«Я не боюсь»: десятки тысяч человек пришли на марш памяти Бориса Немцова
Потоки людей с цветами, приехавших на траурное шествие в память об убитом в ночь на субботу Борисе Немцове, стекались на Славянскую площадь в течение нескольких часов. Организаторы объявили сбор в 14:00, за час до старта шествия, но к четырем часам, когда к рамкам, установленным в месте официального старта марша, подошел корреспондент РБК, в начальной точке акции продолжали толпиться прибывавшие участники. В итоге проход через рамки завершился только к 17 часам.
Большинство митингующих несли российские флаги, убранные траурными черными лентами (Немцов предлагал использовать их на антикризисном марше как символы новой России, преодолевшей тоталитаризм). В меньшем количестве были флаги Партии прогресса Алексея Навального, партии РПР-ПАРНАС, сопредседателем которой был Немцов, движения «Солидарность», Партии 5 декабря, «Яблока», Либертарианской партии, «Демвыбора», имперские флаги.
Благодаря волонтерам, распространявшим среди демонстрантов плакаты, толпа была усеяна белыми листами в черных рамках со словами «Я не боюсь», «Пропаганда убивает», «Борись», «Нет слов», «Хватит крови».
Некоторые изготовили оригинальные, от руки написанные плакаты. Пожилая женщина держала картонку с записью: «У них власти, армия, ОМОН, Антимайдан, киллеры. У нас правда, и нас боятся». Был и плакат, перефразировавший известную фразу, адресованную экс-президенту Борису Ельцину, в начале 1990-х позвавшему Немцова в правительство: «Борис ты прав, сто раз прав».
Почтить память Немцова пришли люди всех возрастов, иногда целыми семьями. Дочь покойного Жанна Немцова шла под руку со своей бабушкой. Из политиков были Михаил Касьянов, Илья Яшин, Григорий Явлинский, Владимир Милов, Леонид Волков, Николай Ляскин, Ирина Прохорова, Ирина Хакамада, участница Pussy Riot Надежда Толоконникова, правозащитница Мария Баронова, актриса Рената Литвинова. Бывший руководитель банка «Менатеп» Платон Лебедев, на первой после освобождения пресс-конференции отказавшийся участвовать в антикризисном марше «Весна», на траурное шествие пришел.
Акция не получилась стройной, тысячи людей разделились на три части: кто-то не дождался и быстро прошел на Большой Москворецкий мост (где лежат цветы на месте гибели политика), другая часть, во главе с Михаилом Касьяновым и Ильей Яшиным, дошла до моста и остановилась дождаться третьей колонны. Второй колонной из мегафона командовал соратник оппозиционера Алексея Навального Николай Ляскин. «Стоим, ждем, пока до нас дойдут все из метро, там не прекращается поток, нам не нужна давка», — объяснял он демонстрантам, уставшими топтаться на месте под мелким дождем.
Периодически то из одной группы митингующих, то из другой выкрикивали: «Россия без Путина». Этот лозунг стал главным на воскресном шествии.
Наконец отдельные группы воссоединились и медленно двинулись на мост. Под мостом стояли автобусы с ОМОНом. Сотрудники полиции вели себя подчеркнуто вежливо.
«Нет войне», «Путин – позор России», «Долой власть чекистов», «Россия без Путина», – несколько растерянно кричали люди у кремлевских стен (вдоль которых выстроились несколько десятков полицейских автобусов с сидящими в них сотрудниками) под бой курантов из завешанной лесами Спасской башни. Время от времени раздавались лозунги в поддержку арестованной украинской летчицы Надежды Савченко – ее адвокаты организовали отдельную тематическую колонну.
Траурный марш не предполагал речей и выступлений, к такому решению накануне пришли организаторы. Только сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов, дойдя до места убийства Немцова, обратился к голове колонны. Он заявил, что «примерно понимаем», кто совершил убийство.
«Бориса расстреляли за правду, за позицию против коррупции и бандитов. Борис посвятил всю жизнь демократической России. Они решили его убить. Кто эти люди? Нам понятно. Это те, кто по призыву темных сил говорит, что демократы – это предатели. Какие были лозунги на последнем их митинге? Уничтожить «пятую колонну». Светлая память нашему герою. Мы должны отныне называть этот мост – Немцов мост», – сказал Касьянов.
Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников уже обещал рассмотреть предложения об увековечивании памяти Немцова, если таковые поступят. Однако Печатников уточнял, что речь может идти о мемориальной табличке.
Подойдя к месту гибели Немцова на мосту, организаторы стали просить демонстрантов воздержаться от лозунгов. На тротуаре уже лежала гора цветов: москвичи несут их к месту убийства с субботы. После марша эта гора выросла вдвое, несмотря на то, что полиция поставила к этому месту ограждения.
Возложив цветы, демонстранты еще несколько раз проскандировали «Россия без Путина» по дороге до Болотной улицы, где завершилось шествие.
Сначала московская полиция оценила численность акции в 16,5 тыс. человек, но позже изменила оценку на 21 тыс. Организаторы говорили о 70–100 тыс. участников. Как сообщил РБК Волков, оппозиционеры сейчас размышляют над тем, чтобы все же провести антикризисный марш этой весной.
Яшин сравнил прощальное шествие с Немцовым с похоронами Андрея Сахарова в 1989 году, тогда траурная процессия собрала несколько сотен тысяч людей и превратилась в самую крупную демонстрацию. «Власть и федеральные телеканалы пытались выставить Немцова маргиналом. Сегодняшнее шествие показало, что это не так», – сказал Яшин.