Керченский мост: как строят главный инфраструктурный объект десятилетия
![Строительство Керченского моста протяженностью 19 км обойдется государству в 228,3 млрд руб. Сопоставимых по цене объектов в России не строили: мост на остров Русский во Владивостоке длиной более 3 км обошелся в 35,4 млрд руб., мост через бухту Золотой Рог (1,4 км) там же стоил 20,1 млрд руб. Стоимость так и не построенного моста через Лену оценивали в 54,9 млрд руб.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/53/754612321109539.jpg)
Строительство Керченского моста протяженностью 19 км обойдется государству в 228,3 млрд руб. Сопоставимых по цене объектов в России не строили: мост на остров Русский во Владивостоке длиной более 3 км обошелся в 35,4 млрд руб., мост через бухту Золотой Рог (1,4 км) там же стоил 20,1 млрд руб. Стоимость так и не построенного моста через Лену оценивали в 54,9 млрд руб.
![Президент Владимир Путин заявил, что необходимо построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив, сразу после присоединения Крыма к России — 19 марта 2014 года.
Сейчас добраться в Крым с материковой части России, минуя Украину, можно лишь самолетом или паромом. В 2015 году переправой через Керченский пролив (порт «Крым» — порт «Кавказ») воспользовались 5 млн человек. Министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий пообещал на этой неделе, что в 2016-м переправа увеличит пропускную способность в два раза](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/53/754612321110539.jpg)
Президент Владимир Путин заявил, что необходимо построить автомобильный и железнодорожный мост через Керченский пролив, сразу после присоединения Крыма к России — 19 марта 2014 года.
Сейчас добраться в Крым с материковой части России, минуя Украину, можно лишь самолетом или паромом. В 2015 году переправой через Керченский пролив (порт «Крым» — порт «Кавказ») воспользовались 5 млн человек. Министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий пообещал на этой неделе, что в 2016-м переправа увеличит пропускную способность в два раза
![Главный проектировщик Керченского моста и гендиректор «Института — Гипростроймост Санкт-Петербург» Илья Рутман говорил в интервью РБК, что перед строителями стоит задача построить объект, не имеющий аналогов в России. По словам Рутмана, геология проекта очень сложная, а территория строительства высокосейсмичная.
«Те грунты, на которые мост будет опираться, находятся на большой глубине. Мы решили использовать свайные фундаменты на трубах большого диаметра, которые пройдут через толщу слабых грунтов и будут опираться в глины на глубине примерно 60 м», — объяснял Рутман](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/97/754612321110975.jpg)
Главный проектировщик Керченского моста и гендиректор «Института — Гипростроймост Санкт-Петербург» Илья Рутман говорил в интервью РБК, что перед строителями стоит задача построить объект, не имеющий аналогов в России. По словам Рутмана, геология проекта очень сложная, а территория строительства высокосейсмичная.
«Те грунты, на которые мост будет опираться, находятся на большой глубине. Мы решили использовать свайные фундаменты на трубах большого диаметра, которые пройдут через толщу слабых грунтов и будут опираться в глины на глубине примерно 60 м», — объяснял Рутман
![Протяженность моста составит 19 км. Он будет состоять из автомобильной и железной дорог. Автомобильная дорога будет четырехполосной с максимальной скоростью движения 120 км/ч. Пропускная способность — до 40 тыс. автомобилей в сутки. Максимальная скорость движения по двухпутной железной дороге составит 160 км/ч](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/46/754612320922460.jpg)
![Генподрядчиком по строительству в январе 2015 года правительство без конкурса назначило «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, госконтракт на проектирование и строительство с компанией подписали 17 февраля 2015 года.
В марте 2016-го компания назвала субподрядчиков, крупнейшим стал «Мостотрест», принадлежащий аффилированным с НПФ «Благосостояние» структурам. Компания выполнит работы на 96,9 млрд руб.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/13/754612321109136.jpg)
Генподрядчиком по строительству в январе 2015 года правительство без конкурса назначило «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, госконтракт на проектирование и строительство с компанией подписали 17 февраля 2015 года.
В марте 2016-го компания назвала субподрядчиков, крупнейшим стал «Мостотрест», принадлежащий аффилированным с НПФ «Благосостояние» структурам. Компания выполнит работы на 96,9 млрд руб.
![На генподряд, в частности, претендовал «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, но в декабре он заявил, что не хочет брать на себя «репутационные риски». «Непонятно, какова будет стоимость, проекта-то нет. Никто не понимает, какая там геология. И мы не понимаем. Поэтому это очень рискованная история. Я просто боюсь взяться и не осилить», — говорил он (цитата по ТАСС)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/47/754612321110472.jpg)
![Проект Керченского моста сделал «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», который занимается проектированием мостов и транспортных сооружений более 50 лет. Выбрал исполнителя «Стройгазмонтаж» без открытого конкурса, сумма контракта не называлась. Проект моста стоил государству 3,3 млрд руб.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/72/754612320922725.jpg)
Проект Керченского моста сделал «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», который занимается проектированием мостов и транспортных сооружений более 50 лет. Выбрал исполнителя «Стройгазмонтаж» без открытого конкурса, сумма контракта не называлась. Проект моста стоил государству 3,3 млрд руб.
![Согласно проекту, мост начнется на Таманском полуострове, пройдет по 5-километровой дамбе, выйдет на остров Тузла и пересечет Керченский пролив, огибая мыс Ак-Бурун с севера](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/71/754612320922715.jpg)
![Длина арочных пролетов моста составит 227 м, высота судоходной арки — 35 м. Строить мост будут одновременно с шести участков, чтобы выдержать необходимый темп работ и уложиться в сроки.
Строители возвели первую опору моста под автомобильную трассу на острове Тузла 12 апреля. Еще 57 опор находится на стадии строительства](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/74/754612321108741.jpg)
Длина арочных пролетов моста составит 227 м, высота судоходной арки — 35 м. Строить мост будут одновременно с шести участков, чтобы выдержать необходимый темп работ и уложиться в сроки.
Строители возвели первую опору моста под автомобильную трассу на острове Тузла 12 апреля. Еще 57 опор находится на стадии строительства
![19 марта сухогруз «Лира», принадлежащий турецкой Turkuaz Shipping Corp. и управляемый гражданином Турции, уничтожил одну из опор рабочего моста, с которого ведется строительство. Ущерб оценили в 120 млн руб. Арбитражный суд Ростовской области арестовал судно, а собственнику предъявили требование о возмещении ущерба.
После происшествия Минтранс ввел ограничения для судоходства на двух участках акватории](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/44/754612321108446.jpg)
19 марта сухогруз «Лира», принадлежащий турецкой Turkuaz Shipping Corp. и управляемый гражданином Турции, уничтожил одну из опор рабочего моста, с которого ведется строительство. Ущерб оценили в 120 млн руб. Арбитражный суд Ростовской области арестовал судно, а собственнику предъявили требование о возмещении ущерба.
После происшествия Минтранс ввел ограничения для судоходства на двух участках акватории
![Рабочее движение по мосту должны открыть в декабре 2018 года, а окончательно сдать объект — в июне 2019 года. Однако, как писал Reuters со ссылкой на представителя Росавтодора, строительство железнодорожного моста через Керченский пролив в Крым будет завершено позднее намеченного срока. Железнодорожный сегмент не будет запущен до конца 2019 года.
Строительство железнодорожного моста требует больше времени и технически сложнее автомобильного, поэтому мостостроители закладывают больше времени на создание железнодорожной части моста, отмечал представитель Росавтодора](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/80/754612320922802.jpg)
Рабочее движение по мосту должны открыть в декабре 2018 года, а окончательно сдать объект — в июне 2019 года. Однако, как писал Reuters со ссылкой на представителя Росавтодора, строительство железнодорожного моста через Керченский пролив в Крым будет завершено позднее намеченного срока. Железнодорожный сегмент не будет запущен до конца 2019 года.
Строительство железнодорожного моста требует больше времени и технически сложнее автомобильного, поэтому мостостроители закладывают больше времени на создание железнодорожной части моста, отмечал представитель Росавтодора