Политологи исключили коррекцию украинского закона о коренных народах
Почему Владимир Путин критикует законопроект о коренных народах Украины
Инициированный украинским президентом Владимиром Зеленским законопроект о коренных народах Украины ущемляет интересы русских, заявил 30 июня президент России Владимир Путин. «Русский народ объявляется некоренным на этой территории — это вообще уму непостижимо», — сказал российский лидер в ходе очередной прямой линии, рассуждая о российско-украинских отношениях.
Объявление русских некоренными жителями Украины может спровоцировать их отъезд из страны, продолжил Путин: «К чему это приведет? К тому, что часть людей может уехать. Но куда ехать-то? Квартира, работа и так далее, тогда вынуждены будут переписывать, что они чувствуют себя людьми второго сорта».
О чем идет речь в законе о коренных народах Украины
Законопроект о коренных народах Украины был внесен офисом президента на рассмотрение Верховной рады 18 мая, когда Украина отмечает День памяти жертв геноцида крымско-татарского народа (в России этот день тоже является памятным).
Внесенный в срочном порядке законопроект утверждает, что коренные народы Украины сформировались на территории Крымского полуострова и ими должны считаться крымские татары, караимы и крымчаки. (По данным Би-би-си, численность крымских татар — около 300 тыс. человек, порядка 90% из них проживают в Крыму, примерная численность караимов — 1,2 тыс. человек, крымчаков несколько сотен.) То обстоятельство, что законопроект касается только крымских народов, объясняется необходимостью защищать их интересы «в связи с временной оккупацией Автономной республики Крым и города Севастополя и постоянными нарушениями Российской Федерацией основных прав и свобод граждан Украины, в частности коренных народов», проживающих на этих территориях.
Согласно законопроекту, коренные народы имеют право на самоопределение, равную правовую защиту, свой политический статус в рамках Конституции и законов страны, определение своей национальной символики, а также на свободное экономическое, социальное и культурное развитие. Им разрешается соблюдать и развивать духовные, религиозные и культурные традиции и обычаи, сохранять материальное и нематериальное культурное наследие. Кроме того, коренные народы могут создавать свои учебные заведения или сотрудничать с другими заведениями для изучения своего языка, создавать свои СМИ и получать финансирование своих представительских органов из госбюджета. Представители коренных народов также могут быть включены в состав делегаций Украины для участия в международных организациях, конференциях и переговорах, касающихся их прав.
Владимир Путин не первый раз критикует этот законопроект. Так, 9 июня он сказал, что деление народностей Украины на коренные и некоренные очень напоминает практику нацистской Германии.
Через неделю, 16 июня, положительное заключение на законопроект и рекомендацию вынести его на рассмотрение Рады дал ее комитет по соблюдению прав человека и реинтеграции временно оккупированных территорий Крыма, Севастополя, Луганской и Донецкой областей (Россия считает Крым и Севастополь законно вошедшими в ее состав). Рассмотрен законопроект будет 1 июля, на внеочередном заседании парламента, созванном по инициативе Зеленского, указано на сайте Рады.
Повлияет ли позиция Москвы на принятие законопроекта
Позиция президента России никак не повлияет на принятие этого законопроекта, заявил в разговоре с РБК украинский политолог Владимир Фесенко. Он обращает внимание, что этот законопроект касается только трех народов. В тексте законопроекта не упоминаются ни русские, о которых говорил Путин, ни украинцы, ни другие народы, населяющие Украину, поясняет эксперт. Права других народов, в том числе украинцев, русских, венгров и других, описаны как в Конституции Украины, которая гарантирует равенство всех граждан, независимо от этнического происхождения, и устанавливает обязанность государства защищать коренные народы и национальные меньшинства, так и в законах, касающихся национальных меньшинств, в том числе в законе «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» (согласно этому закону, русский язык считается языком национального меньшинства).
Внутри страны тоже жестко критикуют положения закона о коренных народах (в частности, известно, что против него будет голосовать фракция партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ), против одного из лидеров которой, Виктора Медведчука, на Украине были введены санкции. — РБК), но исполнительная власть приняла однозначное решение провести его, хотя и непонятно, как его использовать на практике, добавляет украинский политический аналитик Андрей Бузаров.
Принятие законов о коренных народах является широко применяемой практикой, говорил в интервью Deutsche Welle бывший председатель консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы по защите прав нацменьшинств, профессор Университета Вероны Франческо Палермо. Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба ранее обращал внимание, что закон о коренных народах есть и в России и он также не касается прав русского народа. На Украине такого закона прежде не было, хотя понятие «коренной народ» присутствует в Конституции. По мнению Палермо, невключение в перечень коренных украинских народов русских, белорусов и молдаван, проживающих на территории Украины, объясняется тем, что они не являются коренными народами, а представляют собой национальные меньшинства.
Согласно российскому закону 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов», к коренным народам причисляются народы, «проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы» и насчитывающие менее 50 тыс. человек. В украинском законопроекте критерия отнесения к группе коренных по численности нет. В нем коренные народы описаны как автохтонная (местная) этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытных языка и культуры, имеет традиционные социальные, культурные или представительные органы, является этническим меньшинством и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины, как, например, русские в России.