Совфед одобрил закон о регистрации Telegram-блогеров в Роскомнадзоре
Совет Федерации одобрил закон, который обязывает владельцев телеграм-каналов с 10 тыс. подписчиков передавать о себе данные в Роскомнадзор. Трансляция пленарного заседания ведется на сайте верхней палаты. Ранее законопроект был принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях.
Новыми нормами дополняется закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Глава Минцифры Максут Шадаев уточнял, что это касается и владельцев каналов на видеохостинге YouTube.
Какие именно данные нужно будет передавать блогерам в РКН и как, определит правительство. В законопроекте это называется «персональные страницы», имеющие более 10 тыс. «пользователей социальной сети». Во время заседания комитета по информационной политике Госдумы 29 июля депутаты, однако, уточнили, что речь будет идти именно о числе подписчиков конкретного аккаунта, а не об охватах постов или совокупной аудитории блогера.
Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин подчеркивал, что раскрытие информации о владельцах телеграм-каналов повышает ответственность их авторов и делает «информационный оборот» более прозрачным. Глава комитета по информполитике Александр Хинштейн уточнял, что каналы, выполнившие требования законодательства, будут маркироваться соцсетями.
Шадаев также рассказывал, что компании-рекламодатели смогут проверить, исполняет ли тот или иной телеграм-канал закон, включен ли в реестр Роскомнадзора и, соответственно, можно ли размещать на нем рекламу. «Будет сервис Роскомнадзора, через «Госуслуги» вы сможете спросить. Соответственно, вам скажут, да [или] нет. Персональные данные собственника раскрываться не будут, но будет подтвержден факт регистрации канала в соответствующем реестре», — пояснял министр.
Глава агентства TelecomDaily, владелец канала TMT Channel (8,6 тыс. подписчиков) Денис Кусков заявил РБК, что государству выгодно знать и контролировать все информационные ресурсы, которые могут воздействовать на аудиторию. Критическая отметка 10 тыс., по его словам, логична, хотя более объяснимым был бы уровень 50 тыс. подписчиков. «Пока не до конца понятен механизм взаимодействия. Судя по всему, он будет носить уведомительный характер, — отмечает Кусков. — Мы, со своей стороны, будем это исполнять, поскольку мы уже зарегистрированы как СМИ и работаем по лицензии. Но для тех блогеров, козырем которых выступала анонимность, определенные проблемы возникнуть могут».
Автор телеграм-канала о стартапах The Edinorog (31 тыс.) Дмитрий Филонов в разговоре с РБК отметил, что не понимает, какую именно информацию о нем как об авторе канала хочет получать Роскомнадзор. «Но вообще об авторах каналов, которые продают рекламу вбелую, и так известно довольно много, как минимум ФИО и ИНН из-за обязательной маркировки, — напомнил он. — А по этим данным, думаю, Роскомнадзор вполне может у налоговой запросить и данные о доходе». На вопрос, планирует ли он сам передавать о себе данные в ведомство, Филонов ответил, что это «зависит от того, какие именно данные хочет получать Роскомнадзор».