Великобритания ужесточит контроль за исполнением санкций по примеру США
Британские власти задумались о пересмотре своей политики в области применения международных санкций: это значит, что контроль за исполнением действующих санкций против России может стать жестче. За образец может быть взята американская структура OFAC, которая держит в напряжении все банки мира.
Инициатива с возможными далеко идущими последствиями оказалась запрятана в стостраничном бюджетном плане на 2015 финансовый год (.pdf), представленном министром финансов Великобритании 18 марта, и уместилась в одном коротком параграфе: «Правительство пересмотрит структуры внутри казначейства, отвечающие за исполнение финансовых санкций, и свою работу с правоохранительными органами, чтобы обеспечить полное соблюдение этих санкций, при существенных наказаниях для тех, кто их обходит. Этот пересмотр учтет уроки от структур в других странах, включая управление по контролю за иностранными активами (OFAC) министерства финансов США».
«Будет рассмотрено, как поддержать и улучшить услуги, которые казначейство Ее Величества оказывает частному сектору, поддержать профессиональную добросовестность британского финансового сектора и доверие к нему и укрепить способность правительства реализовывать и помогать обеспечивать принудительное исполнение этого жизненно важного инструмента [санкций] в интересах национальной безопасности Великобритании», — говорится в бюджетном плане.
Предполагаемые изменения зависят от того, останется ли у власти Консервативная партия Дэвида Кэмерона по итогам парламентских выборов 7 мая 2015 года (сейчас тори идут вровень с лейбористами с рейтингом по 34%, по данным BBC Poll of Polls). Инициатива не связана с санкциями в отношении какого-то конкретного государства, но если будет реализована, может в той или иной степени затронуть европейский санкционный режим в отношении России, считают опрошенные РБК международные юристы.
«Ревизия будет посвящена тому, как повысить эффективность по всем действующим и будущим санкционным режимам», — сообщил РБК представитель минфина Великобритании. Он уверяет, что речь не идет об изменении самого подхода к санкционной политике (Великобритания как следовала, так и будет следовать санкционным решениям и регламентам Евросоюза или ООН) — «только об оптимизации работы внутри казначейства и взаимодействии с другими ведомствами». Но даже такие изменения могут оказаться весьма существенными, заявили РБК юрист Рид Уиттен из Sheppard Mullin и старший партнер Zaiwalla & Co. Сарош Зайвалла, а упоминание OFAC — влиятельного игрока глобальной санкционной политики США — явно не случайно, уверены они.
Бюджету выгодно
После того как минюст США в 2007–2008 годах начал активно преследовать нарушения закона о противодействии коррупции за рубежом (FCPA) и в 2011–2012-м довел штрафы по этой статье до рекордных уровней, Великобритания последовала этому примеру и приняла аналогичный, очень жесткий закон о взяточничестве (Bribery Act), напоминает Уиттен из Sheppard Mullin. «Возможно, теперь Великобритания обратила внимание на крупные взыскания по санкционным делам минфина и минюста США и увидела возможность извлекать прибыль из ужесточения контроля и за соблюдением санкций», — рассуждает он.
С ним согласен партнер Peters & Peters, соавтор блога о европейских санкциях Майкл О’Кейн: «Возможно, правительство хочет ужесточить наказания в отношении нарушителей санкций, учитывая, что в Великобритании штрафы за это в настоящее время существенно ниже, чем у американского OFAC».
Доходная статья
$1,2 млрд управление по контролю за иностранными активами США взыскало в общей сложности с банков и компаний за нарушение режима санкций в 2014 году (годом ранее $137 млн)
Из них $963,6 млн было взыскано с французского банка BNP Paribas за нарушение санкций против Кубы, Судана и Ирана, что стало рекордным штрафом в истории OFAC. Дело против BNP Paribas согласованно вели OFAC, минюст США, прокуратура Манхэттена, финансовый регулятор штата Нью-Йорк и федеральная резервная система. В обмен на урегулирование обвинений банк, проводивший незаконные транзакции в интересах Судана, Ирана и Кубы, согласился выплатить почти $9 млрд — рекордную сумму в санкционных делах. Кейс BNP Paribas стал поворотным: власти США показали, что могут привлечь к ответственности любой финансовый институт в любой стране мира, и готовы к самым жестким действиям для охраны своих санкционных режимов.
$51 млн было взыскано с голландской авиакосмической компании за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана
$9,49 млн – с «Банка Москвы» за нарушение санкций в отношении Ирана
$5,99 млн – с голландской туристической компании CWT BV за нарушение санкций против Кубы
$4,07 млн – с американского производителя аудио и видео-техники Epsilon Electronics за нарушение санкций против Ирана
В британском бюджетном документе прямо указано на перспективу «существенных наказаний» для тех, кто обходит санкции. В США угроза крупных штрафов сама по себе удерживает фирмы от злоупотреблений санкционными лазейками, но «текущий британский подход менее агрессивный и более компромиссный», — говорит О’Кейн. Партнер французской юрфирмы SYGNA Partners, профессор международного права Жан-Марк Тувенэн (представлял иранские банки в суде ЕС) добавляет: контроль за британским финансовым сектором давно опирается на принцип саморегулирования — «частным игрокам финансовой системы оставлено право оценивать с большим запасом самостоятельности, как правильно достигать целей, обозначенных законом».
«Возможно, теперь Великобритания считает, что такой подход в отношении финансовых санкций не работает, настало время по-настоящему принуждать к исполнению экономических санкций, введенных Евросоюзом», — рассуждает Тувенэн.
Под давлением США
Сарош Зайвалла, отстаивающий интересы иранского банка Mellat в судах Великобритании и ЕС по делам о санкциях, уверен, что британское правительство находится под давлением Соединенных Штатов, которые настаивают на более строгом контроле. Он напоминает: в деле банка Mellat британские власти действовали в связке с правительством США. Правительство Великобритании может пересмотреть банковское регулирование и потребовать от своих банков и иностранных банков, работающих в Соединенном Королевстве, более строгого режима комплаенса, предполагает Зайвалла.
«Возможно, США оказали определенное дипломатическое давление на Великобританию, чтобы Лондон повысил действенность своих санкционных правил», — соглашается Рид Уиттен. Прямая отсылка к OFAC как к ведомству, чей опыт Великобритания собирается учесть, подтверждает давно известный факт, что британские власти часто «работают рука об руку с США в вопросе экономических санкций», добавляет Тувенэн.
Но представитель британского минфина подчеркивает, что казначейство не собирается брать на себя ту же роль, что OFAC выполняет в США. «OFAC делает много вещей, которые мы в казначействе сейчас не делаем. Но мы заинтересованы в том, чтобы учиться на передовом опыте других стран с целью продолжать совершенствовать применение финансовых санкций от начала до конца», — заявил РБК представитель казначейства.
«Британское казначейство располагает отличным послужным списком в работе над политикой финансовых санкций и их применением», — уверяет он. Но Жан-Марк Тувенэн не исключает, что иностранные финансовые компании могут злоупотреблять статусом Лондона как глобального финансового хаба и некоторой лояльностью британских властей. Тем временем США продолжают преследовать европейские банки, в том числе британские, за обход американских санкционных режимов. С 2009 года штрафам были подвергнуты Lloyds, Barclays, Standard Chartered, HSBC и RBS (причем RBS на 80% принадлежит британскому правительству).
Принципы OFAC
«OFAC, как кажется, пользуется гораздо более централизованным влиянием на санкционную политику США, нежели казначейство на санкционную политику Великобритании», — отмечает О’Кейн из Peters & Peters. Если в Британии санкционную политику определяет министерство иностранных дел, а минфин ее только исполняет, то OFAC имеет значительно больше веса в установлении и проведении санкционной политики. Общий подход OFAC юрист характеризует так: «Санкции формулируются очень широко, имена, попадающие в санкционные списки, отбираются очень тщательно, бремя уточнения деталей и due diligence [проверка контрагентов и транзакций на соответствие санкционному режиму] оставлено за участниками рынка».
Ключевой особенностью OFAC является неоднозначность санкционных ограничений, неопределенность толкований. Зачастую ведомство сознательно поддерживает такую неоднозначность, оставляя за самими компаниями бремя анализа и интерпретации. В одном из ответов на часто задаваемые вопросы на сайте минфина США OFAC прямо предупреждает: его собственные мнения и интерпретации, которые однажды были доведены до сведения юристов или отдельных компаний, но не опубликованы, в дальнейшем могут поменяться без уведомления. Иными словами, если какая-либо компания узнала от OFAC, что определенный вид транзакций не нарушает санкций, она не может быть уверена, что в следующий раз OFAC не поменяет свое мнение.
Последствия для России
Великобритания как член Евросоюза исполняет все санкционные решения и регламенты ЕС, в том числе относящиеся к России и Украине. «Пересмотр [обозначенный в бюджетном плане на 2015/16 финансовый год] будет посвящен тому, как казначейство может наиболее эффективно исполнять финансовые санкции, включая санкции ООН или ЕС», — заявил РБК представитель британского минфина.
Евросоюз принимает обязательные для всех своих участников решения по санкциям, но оставляет каждой стране право самой контролировать исполнение санкций (включая интерпретацию положений, не проясненных в общеевропейских документах) и назначать меру ответственности за нарушения. Поэтому можно сказать, что в ЕС фактически действует не один санкционный режим, а 28 и российские компании (например, «Роснефть») уже сталкивались с различиями в подходах стран ЕС к одним и тем же санкциям.
«Предлагаемые изменения могут привести к тому, что правительство Великобритании станет преследовать британские и другие компании, ведущие бизнес в России, за санкционные нарушения, — замечает Рид Уиттен. — Если органам, ответственным за принудительное исполнение санкций, предоставят больше ресурсов и свободы действий, это может оказать сковывающий эффект (chilling effect) на деловые отношения между Великобританией и Россией». При этом если Британия начнет блюсти исполнение санкций более жестко, чем другие страны ЕС, это может стать стимулом для бизнеса, работающего «на грани» запрещенной и дозволенной деятельности, перемещаться в другие европейские страны. Власти наверняка учтут этот риск, считает юрист, поэтому постараются избежать драматических изменений.
Санкции Ее Величества
Обязанности по разработке санкций и введению эмбарго в Великобритании возложены на МИД королевства, а контролем соблюдения режима ограничительных мер занимается Служба финансового надзора (Financial Conduct Authority, FCA).
В числе наиболее используемых Великобританией мер:
– запрет на поставки оружия и оказание иной военной помощи – технической поддержки, обучения, финансирования и так далее;
– запрет на поставку оборудования, которое может быть использовано для внутренних репрессий;
– финансовые санкции в отношении государственных органов, членов правительств, связанных с ними компаний и террористических организаций, а также физических лиц, связанных с этими организациями;
– ограничение въезда в Великобританию
– эмбарго на закупку сырья или товаров у санкционных стран или компаний
Сейчас санкции Великобритании действуют в отношении Армении, Азербайджана, Белоруссии, Китая, Ливии, Сирии, России и других стран.