ОБСЕ: Косово и Черногория - не пример для Приднестровья
По словам главы ОБСЕ, приднестровский конфликт следует решать с соблюдением принципа неприкосновенности границ, суверенитета и территориальной целостности Молдавии.
Как сообщили в пресс-службе Министерства реинтеграции Молдавии, в ходе встречи В.Шова и К.де Гухт обсудили механизмы приднестровского урегулирования, отметив в этой связи, что представленный в мае 2005г. украинский план разрешения конфликта остается базовым документом в переговорном процессе. На встрече подчеркивалась необходимость возобновления переговоров в формате "5+2", и молдавская сторона высказала свою полную готовность к этому.
Говоря о комплексе мер, необходимых для демилитаризации Приднестровского региона, стороны рассмотрели перспективы преобразования нынешнего миротворческого механизма в многонациональную миссию наблюдателей под международным мандатом. В.Шова также отметил, что политическое решение приднестровского конфликта состоит в определении для региона специального статуса в составе Республики Молдова с соблюдением суверенитета и территориальной целостности страны.
Ранее сегодня делегация 17 стран НАТО, а также страны ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) призвали Россию в обязательном порядке выполнить обязательства по выводу войск и вооружения с территории Молдавии и Грузии.
Стоит напомнить, что некоторое время назад Координационный совет общественных организаций Приднестровья высказался за вынесение на всенародный референдум вопроса о включении Приднестровья в состав Российской Федерации как правопреемницы СССР. Еще одним вопросом на референдум предложено вынести вопрос о согласии жителей на то, чтобы Приднестровье вошло в состав Молдавии на правах автономии, как того добивается официальный Кишинев.
По мнению членов Координационного совета, отрицательное высказывание по вопросу о вхождении ПМР в состав Молдавии на правах автономии автоматически денонсирует все договоренности, касающиеся построения общего конфедеративного (федеративного) Молдавского государства. В то же время утвердительный ответ на вопрос о вхождении ПМР в состав России позволит Тирасполю инициировать процесс принятия Приднестровья в состав Российской Федерации.
В Кишиневе, впрочем, к идее референдума относятся скептически. Вряд ли результаты народного волеизъявления всерьез повлияют на ситуацию в регионе, поскольку Москва, равно как и ЕС, признает территориальную целостность Молдавии. Россия при этом выступает гарантом права ПМР на независимую внешнеэкономическую деятельность. Именно это право, по мнению Тирасполя, нарушают Молдавия и Украина, требуя оформления молдавских таможенных документов для приднестровских грузов.
Новые таможенные формальности по сути превратились в блокаду для Приднестровья. Потери региона от блокадных мер Украины и Молдавии, по состоянию на 10 мая, составили 141,374 млн долл. Согласно данным Министерства экономики Приднестровья, потери республиканского бюджета достигли 9 млн 135 тыс. долл., местных бюджетов - 3 млн 915 тыс. Социальный фонд потерял 8,67 млн долл. Потери хозяйствующих субъектов-экспортеров Приднестровья оцениваются в 71,6 млн долл.