Госдума отложила вопрос об освобождении из тюрем 100 тыс. человек
Суды не успеют
Законопроект о пересчете сроков предлагает засчитывать каждый день, проведенный людьми в СИЗО, за полтора дня колонии общего режима и воспитательной колонии и за два — колонии-поселения. Для заключенных колоний строгого и особого режимов сокращения сроков не предполагается — они представляют наибольшую опасность для общества, поясняли авторы проекта.
Инициатива была внесена в Госдуму в июне 2008 года группой депутатов-единороссов во главе с председателем комитета палаты по законодательству Крашенинниковым, тогда же поддержана без замечаний правительством и Верховным судом, но в первом чтении принята лишь в феврале 2015 года. В случае принятия закона из заключения единовременно будет освобождено много людей — «это будет круче амнистии», потому что закон будет действовать «и вперед, и назад» во времени, а не только назад, как амнистия, говорил Крашенинников при обсуждении документа в первом чтении на пленарном заседании Думы.
Соавтор проекта, депутат-единоросс Александр Хинштейн прогнозировал освобождение до 100 тыс. человек после пересчета сроков. Следственным органам придется серьезнее подходить к выбору меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых; людей не так часто будут помещать в СИЗО, говорил во время обсуждения проекта в Думе и Крашенинников.
На сбор поправок ко второму чтению проекта было отведено 30 дней (он должен был закончиться в марте), но подготовка инициативы застопорилась — проект оказался связан с готовившимся проектом амнистии к 70-летию Победы, говорил РБК собеседник в комитете Думы по законодательству. Оба проекта предполагают увеличение нагрузки на суды — из-за большого количества освобождаемых людей, пояснял источник.
В Кремле и Думе ожидали освобождения по амнистии 350–400 тыс. человек, однако речь не только о заключенных, но и о подследственных. За первый месяц действия амнистии освобожден 50541 человек, сказал во вторник врио замглавы ФСИН Валерий Максименко (цитата по РИА Новости). Большую часть амнистированных составляют осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы (более 42 тыс. человек), следует из слов Максименко.
Проект амнистии и законопроект о пересчете сроков действительно связаны: судьба данной инициативы будет решена после того, как истечет срок действия амнистии, подтвердил Крашенинников.
Амнистия была объявлена Думой в конце апреля и будет действовать полгода — до конца октября.
Сложности для силовиков
Против закона о пересчете сроков возражают силовые ведомства — в частности, МВД, сказал РБК собеседник в профильном комитете. Крашенинников это не комментирует.
Источник во ФСИН в разговоре с РБК подчеркнул, что тюремное ведомство нейтрально относится к инициативе. По словам собеседника, если инициатива будет одобрена парламентом и подписана президентом, в ведомстве готовы пересчитать сроки заключения и выпустить тех, кого будет необходимо, на свободу. В условиях сокращения бюджетных расходов сокращение численности спецконтингента — дополнительная экономия для ФСИН, отметил источник.
Но в ведомстве есть опасения, что после принятия закона заключенные будут умышленно затягивать пребывание в стенах и без того переполненных столичных СИЗО, чтобы сократить фактический срок лишения свободы, уточнил собеседник РБК, близкий к руководству московского управления ФСИН.
Эту точку зрения разделяет и еще один собеседник в Следственном департаменте МВД. По его мнению, обвиняемые будут стараться максимально затягивать следственные действия и судебный процесс, чтобы провести это время в СИЗО.
Собеседник РБК, близкий к руководству МВД, заверил, что ему ничего не известно о негативных отзывах ведомства на законопроект Крашенинникова. Проект касается уголовно-исполнительной системы, а не процессуальной стороны уголовного права, указал источник РБК в СКР. По его словам, в этом ведомстве не считают, что законопроект отразится и на работе следователей.
«Арест на время следствия и суда всегда был одним из инструментов давления на подследственных. Содержание в СИЗО зачастую стараются осложнить, например, ограничивая в свиданиях. Лишь бы человек, зная какой у нас процент оправдательных приговоров, захотел скорее во всем признаться, согласился на суд в особом порядке [без исследования доказательств] и уехал в колонию, где есть хотя бы свежий воздух, длительные свидания с родными», — отмечает основатель социальной сети для заключенных Gulagu.net Владимир Осечкин. По его мнению, новый законопроект, напротив, потребует от следствия более ответственной работы и соблюдения разумных сроков расследования уголовных дел.