Лучше порознь: кого вдохновит шотландский референдум?
Референдум о независимости Шотландии будет судьбоносным не только для Великобритании, которая рискует прекратить свое существование в привычном виде. За волеизъявлением шотландцев внимательно наблюдают сепаратисты по всей Европе. Похожие идеи популярны как в благополучных Бельгии и Франции, так и в исторически более проблемных Испании и Кипре. РБК выбрал семь европейских регионов с давними сепаратистскими настроениями и лучшими перспективами на получение большей свободы от центрального правительства или даже собственной независимости.
Страна Басков
Помимо Каталонии, другим проблемным регионом для испанского правительства на протяжении последних нескольких десятилетий является Страна Басков (иначе известная как Баскония). Баскский национализм оформился в начале XX века и долгое время не представлял угрозы для Мадрида.
Сепаратиская организация ЭТА, с которой в массовом восприятии связан баскский сепаратизм, была создана лишь в 1959 году. К вооруженным методам борьбы она стала прибегать с середины 1960-х. До 2011 года, когда ЭТА отказалась от насильственных действий, от нападений боевиков группировки погибли свыше 800 человек.
Причины баскского сепаратизма носят скорее не экономический (Баскония до недавнего времени была не самой развитой частью Испании), а этнический характер.
Сейчас перспективы обретения басками своей независимости довольно туманны. Отказ ЭТА от вооруженного противостояния с властями, экономический подъем региона (например, безработица в нем в два раза ниже, чем в остальной Испании – 14% против 28%) и наличие широкой автономии делают выход из состава королевства бессмысленным.
С другой стороны, большинство мест в местном парламенте принадлежат националистам, а в 2004 году члены законодательного собрания одобрили положение, которое разрешает провести референдум о независимости. Возможный успех шотландского и каталонского референдумов может оживить интерес басков к созданию собственного государства.
Падания (Северная Италия)
В своих политических целях шотландский референдум намерены использовать итальянские сепаратисты. Их наиболее влиятельная организация - Лига Севера – на протяжении последних 30 лет выступает за большую самостоятельность и даже независимость региона, который они называют Паданией. Он объединяет области на севере страны. По словам одного из лидеров сепаратистов, Маттео Салвини, сам факт проведения шотландского референдума благоприятствует Лиге Севера, которая «планирует вновь начать бороться за независимость».
В основе северного сепаратизма лежат, прежде всего, экономические причины. Дело в том, что север Италии гораздо богаче юга. На долю северных и центральных областей Италии приходится около 76% ВВП страны и 65% населения. При унитарной системе государственного устройства север уже на протяжении многих лет выступает донором для менее развитого юга. Это вызывает недовольство у северян. Успеху Лиги Севера способствует их популистская риторика, построенная на критике миграционного законодательства и Евросоюза, а также гибкость – организация объединяет множество мелких движений, которые хорошо разбираются в настроениях местных жителей.
Правда, в 2014 году на выборах в Европарламент она получила лишь 6,15% голосов по сравнению с более чем 40% у левоцентристской Демократической партии премьер-министра Маттео Ренци. Однако в прошлом Лига Севера была респектабельной частью правящей правоцентристской коалиции Сильвио Берлускони.
Пестрый состав Лиги Севера и ее правоконсервативная риторика пока не позволяют организации вернуться во власть. Несмотря на это, рецессия в Италии и рост популярности евроскептиков в долгосрочной перспективе играют на ее стороне.
Каталония
Менее чем через два месяца после референдума о независимости Шотландии аналогичное голосование состоится в Каталонии. Жителям автономной провинции предложат ответить на вопросы «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?», а в случае положительного ответа – «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?» Правда, в отличие от Лондона, Мадрид не давал разрешения на референдум в Каталонии и не намерен признавать его итоги.
В основе каталонского, как и шотландского, сепаратизма лежат экономические и этнические причины. Каталонцы недовольны, что их регион обеспечивает 19,5% от всех поступлений в бюджет Испании, в то время как получает обратно на 5% меньше. Сепаратисты утверждают, что Каталония является экономическим локомотивом для Испании, а независимость позволит каталонскому бизнесу развиваться эффективнее.
Отделение от Испании, как утверждают сецессионисты, окажет благотворное влияние и на развитие каталонского языка и культуры. Для части каталонцев это может быть серьезным аргументом. Во время правления генералиссимуса Франсиско Франко в 1939-1975 годах каталонский язык был под запретом. Сейчас Каталония пользуется языковой и культурной автономией, но ее может оказаться недостаточно, чтобы удержать страну в составе королевства.
Венеция (Венето)
Парадоксальным образом с проблемой сепаратизма могут столкнуться и сами сецессионистские движения. Например, в Италии Лига Севера первоначально не поддержала референдум в Венето, который проходил в регионе 16 по 21 марта. Избирателям предлагалось определиться с тем, хотят ли они независимости для Венето, а затем – желают ли они присоединиться к ЕС, еврозоне и НАТО. На все эти вопросы был получен положительный ответ.
По сведениям организаторов голосования, в нем приняли участие 73% избирателей – 2,3 млн человек. Из них свыше 89% поддержали выход из состава Италии. Мероприятие носило неофициальный характер и не было признано Римом.
Впрочем, уже в апреле того же года история с голосованием получила продолжение. Итальянские власти арестовали 24 сторонников сепаратистских организаций, обвинив их в планировании и организации вооруженного нападения. СМИ даже показали самодельный танк, который они хотели выкатить на площадь Св.Марка в Венеции.
Несмотря на то, что Венето считается одним из богатейших итальянских регионов, перспективы его независимости пока довольно неопределенны – Рим вряд ли пойдет на отделение. Этому же будут противиться и в Лиге Севера, которая рассчитывает заполучить Венецию в свой состав.
Фландрия (Бельгия)
Брюссель считается символом объединенной Европы, а Бельгия вместе с Нидерландами и Люксембургом стояли у истоков Евросоюза. Несмотря на это, сейчас будущее королевства находится под вопросом. Исторически Бельгия после своего создания в середине XIX века объединила франкоговорящую Валлонию и голландскую Фландрию.
Уже во второй половине XX века на языковые и культурные различия между ними осложнились экономической составляющей. Фландрия сумела приспособиться к новым рыночным реалиям лучше Валлонии.
В регионе проживает около 60% населения страны. На ее долю приходится 57% бельгийского ВВП. По уровню занятости Фландрия также стабильно опережает Валлонию. Например, в 2012 году рабочие места в регионе были у 71,5% населения, в то время как во франкоговорящих областях уровень занятости был на 5% меньше.
На прошедших весной этого года парламентских выборах в Бельгии победили сепаратисты из партии Новый Фламандский Альянс, конечной целью которых является создание независимой Фландрии. При этом они согласны на постепенный выход из состава королевства. Несмотря на то, что сецессионисты получили большинство в бельгийском парламенте и их лидеру – Барту де Веверу – было поручено сформировать коалицию, по состоянию на середину сентября ему так и не удалось договорится с другими партиями о сотрудничестве, так что сейчас обязанности главы бельгийского правительства исполняет франкоговорящий социалист Элио ди Рупо. Об остроте политических разногласий в Бельгии свидетельствует то, что сам Рупо, став премьер-министром в 2011 году, прервал 541-дневнй период, когда страна жила без правительства. Считается, что это самый длинный период в современной истории, которое западное государство провело без выбранного правительства.
Турецкая республика Северного Кипра
Ситуация Турецкой республики Северного Кипра кардинально отличается от других регионов обзора - де-факто страна уже существует с 1983 года. Правда, ее признает только одно государство – Турция. ООН официально считает территории, принадлежащие Северному Кипру, как «находящиеся под турецкой оккупацией».
Разделение Кипра на две части стало возможным из-за наличия значительного турецкого меньшинства, которое исторически проживало на острове.
Отсутствие международного признания привело к тому, что Северный Кипр экономически зависит от Анкары. По сведениям Министерства экономики Турции, в 2012 году страна экспортировала на турецкую часть острова товаров на $1 млрд. С 2002 года Турция увеличила ежегодные инвестиции на Северный Кипр в три раза - до $600 млн.
Особый статус Северного Кипра мешает его успешной интеграции и создает препятствия на пути Турции в Евросоюз. Кипрские, европейские и турецкие политики на словах поддерживают объединение острова, но когда эта перспектива в 2004 году стала реальной, турецкие киприоты на референдуме не поддержали федерацию с греческой частью острова. Пока киприотам остается налаживать сотрудничество между собой на местном уровне.