От Микояна до бургеров. Как прожили свой век вагоны-рестораны в России
![Интерьер вагона-ресторана в 1933 году.
Вагон-ресторан был в составе поезда Санкт-Петербург — Париж, запущенном в 1896 году. А вот внутри Российской империи такие вагоны в составе поездов стали курсировать с 1915 года
В Советском Союзе вагоны-рестораны начали активно внедряться в конце 1930-х годов при наркоме Анастасе Микояне (он сначала отвечал за внутреннюю и внешнюю торговлю, снабжение и пищевую промышленность)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/63/756220108874631.jpg)
Интерьер вагона-ресторана в 1933 году.
Вагон-ресторан был в составе поезда Санкт-Петербург — Париж, запущенном в 1896 году. А вот внутри Российской империи такие вагоны в составе поездов стали курсировать с 1915 года
В Советском Союзе вагоны-рестораны начали активно внедряться в конце 1930-х годов при наркоме Анастасе Микояне (он сначала отвечал за внутреннюю и внешнюю торговлю, снабжение и пищевую промышленность)
![Поезд Москва — Владивосток, 1965 год. Поездка длилась 7 с половиной дней.
Изначально в СССР в первую очередь включали вагоны-рестораны в составы, находящиеся в пути больше суток](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/52/756219656671526.jpg)
Поезд Москва — Владивосток, 1965 год. Поездка длилась 7 с половиной дней.
Изначально в СССР в первую очередь включали вагоны-рестораны в составы, находящиеся в пути больше суток
![1970 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/39/756220109879396.jpg)
1970 год
![Бар экспресса Москва — Ленинград, 1984 год.
В конце 1980-х обслуживание в вагонах-ресторанах передали арендаторам](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/27/756219673440279.jpg)
Бар экспресса Москва — Ленинград, 1984 год.
В конце 1980-х обслуживание в вагонах-ресторанах передали арендаторам
![Фирменный поезд «Сочи» по маршруту Адлер — Москва, 1999 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/30/756219649931301.jpg)
![Вагон-ресторан «Невского экспресса»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/60/756219691681607.jpg)
![Фирменный поезд «Кубань» Северо-Кавказской железной дороги, 2013 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/92/756219688095926.jpg)
Фирменный поезд «Кубань» Северо-Кавказской железной дороги, 2013 год
![Вагон-ресторан туристического поезда «Императорская Россия» класса люкс по маршруту Москва — Пекин, 2016 год. Во время двухнедельного тура путешественникам предлагали посмотреть города вдоль Транссиба: Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и другие.
По мнению главы РЖД Олега Белозерова, вагоны-рестораны следует оставить только в туристических и фирменных поездах. В остальных составах он предложил предоставить пассажирам разогреваемую еду, например бургеры](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/47/756219660806473.jpg)
Вагон-ресторан туристического поезда «Императорская Россия» класса люкс по маршруту Москва — Пекин, 2016 год. Во время двухнедельного тура путешественникам предлагали посмотреть города вдоль Транссиба: Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и другие.
По мнению главы РЖД Олега Белозерова, вагоны-рестораны следует оставить только в туристических и фирменных поездах. В остальных составах он предложил предоставить пассажирам разогреваемую еду, например бургеры
![Туристический поезд «Сочи» по маршруту Туапсе — Гагра, 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/24/756219651539246.jpg)
![Туристический поезд по маршруту Москва — Великий Устюг — Кострома — Москва, 2021 год.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/09/756219677168094.jpg)