Мэрия Москвы объяснила выселение Amnesty International
Пресс-служба департамента имущества Москвы подтвердила РБК, что 2 ноября городские власти заменили замки в помещении на Большой Никитской улице, где располагается офис Amnesty International. В ответе департамента говорится, что городская собственность площадью 61 кв. м «является свободной от договорных отношений и нахождение любых третьих лиц в ней — незаконно».
По словам сотрудников пресс-службы, ранее офис был предоставлен по договору аренды организации «Международная амнистия лимитед». Срок договора истек в январе 2008 года и был продлен при условии, что одна из сторон вправе отказаться от договора, предупредив другую за три месяца. В департаменте заявляют, что «в связи с существенными нарушениями условий по оплате аренды» арендатора попросили погасить задолженность в течение месяца и предупредили, что в случае отказа через три месяца договор расторгнут.
«Данная претензия недобросовестным арендатором была проигнорирована. Вследствие чего Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внесена запись в ЕГРП о прекращении договора. В связи с чем помещение было закрыто и опечатано. Для вывоза имущества организации необходимо в течение двух недель направить официальное обращение в департамент городского имущества г. Москвы», — говорится в ответе пресс-службы.
В департаменте уточнили, что город на постоянной основе отслеживает законность и добросовестность использования своей собственности. Только в 2016 году от нарушителей освобождено более тысячи объектов недвижимости.
Эта акция направлена на удушение общества и правозащитников, независимых от российского финансирования, заявил РБК директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин. У организации, по его словам, есть все финансовые документы об оплате, включая счета за октябрь — в среду НКО должна была оплатить аренду за текущий месяц.
С 2008 года Amnesty International, говорит Никитин, каждый раз пыталась продлить договор аренды, но департамент имущества ограничивался письмом, в котором подтверждал, что организация остается арендатором. «Они экономят правдой. Например, весной в результате длительных сражений мы наконец-то узнали, что ставка повысилась и у нас задолженность около 1 млн руб. И сразу же оплатили. Их пресс-релиз — это или лукавство, или непрофессионализм», — уверен Никитин.
Он отмечает, что в письме департамента не указана дата претензий, которые якобы направили в НКО чиновники. Amnesty International не собирается переезжать из занимаемого помещения и пока сотрудники планируют работать из дома, заявил директор российского представительства.
Утром в среду сотрудники Amnesty International обнаружили запечатанным свой офис в Москве. Об этом первым сообщил в Facebook сотрудник организации Иван Кодратенко. «Офис опечатан, замки выломаны (и вставлены новые), написано, что нужно обращаться в департамент городского имущества Москвы с письмом, чтобы вывезти вещи», — написал он.
Представитель организации Александр Артемьев рассказал РБК, что Amnesty снимает офис у департамента государственного имущества Москвы на протяжении последних 20 лет. Собеседник уверял РБК, что правозащитники не получали ни предупреждений, ни разъяснений и всегда исправно платили за аренду — последний раз в октябре.
Ранее в Кремле заявили, что не располагают информацией об опечатывании офиса международной правозащитной организации Amnesty International в Москве. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал: «В первый раз об этом слышу. Я абсолютно не располагаю никакой информацией на этот счет» (цитата по «Интерфаксу»).
Amnesty International занимается привлечением внимания к нарушениям прав человека в разных странах. В феврале этого года организация в своем ежегодном докладе раскритиковала ситуацию с соблюдением прав человека в России. По мнению экспертов Amnesty, в стране ограничивается свобода выражения мнений, собраний и объединений, а НКО подвергаются давлению. Правозащитники указывали и на проблемы ЛГБТ-движения в России. Кроме того, Amnesty регулярно критиковала действия российских военных в Сирии, отмечая бомбежки гражданского населения.