масштаб разрушения. По крайней мере десять больших и несколько маленьких строений были полностью разрушены.
Вход в университет охраняли иракские солдаты. Они чистили оружие и пили чай. Я видел людей, которые пытались вынести мебель или оборудование и даже что-то из химической лаборатории. Оказалось, что эти люди — преподаватели. Они когда-то работали в этом университете, а сейчас пытались спасти то, что еще не было уничтожено».
Автор фото Даниш Сиддики: «В мае я сопровождал элитное иракское военное подразделение. Через дыры в стенах мы попали в маленький дом на линии фронта. В нескольких метрах от нас стреляли снайперы ИГ. Люди, которые когда-то жили в этом доме, покидали его в спешке, бросив одежду и детские игрушки. Его следующие обитатели оставили после себя инструменты для сборки бомб.
Дом отвоевали за день до нашего прихода. Простыня служила занавеской. Солдаты прятались за ней, чтобы наблюдать за снайперами».
Автор фото Алкис Константинидис: «Я второй день был в Мосуле, когда решил присоединиться к иракским полицейским, которые дежурили на линии фронта. Чем ближе мы были к месту назначения, тем больше разрушений мы видели. Пейзаж напоминал апокалипсис: разрушенные здания, сгоревшие машины, груды искореженного железа. Мы приехали на линию фронта, и все выглядело спокойно. Но это не значит, что не нужно было оставаться настороже.
Мы объезжали позиции, и я заметил сломанную желтую машину в середине дороги недалеко от нас и сделал несколько снимков. Не было ничего на моем фото, чего не разрушила война. Позже в этот день я пытался представить, как выглядела эта улица несколько лет назад.
Она могла оказаться торговой улицей; люди ходили туда-сюда в спешке, лавируя в потоке машин. С минарета призывали к молитве, машины гудели, продавцы зазывали покупателей, музыка играла в кафе, полном людей...
Эти повседневные звуки теперь заменил тяжелый грохот минометов, артиллерии, вертолетов. И тот нормальный день казался очень далеким».
Автор фото Ахмед Джадалла: «Рано утром я покинул Эрбиль и на бронированной машине направился к границе Мосула с нашей командой и консультантом по безопасности. Через три часа, проехав множество КПП, мы пересекли реку Тигр и добрались до штаб-квартиры иракской федеральной полиции на западе Мосула.
Через час полицейский конвой сопровождал нас на линию фронта в старом городе. Там, снимая битву между федеральными силами и ИГ, я и сфотографировал этого солдата. Он отдыхал в безопасном месте и укрылся от насекомых сеткой. Мух было множество. Их привлекали трупы и сточные воды неподалеку.
Из всех войн, которые я освещал в разных странах, война в Мосуле была худшей».
Автор фото Ахмед Саад: «Это первый момент, когда иракские солдаты выражают свою радость и облегчение после жестокой почти девятимесячной битвы, в ходе которой они потеряли многих товарищей.
Я пошел посмотреть на торжества, когда мы узнали, что боевые действия практически закончились и объявлено об окончательной победе.
Солдаты стреляли в воздух. Фотографы беспокоились по этому поводу, поэтому не торопились снимать бронежилеты. Но я был счастлив, что мы почти избавились от террористов и мирные жители наконец-то смогут вернуться в свои дома».
На прошлой неделе командование иракской армии объявило об освобождении Мосула. Почти три года город на севере Ирака был захвачен боевиками ИГ (организация признана террористической и запрещена в России), девять месяцев за него велись ожесточенные бои. 20 июля стало известно, что во время операции по освобождению погибли около 40 тыс. мирных жителей.
Все это время на территории Мосула находилось множество фотографов. Что они рассказали о войне и своих лучших фото — в материале РБК.
Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн
Выгодные предложения для семей с детьми
Видовые квартиры в высотных башнях
Варианты с мебелью и встроенной техникой
Реклама, ПАО «ПИК СЗ»