Как власть и бизнес отреагировали на возможную национализацию «Башнефти»
В четверг, 30 октября, Арбитражный суд Москвы вынес решение об истребовании у АФК «Система» в собственность государства 81,67% акций шестой по величине нефтяной компании в России. На вынесение решения у судьи ушло 20 минут. Основной владелец «Системы» Владимир Евтушенков остается под домашним арестом. Следственный комитет продолжает расследовать дело по факту легализации имущества, добытого преступным путем, фигурантом которого он является. Громкой реакции бизнес-сообщества на решение суда вчера не последовало. РБК собрал те немногие мнения, которые прозвучали публично.
Дмитрий Медведев, председатель правительства России
Евгений Чичваркин, бывший владелец «Евросети»
«Евтушенкова взяли в заложники и отобрали компанию... И не нужно, как с ЮКОСом, проводить имитации, аукционы с «Байкал Финанс Групп». Никакой имитации больше не нужно. Никто не будет сопротивляться». (Из интервью РБК)
Борис Титов, уполномоченный при президенте по защите прав
«У меня нет оснований не доверять решению Арбитражного суда. Если суд принял такое решение, значит, основания для этого были... В случае нарушения приватизационных процедур государство будет защищать свои интересы, в том числе возвращая незаконно приватизированную собственность. Предприниматели должны это понимать». (Из интервью РБК)
Александр Шохин, глава Российского союза промышленников и предпринимателей
«В этой истории остается по-прежнему много вопросов. Почему изъято только 81,67% в пользу государства, которые принадлежат «Системе», а не все 100%? Что это – конфискация или национализация? Если национализация, то будет ли компенсация акционерам и какое соотношение прав будет установлено между государством [на федеральном уровне] и республикой?» (Из интервью РБК)
Юрий Лужков, бывший мэр Москвы
«Я не могу сказать, что я полностью в курсе состояния этого акционерного капитала, но я думаю, что то, что происходит, очень прискорбно... Я думаю, что было бы очень прискорбно и неправильно, если бы «разбор» этой многоплановой и многоотраслевой структуры, который начался с «Башнефти», продолжился бы». (Цитата по Интерфаксу)
Олег Вьюгин, бывший глава ФСФР
«Я думаю, если копнуть весь процесс с приватизацией, который был в России начиная с 90-х годов, то, вообще говоря, любую сделку можно, таким образом, вернуть обратно государству. По сути, все крупные сделки были договорными. Мне кажется, что для экономики разумно было бы вообще все эти вопросы закрыть и никогда к ним не возвращаться». (Из интервью РБК)
Алексей Родзянко, президент Американской торговой палаты в России
Если смотреть на давнюю историю о том, как «Башнефть» была приватизирована, то естественно возникают вопросы в логике Арбитражного суда. Если смотреть на законы России по срокам давности, то возникают другие вопросы. Сегодняшнее решение (суда по «Башнефти« — РБК) довольно волнующее для любого актива, который не был создан с нуля, и ставит большой вопросительный знак в самой концепции частной собственности в России». (Из интервью РБК)