Не вернулись из Алеппо: почему был сбит российский вертолет в Сирии
Вертолет Ми-8, сбитый в Сирии в понедельник, 1 августа, согласно официальному заявлению Министерства обороны России, возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». По данным военного ведомства, воздушное судно потерпело крушение «в результате обстрела с земли». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о сбитом Ми-8, а также сообщил, что все, кто был в вертолете — три члена экипажа и два офицера российского центра по примирению, — погибли. При этом Песков уточнил, что точной информации о числе жертв нет.
По данным издания «Газета.Ru», командиром экипажа сбитого Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов. Вместе с ним погибли летчик-штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов.
Была ли защита
Близкое к сирийской оппозиции информационное агентство STEP опубликовало видеозаписи с места крушения вертолета через несколько часов после аварии. Издание демонстрирует бортовой номер сбитого вертолета — RF-95585. Согласно реестру российских воздушных судов этот бортовой номер закреплен за вертолетом Ми-8АМТШ. На корпус судна был нанесен номер 212.
Вертолет с тем же бортовым номером в июне 2016 года попал в видеосюжет агентства ANNA-News. В видеоролике вертолет забирает сирийскую девочку Сидру, пострадавшую в ходе обстрела Алеппо.
Изучив фотографии вертолета с бортовым номером RF-95585, группа независимых расследователей вооруженных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) пришла к выводу, что на судне был установлен авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск». Комплекс создает вокруг вертолета электронный купол и защищает все, что попадает под этот купол.
Представитель «Концерна Радиоэлектронные технологии», разработавшего комплекс, не смог подтвердить наличие «Витебска» на сбитом в Сирии Ми-8АМТШ. Однако по словам военного аналитика Антона Лаврова, данный комплекс устанавливается на все новые модификации вертолета.
Несмотря на наличие «Витебска», вертолет мог быть поражен пулеметным огнем или же мелкокалиберным зенитным орудием, считает военный эксперт Василий Кашин. «Даже если по Ми-8АМТШ стреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса, от которого защищает «Витебск», ракета могла пройти», — считает эксперт.
Помимо этого, отмечают опрошенные РБК эксперты, в ходе полета экипаж выключает комплекс защиты. «Обычно он работает на взлете и посадке, когда вертолет максимально уязвим», — объясняет Лавров.
За последние несколько недель количество сбитых самолетов сирийской авиации увеличилось, отмечает эксперт. Лавров утверждает, что это связано с поставкой исламистам и повстанцам переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Эксперт обращает внимание на то, что в условиях войны в Сирии военным не хватает полной картины происходящего. «Нельзя исключить засады на пути или пролет над вражеской группой противника», — считает аналитик.
Реактивные снаряды
Судя по опубликованным с места событий фотографиям, вертолет нес контейнеры неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). Как утверждают опрошенные РБК эксперты, это было необходимо для обороны вертолета, а не для участия в атакующих действиях.
Очевидцы разместили в социальных сетях видеоролики, на которых видны контейнеры НУРС.
По словам военного летчика, пожелавшего остаться анонимным, экипажи Ми-8, выполняя полеты в зоне боевых действий, постоянно используют данное вооружение. «То, что он перевозит гуманитарную миссию, не значит, что он не может себя защищать», — объясняет летчик.
По словам Лаврова, экипаж зачастую не снимает контейнеры для экономии времени. «Если это единичная операция, то снимать НУРС незачем», — объясняет эксперт.
Гуманитарные цели
Вертолет был сбит в провинции Идлиб, недалеко от деревни Тель-Султан. Район крушения находится по пути из Алеппо в Латакию, где находится российская авиабаза Хмеймим.
По словам начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, восточная граница провинции Идлиб находится под контролем террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России). Об этом говорит и карта Министерства обороны, продемонстрированная в октябре 2015 года.
«Предполагалось, что вертолет, возвращаясь с гуманитарной миссии, полетит по защищенному маршруту, но, видимо, на пути стала диверсионная группа противника с ПЗРК», — размышляет военный эксперт Константин Сивков. По его мнению, в таких условиях стоит использовать штурмовые вертолеты сопровождения, которые выдвигаются по маршруту и прикрывают основной вертолет.
О старте гуманитарной операции, в которой участвовал сбитый Ми-8, 28 июля сообщил министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в городе было открыто три гуманитарных коридора для выхода людей из Алеппо. Населению пообещали предоставить горячее питание и оказать медицинскую помощь. За три дня в Алеппо было доставлено 14 т гуманитарных грузов, сообщил журналистам 30 июля начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. Губернатор Алеппо Мохаммад Марван Эльби позже подтвердил, что три гуманитарных коридора было открыто.
Несмотря на заявленные цели операции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов считает, что одной из задач российских и сирийских военных была подготовка к штурму Алеппо. «Было ясно, что рано или поздно встанет необходимость по-настоящему штурмовать Алеппо и вести бои в городских кварталах», — утверждает эксперт. По его словам, вести бои в густонаселенных кварталах сложно, именно поэтому сирийская армия при поддержке российской группы ВКС выводит из Алеппо гражданское население.
Меламедов отмечает, что битве за иракский город Фаллуджу в мае—июне 2016 года также предшествовала гуманитарная операция по выводу населения.
С ним не согласен военный аналитик Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России. По его словам, главной задачей гуманитарной операции является «минимизация жертв среди гражданского населения». Эксперт не отрицает, что выход гражданского населения облегчит возможность для ведения боевых действий в городе.
Потери в Сирии
За 306 дней военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. В провинции Алеппо погиб военнослужащий Никита Шевченко, сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, сработало самодельное взрывное устройство.
В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших Российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.