Еще не война: каковы причины и последствия обострения ситуации в Карабахе
Кто первый начал: война версий
Ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта обострилась в ночь на субботу, 2 апреля. Сначала стало известно, что вооруженные силы Нагорно-Карабахской Республики (НКР) сбили вертолет вооруженных сил Азербайджана, о чем сообщила армянская сторона, сразу обвинившая противника в начале наступления по всей линии соприкосновения. Баку, в свою очередь, заявлял, что действовал в ответ на наступление армянской стороны.
В субботу Азербайджан заявлял о взятии некоторых опорных пунктов. Ереван это отрицал. Однако в воскресенье Армия обороны НКР сообщила, что в ходе наступления освободила стратегически важный пост в направлении Талиш, накануне захваченный азербайджанскими силами.
Расходятся версии сторон и о потерях противника. За 1 и 2 апреля потери азербайджанской стороны составили более 200 убитыми, говорится в сообщении Армии обороны Нагорного Карабаха. Министерство обороны Азербайджана в своих сообщениях признает гибель лишь 12 своих военнослужащих. По данным Баку, с армянской стороны погибли и получили ранения более 100 военных. Армия обороны Нагорного Карабаха потери не раскрывала. А президент Армении Серж Саргсян приводил данные только 2 апреля: 18 погибших, 35 раненых.
Всего за два дня азербайджанская армия потеряла 14 танков, свыше пяти БТР, а также БМП, подвело предварительный итог днем 3 апреля Минобороны Армении. Министерство обороны Азербайджана признает потери одного вертолета Ми-24 и повреждение на мине одного танка, при этом рапортует о том, что с армянской стороны были уничтожены десять танков, 15 артустановок и укрепленные инженерные сооружения.
На линии соприкосновения нет независимых наблюдателей, отмечает эксперт по политическим процессам в постсоветских странах Аркадий Дубнов, получить объективную информацию из зоны невозможно.
20 лет без войны
Нынешние границы Нагорного Карабаха сложились в результате войны, длившейся с 1991 по 1994 год, и включают не только территорию автономной Нагорно-Карабахской области, которая в советское время входила в состав Азербайджанской ССР, но и семь районов Азербайджана. Гражданская кампания по отделению населенного преимущественно армянами Нагорного Карабаха от Азербайджана началась в 1987 году после вспышки межнациональных столкновений в Армении и Азербайджане. В полномасштабные военные действия конфликт перешел в 1991 году. Перемирие было заключено в 1994 году, Азербайджан потерял до 13% своей территории, а Нагорный Карабах получил фактическую независимость.
Первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян заявил, что противник предпринял беспрецедентные с 1994 года действия. «Количество инцидентов растет не один год, сегодняшнее обострение не внезапная ситуация. В 2014 году впервые с заморозки конфликта был сбит вертолет, в начале декабря прошлого года впервые были использованы танки. Мы видим повышение планки насилия», — говорит Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ.
Армяно-азербайджанский конфликт из-за Карабаха часто называют «замороженным», но это некорректный термин, указывает Томас де Ваал из европейского центра Карнеги. Перемирие 1994 года держалось исключительно на сдержанности и политических расчетах лидеров Армении и Азербайджана, решивших, что возобновление войны не в их интересах, поэтому линия соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха долгое время была относительно тихой зоной, где легковооруженные солдаты сидели в окопах за колючей проволокой, но в последнее время ситуация становилась все более угрожающей, считает эксперт.
За прошедшее десятилетие Азербайджан потратил миллиарды долларов на закупку новых вооружений: вертолетов, беспилотников, истребителей МиГ и тяжелой артиллерии, многое было куплено у России, Армения также укрепляла оборону, и тоже главным образом за счет вооружений, приобретенных у России (причем со скидкой), указывает де Ваал. Эта техника постепенно подтягивалась в зону конфликта, где на 20 тыс. солдат с обеих сторон приходится всего шесть невооруженных наблюдателей ОБСЕ.
Что дальше?
Международное сообщество пытается урегулировать карабахский конфликт уже без малого четверть века. Этим занимается Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются Россия, США и Франция. Во вторник в Вене должна состояться очередная встреча этой группы. Но до сих пор сторонам немногого удалось добиться. В 2009 году Минская группа предложила сторонам основные принципы урегулирования, которые включают в себя возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, гарантий безопасности и самоуправления, обеспечение Армении и Нагорному Карабаху связывающего их коридора.
В прошлом году переговорный процесс активизировался: в частности, осенью в Баку и Ереване побывал российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Тогда «Коммерсантъ» писал, что один из вариантов мирного плана выглядит так: армяне возвращают Азербайджану контроль над большей частью захваченных ими азербайджанских территорий вокруг Карабаха, но при этом сохраняют Лачинский коридор, обеспечивающий связь горной республики с Арменией, и, возможно, еще один коридор. Баку, согласно этому варианту, официально не признает отделения Карабаха, но обязуется не решать вопрос военным путем. Гарантией выполнения соглашений могло бы послужить размещение в зоне конфликта международных миротворцев (ООН или ОДКБ), а также демилитаризация возвращенных Азербайджану районов. Однако ни одна из сторон не высказывала публичной готовности обсуждать и поддержать такой план, а власти Нагорного Карабаха настаивают на том, что для любого обсуждения сначала надо включить их в состав переговорной группы.
Пока логика сторон диаметрально противоположна, отмечает Александр Крылов, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН: Азербайджан требует возвращения всех территорий, Карабах указывает на то, что был проведен референдум, предпосылок для сближения позиций сейчас нет, наоборот, с обеих сторон последние годы идет нагнетание риторики, возрастает воинственность.
Сейчас ни России, ни США, ни ЕС не нужна разморозка конфликта в Нагорном Карабахе, считает Маркедонов: «Ключевые игроки будут делать все возможное, чтобы это остановить, не в их интересах усложнение повестки дня при перегруженности другими вопросами». Свое неодобрение в связи с нынешним обострением конфликта высказали президент России Владимир Путин и представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини.
Россия, являющаяся союзником Армении в том числе по военно-политическому блоку ОДКБ, призвала к сдержанности. Министры иностранных дел и обороны России Сергей Лавров и Сергей Шойгу 2 апреля провели переговоры со своими коллегами в Азербайджане и Армении. Россия остается самой влиятельной третьей силой в карабахском конфликте, но она не контролирует ситуацию в зоне боевых действий, указывает де Ваал. Тем более Москва не может заставить ни Армению, ни Азербайджан использовать свои армии так, как ей нужно, военные подразделения подчиняются только президентам своих стран, так что влияние России на карабахские события меньше, чем кажется, указывает эксперт.
«Самое опасное в том, что Нагорный Карабах может стать еще одним полем реального противостояния между Россией и Турцией», — предупреждает эксперт по политическим процессам в постсоветских странах Аркадий Дубнов. Анкара во главе с таким решительным лидером, как Реджеп Тайип Эрдоган, не сможет не поддержать своих союзников в Баку, а это, в свою очередь, не может не вызвать ответную реакцию Москвы, которая является союзником Армении, указывает он. В субботу Эрдоган выразил Баку поддержку.
Россия в Армении
В Армении у России имеются военная база в Гюмри и авиабаза на аэродроме Эребуни недалеко от Еревана. Пресс-служба Южного военного округа 20 февраля сообщала, что Россия отправила на авиационную военную базу Эребуни истребители четвертого поколения МиГ-29, модернизированный МиГ-29С и модернизированный транспортный вертолет Ми-8МТ, прошедшие капитальный ремонт.
Тесное сотрудничество с Россией является главной частью плана Еревана по защите спорного карабахского региона, пишет Стокгольмский институт мира. Россия поставляет Армении большое количество вооружений, в прошлом году правительство России объявило о планах выделить Армении кредит до $200 млн для их покупки.