Турция отказала России в полете по договору об открытом небе
Турция отказала России в наблюдательном полете над своей территорией, он должен был пройти в рамках Договора об открытом небе. Об этом заявил начальник управления Минобороны по контролю за выполнением договоров Сергей Рыжков, передает ТАСС.
Полет планировалось осуществить с 1 по 5 февраля на самолете Ан-30Б. Маршрут предполагал, в частности, наблюдение районов на границе с Сирией и аэродромов, где сосредоточена авиация НАТО.
Анкара не объявляла никаких предварительных условий или ограничений на предстоящий полет, однако когда российская миссия приехала в Турцию и озвучила маршрут, «турецкие военные отказали в его [полета] проведении, ссылаясь на указание Министерства иностранных дел Турции», сказал Рыжков.
Своим решением Турция создала «опасный прецедент неконтролируемой военной деятельности одного из государств» договора, подчеркнул представитель Минобороны. Россия не намерена оставлять эти нарушения «без должного внимания и соответствующей реакции», отметил он.
Минобороны проанонсировало предстоящий наблюдательный полет 1 февраля. Он должен был стать первым в 2016 году. Инспекторы должны были стартовать с аэродрома открытого неба Эскишехир в этот же день и пролететь на Ан-30Б до 1,9 тыс. км. Как отмечал Рыжков, полет согласован с Турцией, а турецкие специалисты на борту проконтролируют порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдения положений договора.
Турция нарушила свои обязательства, она не имела права отказывать России, заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
«Турция является участником многостороннего соглашения об открытом небе. И если мне не изменяет память, государства-участники не имеют права отказывать в проведении таких инспекций в случае если соблюдены все регламентные нормы», — сказал Косачев журналистам (цитата по «Интерфаксу»).
Договор об открытом небе был подписан в 1992 году. Сейчас его участниками являются 34 государства. Цель договора — укрепление взаимопонимания и доверия. Россия ратифицировала его 26 мая 2001 года.
Отношения между Анкарой и Москвой обострились после того, как турецкие военные сбили российский Су-24 на границе с Турцией. Они заявляли, что он нарушил воздушную границу Турции, российское Минобороны эти обвинения отвергало. Президент Владимир Путин назвал инцидент ударом в спину тем, кто борется с терроризмом, Россия ввела санкции против турецких граждан и компаний, приостановив импорт турецких продуктов.
30 января Турция вновь обвинила Россию в нарушении воздушного пространства. Речь шла о самолете Су-34 ВВС России, который 29 января неоднократно получал предупреждения о приближении к границе на русском и английском языках, однако, как заявляют в Анкаре, все равно ее нарушил.
В свою очередь Минобороны снова опровергло обвинения Анкары. В оборонном ведомстве назвали его «голословной пропагандой». Контролирующие радары могут установить лишь высоту, курс и скорость объекта в воздухе, но не его принадлежность, подчеркнул представитель Минобороны Игорь Конашенков. Это можно сделать только при помощи прямого визуального контакта с другого самолета, которого не было, добавил он.