Bloomberg узнал о планах Польши вдвое сократить закупки нефти у России
Польша в феврале собирается снизить поставки нефти по трубопроводу «Дружба» из России с 500 тыс. т в январе до 220 тыс. т, пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Как указывает агентство, это связано с тем, что польская нефтеперерабатывающая компания Orlen решила не продлевать контракт с российской «Роснефтью» и продолжит действовать только контракт с «Татнефтью». По данным ТАСС, он истекает в декабре 2024-го.
В Orlen заявили Bloomberg, что 90% сырой нефти, которая перерабатывается на заводах компании, будет поступать не из России, а от других поставщиков.
Польский телеканал TVP сообщал в декабре 2022 года со ссылкой на пресс-службу Orlen, что один из долгосрочных контрактов с российскими поставщиками нефти, истекающий в январе, компания не собирается продлевать, а еще один перестанет действовать после введения соответствующих санкций против России. Конкретные компании в Orlen не называли.
В ноябре 2022 года Польша заявила о необходимости введения санкций против «Дружбы», причем против обеих веток (северная идет в Польшу, а затем в Германию, южная — в Чехию, Венгрию и Словакию). Reuters писал, что это связано с нежеланием Варшавы платить штраф за возможный разрыв контракта с «Татнефтью».
В декабре 2022 года еще одна российская компания, «Транснефть», сообщила, что Orlen подала заявку на транзит 3 млн т российской нефти по «Дружбе» в 2023 году.
РБК направил запрос в Министерство климата и окружающей среды Польши, в пресс-центр «Роснефти» и пресс-службу «Татнефти», а также пресс-центр Orlen.
Евросоюз с декабря 2022 года ввел эмбарго на поставки российской нефти — но запрет не затрагивает трубопроводную нефть, а касается только морских поставок. Кроме того, был введен потолок цен в размере $60 за баррель.
Польша и Германия, получающие нефть по «Дружбе», заявляли, что прекратят ее закупки к концу 2022 года. О намерении Варшавы и Берлина отказаться от трубопроводной российской нефти говорила и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, к концу прошлого года в ЕС должно было поступать только 10% от всего объема нефти, покупавшейся Евросоюзом у России, — по южной ветке «Дружбы».